Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
“Ворон! Где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?”
Ворон ворону в ответ:
“Знаю,будет нам обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.
Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая”.
Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждет милого,
Не убитого, живого.
Детектив/англ./- раскрывать,обнаруживать.
Оформление: портреты Пушкина А.С. и Даля В.И.; словари; музыкальное оформление; триптих: хозяйка и терем, вороны, убитый богатырь.
Урок-игра выполняет несколько функций: обучающую, коммуникативную, регулятивную, релаксационную, психотехническую.
Класс разбивается на группы, получая темы исследовательских работ.
1 тема: “Свидетели и соучастники…”
2тема: “ Определить тему стихотворения”
3тема: “Что рассказал словарь?”
4 тема: “ Репортаж с места преступления.”
* * *
В начале урока учитель сообщит о факте убийства богатыря, о необходимости выяснения причин гибели, о необходимости провести расследование.
1 группа ребят подготовили список предполагаемых свидетелей и соучастников преступления,и что они делают на данный момент.
Богатырь… “В чистом поле под ракитой…”
Хозяйка… “Ждет милого…”
Сокол… “В рощу улетел…”
Вороны… “Ворон! Где б нам отобедать?”
Недруг… “На кобылку …сел…”
Кобылка знает: “Кем убит и отчего”.
2 группа расследования выссказывает предположения об убийце, формулируют тему.
/Предположения бывают фантастические, но пусть каждый ребенок выскажется - “делу” это не помешает./
Желательно все версии записать на доску, так как эта запись покажет наглядно, что единой темы нет,преступник на свободе, свидетели сказать не могут…Обратимся к группе 3, которая работала со словарями. Оказывается, что сокол - птица дрессированная, привыкающая к хозяину, к своей сокольне /помещение, где содержатся соколы/. Богатырь - силач, великан. Ворон - птица вещая. (См.словарь В.И.Даля).
Дальнейшие вопросы:
- Почему богатырь - силач, храбрый и счастливый воин, витязь, великан, побивающий одним махом десяткм врагов/!/ - в чистом поле/!/ убитый/!/ под ракитой/!/? Ракита/ива,верба/ - повод улики убийцы.
- Почему богатырь сидел на КОБЫЛКЕ? /Суффикс уменьшительно-ласкательный!/ Не пристало богатырю на кобылке ездить!
- Почему сокол не полетел домой? Почему он знает, кем убит и отчего?
- Почему второй ворон знает всё, всё, всё?
Примерные ответы:
- Утром богатыря проводила на охоту жена,она вывела ему старую лошадь.
Пушкин называет её хозяйкой – вот она и распоряжается…Возможно, богатырь уже стар, а жена молодая…
- Богатырь доезжает до “чиста поля” и останавливается у ракиты, чтобы дать себе и лошадке роздых.
- Ворон провожает богатыря от крыльца до ракиты. Где ему было и быть, как ни у дома, в котором случится беда? /См.народное творчество/. Вороны часто летают над домами, предсказывая несчастье. “Всякому бы ворону на свою голову каркать”, “Ворон каркает к несчастью..”
- Недруг убивает богатыря сонного,иначе бы он его не одолел. Узнать бы, кто его послал по следу?
Звучит реплика /самый интересный момент/: “А не хозяйка ли подослала?” Ворон откровенно признает, что “кем убит и отчего, знает сокол /конечно видел/ лишь его, да “кобылка вороная” /тоже свидетель!/, да… “хозяйка молодая”.Читаем последние строчки:
А хозяйка ждет милого,
НЕ УБИТОГО, ЖИВОГО…
Так кого ждет хозяйка?…Недруга! /Заказное убийство - вот что это такое!/
Последний штрих: зачем соколу /верному!/ лететь домой, к такой хозяйке?
Сокол в рощу улетел…
Учитель обращает внимание детей на 3 иллюстрации, знакомит с новым словом/
ТРИПТИХ /cм. cловарь/. Три картины на одну тему - триптих. О чем это стихотворение?
- О предательстве!
- Об убийстве! Учитель обращает внимание на то, как важно вдумчиво читать стихи, как важно поразмышлять над прочитанным…
Работает 4 группа “Репортаж с места преступления”. Если ба сокол умел говорить…/ ворон…кобылка…/
Ребятам захочется прочитать стихотворение вслух. Учитель может спросить, почему в стихотворении нет заголовка. Дети правильно отмечают, что заголовок-прогноз отражает тему. Если бы поэт озаглавил, “загадки” бы не получилось. Когда тайна разгадана, можно придумать заглавие, что ребята с удовольствием и делают: “Злодейство”, “Тайна убийства”, “Хозяйка-злодейка”, “Тайна гибели богатыря…”
С произведением не хочется расставаться, так как каждый ученик чувствует себя участником большого расследования - вот почему следующий этап работы можно назвать “Как это было..” и предложить написать сочинение-изложение “Что знал сокол?”
Сказка-ложь или сказка-урок? Какой урок? /Итог урока/.
Д\З /на выбор/
- Выучить стихотворение наизусть
- Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: “Признание богатыря”, “Признание хозяйки”, “Что видел второй ворон?”
- * Подобрать стихотворение с “загадкой”. /Неудачи здесь не будет: сколько стихотворений /скольких авторов/ будет прочитано!/