Урок-детектив: "Кем убит и отчего…"(По стихотворению А.С. Пушкина "Ворон к ворону летит"), 5-й класс

Разделы: Литература, Технология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии

Класс: 5


Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
“Ворон! Где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?”
Ворон ворону в ответ:
“Знаю,будет нам обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.
Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая”.
Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждет милого,
Не убитого, живого.

Детектив/англ./- раскрывать,обнаруживать.

Оформление: портреты Пушкина А.С. и Даля В.И.; словари; музыкальное оформление; триптих: хозяйка и терем, вороны, убитый богатырь.

Урок-игра выполняет несколько функций: обучающую, коммуникативную, регулятивную, релаксационную, психотехническую.

Класс разбивается на группы, получая темы исследовательских работ.

1 тема: “Свидетели и соучастники…”

2тема: “ Определить тему стихотворения”

3тема: “Что рассказал словарь?”

4 тема: “ Репортаж с места преступления.”

* * *

В начале урока учитель сообщит о факте убийства богатыря, о необходимости выяснения причин гибели, о необходимости провести расследование.

1 группа ребят подготовили список предполагаемых свидетелей и соучастников преступления,и что они делают на данный момент.

Богатырь… “В чистом поле под ракитой…”

Хозяйка… “Ждет милого…”

Сокол… “В рощу улетел…”

Вороны… “Ворон! Где б нам отобедать?”

Недруг… “На кобылку …сел…”

Кобылка знает: “Кем убит и отчего”.

2 группа расследования выссказывает предположения об убийце, формулируют тему.

/Предположения бывают фантастические, но пусть каждый ребенок выскажется - “делу” это не помешает./

Желательно все версии записать на доску, так как эта запись покажет наглядно, что единой темы нет,преступник на свободе, свидетели сказать не могут…Обратимся к группе 3, которая работала со словарями. Оказывается, что сокол - птица дрессированная, привыкающая к хозяину, к своей сокольне /помещение, где содержатся соколы/. Богатырь - силач, великан. Ворон - птица вещая. (См.словарь В.И.Даля).

Дальнейшие вопросы:

- Почему богатырь - силач, храбрый и счастливый воин, витязь, великан, побивающий одним махом десяткм врагов/!/ - в чистом поле/!/ убитый/!/ под ракитой/!/? Ракита/ива,верба/ - повод улики убийцы.

- Почему богатырь сидел на КОБЫЛКЕ? /Суффикс уменьшительно-ласкательный!/ Не пристало богатырю на кобылке ездить!

- Почему сокол не полетел домой? Почему он знает, кем убит и отчего?

- Почему второй ворон знает всё, всё, всё?

Примерные ответы:

- Утром богатыря проводила на охоту жена,она вывела ему старую лошадь.

Пушкин называет её хозяйкой – вот она и распоряжается…Возможно, богатырь уже стар, а жена молодая…

- Богатырь доезжает до “чиста поля” и останавливается у ракиты, чтобы дать себе и лошадке роздых.

- Ворон провожает богатыря от крыльца до ракиты. Где ему было и быть, как ни у дома, в котором случится беда? /См.народное творчество/. Вороны часто летают над домами, предсказывая несчастье. “Всякому бы ворону на свою голову каркать”, “Ворон каркает к несчастью..”

- Недруг убивает богатыря сонного,иначе бы он его не одолел. Узнать бы, кто его послал по следу?

Звучит реплика /самый интересный момент/: “А не хозяйка ли подослала?” Ворон откровенно признает, что “кем убит и отчего, знает сокол /конечно видел/ лишь его, да “кобылка вороная” /тоже свидетель!/, да… “хозяйка молодая”.Читаем последние строчки:

А хозяйка ждет милого,
НЕ УБИТОГО, ЖИВОГО…

Так кого ждет хозяйка?…Недруга! /Заказное убийство - вот что это такое!/

Последний штрих: зачем соколу /верному!/ лететь домой, к такой хозяйке?

Сокол в рощу улетел…

Учитель обращает внимание детей на 3 иллюстрации, знакомит с новым словом/

ТРИПТИХ /cм. cловарь/. Три картины на одну тему - триптих. О чем это стихотворение?

- О предательстве!

- Об убийстве! Учитель обращает внимание на то, как важно вдумчиво читать стихи, как важно поразмышлять над прочитанным…

Работает 4 группа “Репортаж с места преступления”. Если ба сокол умел говорить…/ ворон…кобылка…/

Ребятам захочется прочитать стихотворение вслух. Учитель может спросить, почему в стихотворении нет заголовка. Дети правильно отмечают, что заголовок-прогноз отражает тему. Если бы поэт озаглавил, “загадки” бы не получилось. Когда тайна разгадана, можно придумать заглавие, что ребята с удовольствием и делают: “Злодейство”, “Тайна убийства”, “Хозяйка-злодейка”, “Тайна гибели богатыря…”

С произведением не хочется расставаться, так как каждый ученик чувствует себя участником большого расследования - вот почему следующий этап работы можно назвать “Как это было..” и предложить написать сочинение-изложение “Что знал сокол?”

Сказка-ложь или сказка-урок? Какой урок? /Итог урока/.

Д\З /на выбор/

  • Выучить стихотворение наизусть
  • Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: “Признание богатыря”, “Признание хозяйки”, “Что видел второй ворон?”
  • * Подобрать стихотворение с “загадкой”. /Неудачи здесь не будет: сколько стихотворений /скольких авторов/ будет прочитано!/