Тема: Жизнь и творчество М.А.Булгакова.
Цели:
- познакомить студентов с жизнью и творчеством русского писателя М.А.Булгакова,
- вызвать интерес и желание познакомиться с ним.
Оформление урока:
- портрет писателя,
- фотографии,
- выставка книг М.Булгакова и о М.Булгакове.
Он гений!
А.А.Ахматова
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
II. Работа над темой урока.
1. Вступительное слово преподавателя. Булгаков вошел в русскую и мировую литературу, прежде всего как автор романа “Мастер и Маргарита”, который многие считают лучшим романом ХХ столетия.
В “Пантеоне ХХ века”, создание которого задумано в США, среди самых выдающихся людей столетия будет значиться имя русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова.
Анна Андреевна Ахматова посвятила М.Булгакову проникновенные стихи: из цикла “Венок мертвым” “Вот это я тебе, взамен могильных роз…”
2. Сообщение первой творческой группы.
Он был веселый, артистичный, закрытый, не терпящий фамильярности; он ненавидел ложь, высокомерие, тупость, однообразие, карьеризм. Был смел и прямолинеен.
Всегда жизнерадостный, легкий на подъем, всегда подобранный, с немного подпрыгивающей походкой, остроумный. К.Г.Паустовский, который учился вместе с Булгаковым в Первой Киевской гимназии, вспоминал: “Мишу отчитывал инспектор гимназии за прозвище, припечатанное не кому-нибудь, а директору: “Ядовитый глаз и язык имеете, - с сокрушением говорил инспектор Бодянский. Ученик вверенной нашему директору гимназии обозвал этого самого директора “Маслобоем”! “Ядовитый глаз и язык” - это осталось у него навсегда.
Булгаков родился 3 мая 1891 в Киеве, в доме №4, в семье магистра Киевской Духовной Академии, доцента кафедры древней гражданской истории. Всего в семье было семеро детей. Булгаковы увлекались музыкой, литературой и поэзией, ставили домашние спектакли. Михаил Афанасьевич любил увертюры и сцены из опер. Он играл на пианино и пел арии. Уже гимназистом старших классов Булгаков стал писать драмы и рассказы.
С 1906 года семья Булгаковых снимала тот самый дом №13 на Андреевском спуске, в который Булгаков впоследствии поселит Турбининых из своего романа “Белая гвардия”. Здесь, в этом доме, семья пережила самые страшные месяцы осени – зимы 1906 – 1907 годов: умирал отец.
В марте 1907 года Михаил Булгаков, которому не было еще и шестнадцати, стал старшим в семье, оставшейся без отца.
3. Сообщение второй творческой группы.
По окончании гимназии Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 22 года, будучи студентом, он женился на Татьяне Николаевне Лаппа, столбовой дворянке, дочери управляющего Саратовской казенной палатой. А через год началась Первая мировая война, и Булгаков работал в полевых госпиталях.
Вскоре его отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей в Сычевском районе Смоленской губернии. Через год он стал работать в Вязьме. Этот период его жизни известен по автобиографическим “Запискам юного врача”. Основное их содержание – эпизоды врачебной работы автора. Они очень эмоциональны и полны юмора.
Из воспоминаний жены Татьяны Николаевны Лаппа.
18 сентября 1917 года Булгакову выдала удостоверение Сычевская уездная земская управа, в котором перечислялись проделанные им за год операции, среди которых – одна ампутация бедра (рассказ “Полотенце с петухом” - о красавице, попавшей в мялку), трахеотомия (“Стальное горло”), - операция, приведшая к тяжелым личным последствиям врача (“Морфий”). Указано было, что “1 раз произведено под хлороформным наркозом удаление осколков раздробленных ребер после огнестрельного ранения” - тот самый человек, у которого “было видно легкое и мясо груди висело клоками”, и который через полтора месяца “ушел у меня из больницы живой” (“Пропавший глаз”). В справке указано, что за год в стационаре пребывало 211 человек, а на амбулаторном приеме 15361 человек (т.е. в среднем по 40 с лишним человек за день, считая все праздники.)
Февральскую революцию Булгакову довелось встретить в родном городе. Власть в Киеве вплоть до 1920 года часто менялась: петлюровцы, большевики, деникинцы…
В автобиографии 1937 года Булгаков писал, что он был мобилизован всеми властями, последовательно занимавшими город.
И февральскую революцию 1917 года, и Октябрьский переворот Булгаков встретил отрицательно. Его настроение найдет свое отражение в высказываниях главного героя романа “Белая гвардия” - старшего Турбина.
