Цели урока:
- На примере ранних романтических рассказов М. Горького (в частности на основе рассказа "Старуха Изергиль") ответить на вопрос, какие нравственные качества делают человека человеком, а за какие человек был наказан.
- Познакомиться с особенностями дискуссии.
- Выработать умение отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: Портрет М. Горького, рисунки учащихся к рассказу "Старуха Изергиль", определения нравственности, романтизма, гордости, гордыни на листах формата А 4
Ход урока
1. Организационный момент. Запись числа и темы урока. Цели урока.
2. Вступительное слово учителя.
- Что такое дискуссия? (Правила дискуссии).
Творчество молодого М. Горького проникнуто грозовым дыханием эпохи (революции). В горьковской романтике отразилась вера в будущую победу. Было очевидно, что ранние рассказы носят романтические черты.
3. Словарная работа.
- Давайте вспомним, что такое романтизм?
Романтизм - особый тип творчества, художественное направление, характерным признаком которого является отображение жизни вне реальных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной действительностью, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.
- Что такое нравственность? Как вы понимаете это слово?
Нравственность - правила определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
- Что такое гордость?
Гордость - чувство собственного достоинства, самоуважения.
- Что такое гордыня?
Гордыня - непомерная гордость, эгоизм.
4. Дискуссия.
Класс делится на три группы. Дискуссию ведут только две группы, а третья внимательно слушает и подводит итоги по предложенным вопросам.
Задания группы №1
Отстоять точку зрения по вопросам, используя рассказ М.Горького "Старуха Изергиль":
- Красивые и гордые, как говорит Старуха Изергиль, всегда сильные и смелые.
- Гордость совместима с уступчивостью, твердость с добротой, требовательность со снисходительностью.
- Можно, любя, оставаться свободным и независимым.
Задания группы №2
Отстоять точку зрения по вопросам, используя рассказ М.Горького "Старуха Изергиль":
- Красивые и гордые не могут быть всегда сильными и смелыми.
- Гордость несовместима с уступчивостью, твердость с добротой, а требовательность со снисходительностью.
- Нельзя, любя, оставаться свободным и независимым.
Задания группы №3
Выслушав точку зрения учащихся 1 и 2 групп, используя рассказ М.Горького "Старуха Изергиль", подвести итоги дискуссии по вопросам:
- Как вы считаете, каким должен быть человек, и как ему жить среди людей?
- Дайте оценку гордости как человеческому качеству.
- За что был наказан Ларра?
- Почему Старуха Изергиль в конце жизни осталась одна "на краю чужого гнезда?"
(На каждый вопрос ученикам дается время на подготовку).
Итог дискуссии. Заслушиваются мнения и ответы по предложенным вопросам 1 и 2 групп. Затем третья группа подводит итог дискуссии.
Итоги урока.
- Ребята, давайте вернемся к теме нашего урока: "Вот как человек был наказан за:". Почему наш урок имел такое название?
- За что и кто был наказан?
В заключение необходимо сказать, что проблемы рассказа, поставленные Горьким, глубоко волнуют и сейчас.
Выставление оценок и запись домашнего задания.
Прочитать пьесу Горького "На дне".
Рефлексия.
- Представьте, что у меня в ладони горит огонь, передайте это тепло своему соседу со слов "Я горжусь, что:". Я начну, а вы продолжите.
(Учитель говорит ученице: "Я горжусь, что у меня есть такая ученица!")
- И закончим мы наш урок стихотворением Л. Татьяничевой "Гордые".
Гордым легче.
Гордые не плачут.
Ни от ран,
Ни от душевной боли.
На чужих дорогах не маячат,
О любви, как нищие, не молят.
Широко расправлены их плечи,
Не гнетет их зависти короста:
Это правда -
Гордым в жизни легче;
Только гордым сделаться -
Не просто.