Урок-встреча по рассказу К. Паустовского "Снег"

Разделы: Литература


Людям хотелось бы все сохранить – и розы, и снег.

А.И.Герцен.

Всегда следует стремиться к прекрасному.

О. Бальзак.

1. Вступительное слово.

К. Паустовский. Мы произносим эту фамилию, и нам сразу представляется средняя полоса России: Волга, Кама, Ока, Мещера. Это самый счастливый край для писателя. Он писал об этом так: “Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки”.

- Каким вам человеком представляется К. Паустовский?

(Романтик, любил природу, много путешествовал.)

- О чём писал? (О жизни, о том, что видел.)

Да, он любил писать о том, что видел, о людях, с которыми встречался. “Каждая минута, каждое брошенное слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, - писал Паустовский, - каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - всё это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями эти миллионы песчинок, собираем их из этого сплава, выковываем свою золотую розу”.

-Что за розу имел в виду писатель? (Произведения)

2. А сейчас перенесёмся в зиму. Представим себе зимнюю картину. Снег…

  1. Какие ассоциации вызывает у вас слово “снег”?
  2. Какие зимние строчки вспоминаются?

(Под голубыми небесами великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит)

(Чудная картина, как ты мне родна.
Белая равнина, полная луна.)

(Мороз и солнце! День чудесный!)

- Что же такое снег? (Что-то необычное)

3. У Паустовского снег разный. Посмотрим какой.

- “Летел густой, медленный снег. Глядя на торжественное падание снега, вдыхая запахи лесов, подступающих к Петербургу, Кипренский думал, как он счастлив, что родился в России”. (Повесть “Орест Кипренский”) (Патриотическое чувство)

- “Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое. Может быть, это густой снег, падающий всю ночь”. (Рассказ “Ручьи, где плещется форель”)

(Снег – любовь)

- Рассказ “Стекольный мастер”. “Все гуще падал снег, засыпая могилу бабки Гани. И всё сильнее зима завладевала лесами, нашим садом, всей жизнью. И вся рязанская земля казалась мне теперь особенно милой”. (Снег – память).

4. Рассказ “Снег”

- Ваши мысли после прочтения рассказа?

- О чём рассказ?

- Сюжет рассказа?

- Разбирая произведение, остановимся на пяти фрагментах. Работать будем в пяти группах.

1 группа – первый фрагмент.

“Однажды ночью она проснулась. Снега светили в окно”.

- Что необычного показалось во фразе? В каком числе стоит слово “снег”?

Что видится за этим? Как светили окна? Какая была жизнь у Татьяны Петровны? Найдите детали, подтверждающие это?

(Снега светили – огромное пространство холодной военной зимы, окна светят тускло – жизнь мрачная, даже язычок свечи вздрагивал)

2 группа – чтение письма Потапова к отцу.

- Какие воспоминания у Николая? Что для него Родина?

(Вспоминает зимний пейзаж: сад, беседка)

- А что для вас малая Родина?

3 группа – мысли и действия Татьяны Петровны после прочтения письма?

(Нужно что-то менять: повесила колокольчик, расчистила дорожку, настроила рояль, поставила подсвечник, зажгла свечи и заиграла на рояле)

- Чем наполнилась жизнь героини?

(Верой, надеждой, ожиданием)

4 фрагмент – рассказать о Николае Потапове.

- Где находится? Чем занимается? Обратить внимание на картины природы. Что оживило картину природы, когда приехал домой?

(Воевал, был ранен, получил отпуск, едет домой, узнал ,что отца нет, а в доме живут чужие люди. Природа в тон: небо сизое, ветер выдувал из глаз слёзы. Оглянулся: дом, сад и … дым!)

5 фрагмент – дальнейшие его действия.

- Что удивило, когда подошел к дому? Какие картины природы рисует Паустовский? Какой снег?

(Подошел к дому, сад как бы вздрогнул: узнал его. Удивило, что во дворе всё, как было раньше: значит, люди добрые живут. На улице идёт снежок.)

5. Итак, снег.

- Что же такое снег? Почему рассказ назван так?

(Снег – главный герой, малая Родина, отчий дом, суровость войны, одиночество, радость встречи)

Что вы думаете о дальнейшей жизни героев?

 6. Слово учителя.

Всегда нужно верить, стремиться к прекрасному и учиться видеть мир вокруг себя. Воспитать же душевную чуткость, деликатность к прекрасному в природе, людях призван мир Паустовского, который каждому напоминает о том, что всё это вечно.

7. Рефлексия.

1. Есть французское выражение, что великие мысли исходят из сердца. Какие мысли возникли

У вас? Составим акростих или синквейн.

(Учащиеся составляют индивидуально или в парах.)

Снова мысли бегут вперёд,
Нужно всегда верить в лучшее,
Если даже на сердце трудно,
Голову вверх подними.

Снег.
Необычный, разный.
Манит, вызывает воспоминания, раздумья.
Это всегда что-то родное.
Отчий дом.

2. Заполнить лист самооценки.

Лист самооценки моей работы

ФИ_____________________________________________

Критерии оценки:

1 – совсем не присутствует;

2 – присутствует, но редко;

3 – часто;

4 – всегда.

- Я активно участвую в обсуждении _____________
- Я предлагаю ценные идеи _____________
- Я слушаю внимательно, обобщаю _____________
- Я делал всё самостоятельно _____________

Сумма баллов

_____________

 7. Итог (на фоне музыки)

Паустовский писал: “Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе”. Лучшей памятью о нём стали его произведения. Они оставили добрый след в вашей памяти. Писатель обращается к вам: “Сделай и ты свою жизнь мелодичной, похожей на музыку”. Пусть это свидание со снегом напоминает вам о добром и светлом.