В 1919 году Булгаков как врач был командирован на Северный Кавказ. Первая жена писателя, Татьяна Лаппа, вспоминает: “Его направили во Владикавказ, в военный госпиталь. Там он начал печатать свои публицистические статьи в газетах – и всю жизнь вынужден был скрываться, что печатался в газетах при белых”.
Предлагаем отрывок из фельетона “Грядущие перспективы”, датированный 1919 г., где так ярко прослеживается беспокойство писателя за будущее страны…
“Наша несчастная родина находится на самом дне позора и бедствий, в которые ее загнала “великая социальная революция”. На Западе кончилась великая война великих народов. Теперь они зализывают свои раны.
Конечно, они поправятся, очень скоро поправятся! И всем, у кого, наконец, прояснится ум, всем, кто не верит жалкому бреду, что наша злостная болезнь перекинется на запад и поразит его, станет ясен тот мощный подъем титанической работы мира, который вознесет западные страны на невиданную еще высоту мирного могущества.
А мы?
Мы опоздаем…
Мы так сильно опоздаем, что никто из современных пророков, пожалуй, не скажет, когда же, наконец, мы догоним их и догоним ли вообще?
Там, на Западе, будут сверкать бесчисленные электрические огни, летчики будут сверлить покоренный воздух, там будут строить, исследовать, печатать, учиться…
А нам нужно будет платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни… Платить за безумие мартовских дней, за безумие дней октябрьских, за самостийных изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег…за все!.. И мы, представители неудачного поколения, умирая в чине жалких банкротов, вынуждены будем сказать своим детям: “Платите, платите честно и вечно помните социальную революцию!”. Какое сильное эмоциональное впечатление производит этот отрывок!
Зима 1919 – 1920 года – переломная в жизни Булгакова: он навсегда бросил медицину и отдался литературе, работал в местном театре. Театр денег не платил – только выдавали постное масло и огурцы. Пройдет много лет, и Татьяна Николаевна расскажет: “Когда госпиталь расформировали, в первых месяцах 1920 года, заплатили жалованье – “ленточками”. Такие деньги были – кремовое поле, голубая лента. Эти деньги никто не брал, только в одной лавке – и я на них скупала балыки… (Эти скупаемые напоследок балыки возникнут в романе “Мастер и Маргарита”, где Арчибальд Арчибальдович последним выйдет из горящего ресторана “с двумя балыковыми бревнами под мышкой”, а Коровьев вынесет оттуда “цельную семгу в шкуре и с хвостом”). “Жили мы в основном на мою золотую цепь – отрубали по куску и продавали. Она была витая, как веревка, чуть уже мизинца толщиной…родители мне ее подарили…” Я вообще не понимаю, как он в тот год остался жив – его десять раз могли опознать”.
Булгаков дважды хотел уехать из России: первый раз в конце февраля – начале марта 1920 года тяжелый тиф не дал ему эвакуироваться с Белой армией, о чем он долго сожалел; второй раз Булгаков пытался уплыть в конце лета 1921 года на одном из теплоходов в Константинополь. Вел с кем-то переговоры, чтобы его спрятали в трюме. Но отъезд так и не состоялся.
В конце сентября 1921 года Булгаков приехал в Москву, с тем “чтобы остаться в ней навсегда”. Началась борьба за выживание. Вскоре он получил жилье: в доме №10 по Большой Садовой, который неоднократно будет фигурировать в его произведениях.
На вопрос: “Какое время было для вас самое тяжелое?” - Татьяна Николаевна ответит: “Хуже…было в первый год в Москве. Бывало, что по три дня ничего не ели. Не было ни хлеба, ни картошки, а продавать мне уже было нечего…”
4. Сообщение третьей творческой группы.
В 1923 г. в альманахе “Пробуждение” были опубликованы “Записки на манжетах” - первая крупная повесть Булгакова, состоящая из 3-х частей. Третья часть связывается с Москвой, а первые две - с Кавказом. Она включает раздумья и вопросы среднего интеллигента (Миши), голодного поэта, который не понял и не принял революции, убегал от новой жизни, но в итоге вынужден был искать в ней для себя место. Герой чувствует себя стражем чести, справедливости, добра, обесцененных, по его мнению, революцией. В повести впервые проявилась яркая особенность индивидуального стиля Булгакова – лаконизм. Для некоторых глав характерен “телеграфный стиль”, т.е. манера письма в духе телеграмм. (Гл.III. Лампадка; гл. XIV. Домой и др.). В “Записках на манжетах” Булгаков дословно привел отзывы своих противников: “Я – “волк в овечьей шкуре”. Я – “господин”. Я – “блуждающий подголосок”. В повести Михаил Афанасьевич признается, что в 1921 году имел намерение эмигрировать и именно с этой целью добирался от Владикавказа до Батума. Читатели встретили эту повесть восторженно.
В 1922 – 23 гг. Булгаков публикует свои очерки и фельетоны: “Москва Краснокаменная”, “Сорок сороков”, “Банщица Иван”, “Говорящая собака”. Однако журналистика не привлекала писателя. Настоящей работой он считал свои рассказы, повести и романные замыслы.
В 1924 – 25 годах М.А.Булгаков пишет сатирические повести “Дьяволиада” и “Роковые яйца”, вслед за ними – повесть “Собачье сердце” (“на родине писателя повесть была опубликована только в 1987 году.)
5. Сообщение четвертой творческой группы.
С сюжетом “Роковых яиц” перекликается сюжет повести “Собачье сердце”. Само название “Собачье сердце” взято из трактирного куплета: “На второе – пирог, начинка из лягушачьих ног, с луком, с перцем. Да с собачьим сердцем!”. Только в последней медико-биологический эксперимент уступает место эксперименту социальному и нравственно-психологическому. Пародируются попытки большевиков сотворить нового человека, призванного стать строителем коммунистического общества.
Профессор Преображенский – человек высокой культуры, скептично относящийся к революционному процессу, противник насилия. В качестве единственно возможного принципа воздействия на разумное существо он признает ласку: “Террором ничего поделать нельзя”. Его попытки привить Шарикову элементарные культурные навыки терпят крах. В Полиграфе Полиграфовиче неискоренима его собачье - уголовная натура, но он великолепно вписывается в социалистическую действительность и делает завидную карьеру: от существа неопределенного статуса до начальника подотдела очистки Москвы от бродячих животных.
Читателю открывается также, что процесс, который искусственно спровоцировал профессор Преображенский, давно совершается в самой действительности. В реальной жизни было достаточно шариковых и швондеров. Писатель как бы предсказал кровавые чистки 30-х г. уже среди самих коммунистов, когда одни швондеры карали других, менее удачливых.
Булгакова волнует судьба ленинского эксперимента, начатого в октябре 1917 года, волнует то, что разбуженная энергия масс будет обращена в зло и подобно тому, как “первопричиною этой катастрофы следует считать именно профессора Владимира Ипатьевича Персикова”.
Красный луч в повести “Роковые яйца” и лучи жизни профессора Ефросимова в пьесе “Адам и Ева” имеют своим первоначальным импульсом киевскую легенду 1918 – 1919 гг.: из воспоминаний киевлянина Букреева Е.Б.: “Помню, когда наступали большевики в 1918 году – в городе было отпечатано и расклеено большое объявление: предупреждались граждане города, что против наступающих будут применены лучи смерти! А в начале Цепного моста стояли прожектора с синими стеклами. И когда их включили – войска, наступавшие из-за Днепра, кинулись в первый момент врассыпную… Действительно, эффект от этих прожекторов в соединении со слухами был очень сильный…”
Объявление в киевских утренних “Последних новостях” от 29 января 1919 года:
“Приказ о фиолетовых лучах.
…довожу до сведения населения Черниговщины, что начиная с 28 января с.г. против большевиков, которые идут войной на Украину, грабят и уничтожают народное имущество, будут пускаться в ход фиолетовые лучи, которые ослепляют человека. Эти лучи одинаково ослепляют и тогда, когда человек к ним спиной. Для того, чтобы избегнуть ослепления, предлагаю населению прятаться в погребы, землянки и вообще такие помещения, куда лучи не могут проникнуть. Извещаю вас, граждане, об этом, чтобы избегнуть ненужных жертв”.
Булгаков превратил ослепляющий фиолетовый луч в красный луч жизни в повести “Роковые яйца”. Красный луч символизирует социалистическую революцию в России, навсегда отождествленную в истории с красным цветом, с противостоянием красных и белых в недавно завершившейся кровопролитной гражданской войне.
Действие перенесено в воображаемое недалекое будущее – 1928 г., когда новая экономическая политика будто бы привела к резкому подъему уровня жизни народа. Профессор изобретает способ необыкновенно быстрого размножения яиц при помощи красных солнечных лучей. Советский работник, Семен Борисович Рокк, крадет у профессора его секрет и выписывает из-за границы ящики куриных яиц. На границе спутали яйца гадов и кур, и Рокк получил яйца голоногих гадов. Он развел их у себя, и полчища гадов двинулись на Москву. Но в августе наступают фантастические морозы “и гады вымерли”. Гениальное открытие профессора Персикова, которое могло бы принести вселенское благо, неожиданно оборачивается катастрофой. Профессор гибнет от рук объятой ужасом толпы.
Катастрофа, которая происходит в повести из-за небрежного обращения с красными лучами, предупреждает и о возможной трагической судьбе социалистического эксперимента в России.
Владимир Ипатьевич Персиков – это своеобразная пародия на Председателя Совета Народных Комиссаров Владимира Ильича Ленина (проставляя при публикации время и место завершения работы, Булгаков сразу ориентировал читателей на год и место смерти Ленина и на октябрь как на месяц Октябрьской революции).
6. Рассказ преподавателя о дальнейшей творческой судьбе М.А.Булгакова.
В 1925 г. началась публикация социально-философского романа “Белая гвардия”, в котором отразились основные положения мировоззрения Булгакова: это во многом автобиографический роман, основан на личных впечатлениях писателя в Киеве (в романе – Городе) конца 1918 – начала 1919г. Семья Турбинных – это в значительной степени семья Булгаковых, Турбины – девичья фамилия бабушки Булгаковых. Прототипами героев стали киевские друзья и знакомые. Михаил Афанасьевич стремился показать народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине. Главный герой Алексей Турбин.
Ведущие мотивы произведения “сконцентрированы” в эпиграфах. Во фрагменте из “Капитанской дочки” Пушкина запечатлена картина бурана: “Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. – Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!” Выбором отрывка Булгаков выражает свое отношение к историческим катаклизмам: они неотвратимы, но последствия их ужасны. Обращение к Пушкину расширяет границы времени в романе. Второй эпиграф символизирует пространство вечности: “И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими”. В нем переплетены мотивы вины и расплаты человека.
Индивидуальная жизнь семьи Турбинных оказывается соотнесенной с историческим и вечным.
Изображая противостояние разрушительной войны и вечных мирных ценностей, Булгаков пишет современную историю войны и мира, продолжая тем самым традиции Л.Н.Толстого.
По мотивам “Белой гвардии” Булгаков создает пьесу “Дни Турбинных”. Ее постановка во МХАТе вызвала целый поток негативных откликов критики. Пьесу обвиняли во “враждебности”, рассматривали как попытку оправдать белое движение (критики А.Цеповский, О.Литовский и др.). Но постановка “Турбинных” понравилась Сталину. В письме к драматургу Билль-Белоцерковскому вождь написал: “…Если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным, значит большевики непобедимы… “Дни Турбинных” есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма…”
В 1926 году в театре Вахтангова шла булгаковская пьеса “Зойкина квартира” об авантюристах и мошенниках всех мастей. Михаил Афанасьевич работал и над другими драматургическими произведениями – пьесами “Бег” и “Багровый остров”. “Бег” к постановке так и не допустили.
В 1929 году все пьесы Булгакова были сняты со сцены, его никуда не принимали на работу – даже рабочим сцены, даже типографским рабочим. Он был обречен на полную нищету. В 1930 году Михаил Афанасьевич понял, что должен обратиться в правительство: либо ему позволят уехать за рубеж, где он будет жить, зарабатывая на жизнь, либо дадут возможность работать в своей стране. Одно из семи писем, написанных Булгаковым, попало к Сталину. Сталин позвонил: “Мы получили с товарищами ваше письмо, и вы будете иметь по нему благоприятный результат”. Потом, помолчав секунду, добавил: “Что, может быть, вас, правда, отпустить за границу, мы вам очень надоели?”
Это был неожиданный вопрос. Но Михаил Афанасьевич ответил: “Я очень много думал над этим, и я понял, что русский писатель вне родины существовать не может”. Потом сказал, что хотел бы работать в художественном театре, но его туда не принимают. И Сталин ответил: “Вы подайте еще раз заявление. Я думаю, что вас примут”. Через полчаса раздался звонок из Художественного театра. Булгакова пригласили на работу. Он стал режиссером-ассистентом.
Булгаков создает новые пьесы и инсценировки, многие из них так и не ставились при жизни автора: с 1936 г. в государстве началась травля тех произведений музыки, живописи, литературы, в которых еще жила душа подлинного искусства. После премьеры была снята “Кабала святош” (“Мольер”), в день генеральной репетиции запрещен “Иван Васильевич”, та же участь постигла пьесу о Пушкине “Последние дни”.
В 1936 г. Булгаков ушел из МХАТа и поступил в Большой театр в качестве либреттиста.
В сентябре 1938 года Булгаков принимается за пьесу о Сталине, его участии в революционном движении в Грузии (Батуми). Наверное, это можно объяснить… Многолетнее непечатание, шестнадцать драматических произведений в ящике стола, регулярные отказы в просьбах о поездке за границу… Пьеса о Сталине под названием “Батум” была завершена 24 июля 1939 года. МХАТ с восторгом принял ее и собирался ставить к 60-летию Сталина. Однако, когда Сталину принесли пьесу для окончательного решения, он решил не привлекать внимания к своему прошлому. По дороге в Батум, куда Булгаков ехал в связи с будущей постановкой, ему доставили телеграмму с сообщением о том, что пьеса запрещена к постановке. Это было началом конца, спровоцировало быстрое развитие наследственной болезни – гипертонического нефросклероза.
В 1937 году Булгаков завершает последнюю – шестую – редакцию романа “Мастер и Маргарита”, хотя шлифовка текста продолжалась до смерти писателя.
За два дня до нового 1940 года Булгаков пишет своему другу детства и юности Александру Петровичу Гдешинскому письмо, проникнутое трагическим чувством конца. “…Ну вот я и вернулся из санатория… вернулся умирать. Как известно, есть один приличный вид смерти – от огнестрельного оружия, но такового у меня, к сожалению, не имеется… к концу жизни пришлось пережить еще одно разочарование – во врачах терапевтах…”
Весь февраль он редактировал свой роман. Елена Сергеевна, жена писателя, по его требованию читала то ту, то другую страницу, а он вносил поправки. Слова медленно умирали в нем. Весь организм его был отравлен болезнью. Он ослеп. Он похудел. 10 марта 1940 года Булгаков умер. На следующее утро зазвонил телефон. Говорили из Секретариата Сталина. Голос спросил: “Правда ли, что умер товарищ Булгаков?” - “Да, он умер”. Трубку положили…
До начала пятидесятых годов на могиле Булгакова не было ни креста, ни камня – лишь прямоугольник травы с незабудками да молодые деревца, посаженные по четырем углам надгробного холма. В поисках плиты Елена Сергеевна Булгакова захаживала к гранильщикам и подружилась с ними. Однажды она увидела в глубокой яме среди обломков мрамора, старых памятников огромный черный ноздреватый камень. “А что это?” - “Да Голгофа”. – “Как Голгофа?” Объяснили, что на могиле Гоголя в Даниловском монастыре стояла Голгофа с крестом. Потом на могиле поставили новый памятник, а Голгофу за ненадобностью сбросили в яму. “Я покупаю”, - не раздумывая сказала Елена Сергеевна. Камень перевезли, и он глубоко ушел в землю над урной Булгакова… По преданию, И.Аксаков сам выбрал его где-то в Крыму для могилы Гоголя.
Булгаков писал, вспоминая Гоголя: “Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью”. По слову и сбылось. Гоголь уступил свой крестный камень Булгакову.
III. Подведение итогов работы.
Слово преподавателя.
Самым трагическим образом в жизни Булгакова отразилась тема взаимоотношений Художника и Власти. Эта коллизия встречается во многих произведениях писателя: “Жизни господина де Мольера”, “Кабале святош”, “Театральном романе”, “Мастере и Маргарите”. Завершит урок хочется воспоминанием Елены Сергеевны о писателе:
“Мы познакомились очень неожиданно. Я интересовалась им давно. С тех пор как прочитала “Роковые яйца” и “Белую гвардию”. Я почувствовала, что это совершенно особый писатель. Хотя литература 20-х годов у нас была очень талантлива. Необычайный взлет был у русской литературы. И среди всех был Булгаков, причем среди этого большого созвездия он стоял как-то в стороне по своей необычности, необычности темы, необычности языка, взгляда, юмора: всего того, что, собственно, определяет писателя.
Все это поразило меня.
Я была женой генерала-лейтенанта Шиловского, прекрасного, благороднейшего человека. Была, что называется, счастлива: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей… Вообще все было хорошо. Но когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва. Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было бы ни смысла жизни, ни оправдания ее…”
Служить народу…
За что меня жали?
Я хотел служить народу…
Я никому не делал зла.М.А.Булгаков
Список литературы.
- Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. – М., 1997.
- Чудакова М.О. Жизнеописание М.Булгакова. - М., 1988.
- Яновская Л.М. Творческий путь М.Булгакова. - М., 1983.
- Соколов Б.В. Михаил Булгаков. М., 1991. №7.
- Сигов В.К., Ломилина Н.И. Уроки словесности. Русская литература ХХ века. - М., 2005.
- Пилипенко Ж.В., Говердоская И.Б. Литература. – М., 2003.
- Соколов Б.В. Энциклопедия Булгаковская. - М., 1996.