Урок-диалог в 10-м классе "История деградации души человека в рассказе А.П. Чехова "Ионыч"

Разделы: Литература


Цели:

  • Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе;
  • Содействовать развитию умения общаться между собой;
  • Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Оформление доски:

Цитата: “… Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей есть зло. Пусть судят их присяжные заседатели, а моё дело показать только, какие они есть…” (А.П. Чехов в письме к издателю газеты “Новое время” А.С. Суворину)

1 часть – тема урока не прописана, 2 часть – карта версий в виде таблицы, которая заполняется в течение урока:

Автор (фамилия, имя обучающегося) Эпизод Версия
     

1-я часть урока – создается ситуация погружения обучающихся по поводу прочитанного, этап проявленности смыслов учеников.

1. Слово учителя.

– На прошедшем уроке мы начали читать и понимать рассказ Антона Павловича Чехова “Ионыч”. Домашнее задание заключалось в том, чтобы найти место в тексте, которое показалось интересным и попытаться нам его представить.

2. Представление интересов обучающимися.

Обучающие представляют свои интересы, связанные, например:

– с названием рассказа;

– с пустой бесполезной жизнью героя, с властью мелочей;

– с фамилией главного героя (“Старцев” – старость, старение, застареть, состариться, постареть);

– с построением рассказа (пять частей рассказа – пять этапов жизненного пути Дмитрия Старцева. Прилагается рисунок лестницы, ведущей вниз, рисунок паутины);

– с временным охватом жизни героев (прилагается рисунок зеркала и часов);

– с героями других произведений (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Кафка “Превращение” и др.);

– с героями других произведений А.П. Чехова (героями, живущими, не идеологами, а “человек без идеи не дает ответы на вопросы”)

3. Анализ письменных работ.

Учитель анализирует письменные работы обучающихся по теме: “Что меня заинтересовало в рассказе, а может заставило задуматься”.

2-я часть урока – формирование поля первичных смыслов слова “деградация”, оформление каждым учеником своего смысла и сравнение его со смыслами других обучающихся, авторов словарей.

4. Слово учителя.

При выступлении каждого из вас, а также в ваших письменных работах, так или иначе прозвучало слово “изменение”, изменение со знаком минус. Это изменение касается прежде всего главного чеховского героя – обыденного обыкновенного человека – Старцева Д.И. Я бы хотела к вам присоединиться и сказать, что в течение жизни человеку свойственно меняться. Однако существует такое изменение, о котором говорят: “Прижизненно умирает человек в человеке” или одним словом говорят: “Этот человек деградирует”.

Учитель просит учеников представить свое понимание слова “деградировать”.

5. Обучающиеся назвали слова, словосочетания, записали их на листках бумаги и прикрепили к доске.

Деградация:

  • духовная капитуляция человека;
  • нравственное падение человека;
  • духовное оскудение;
  • падение вниз человека;
  • духовное перерождение;
  • мутация;
  • потеря своей души;
  • разрушение личности;
  • опустошение;
  • обнищание духа;
  • самовырождение человека;
  • изменение человека в худшую сторону;
  • опуститься;
  • гибель человеческой души;
  • бомж, наркоман и т.п.

После высказывания всех смыслов добавляются смыслы авторов словарей (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993 – с. 158)

3-я часть – представление возможности личного самоопределения в теме урока через проявление версий и их обоснования примерами из текста, личных представлений, из других произведений, стягивание смыслов, в ходе которого определились факторы, ведущие к деградации человека.

6. Слово учителя.

Попробуем об этом поговорить. Тема урока: “История деградации души человека в рассказе А.П. Чехова “Ионыч”.

Чтение и понимание эпиграфа.

Ученики предлагают свои версии данной проблемы, используются эпизоды из текста, из личной жизни. Заполняется карта версий как у доски, так в тетрадях обучающихся.

Автор Эпизод Версия
Виталий Н. Назначение доктора Старцева земским врачом
Ольга Д. Знакомство Старцева с семьей Туркиных ..
Марина Т. Чтение Веры Иосифовны своего романа
Роман Ю. Игра Екатерины Ивановны (Котика) на рояле
Максим К. Анекдоты, смешные задачи главы семейства Ивана Петровича
Евгений Д. Второе посещение Туркиных (через год)
Дима П. Влюбленность Старцева
Таня К. Сцена на кладбище
Ира Т. Неудачный визит Старцева
Владимир К. 4 года спустя
Виталий Д. Прошло еще несколько лет

Работа по карте версий.

Учитель прикрепляет к классной доске листок со своим понимание слова “деградация”. Это “самодеградация”.

Ученики оформляют выводы по теме урока.

7. Слово учителя.

– Когда я задала себе вопрос о том, кто виноват в таком изменении героя, я ответила: “Все и никто. Обыденная жизнь”.

Мы постарались прожить на уроке историю гибели, потери, умирания, оскудения, опустошения… деградации души чеховского героя. Этот рассказ – предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Н.В. Гоголь, обращаясь к молодым людям, может быть таким же, как вы: “Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом”.

4-я часть урока – домашнее задание как выход из диалога на уроке.

8. Домашнее задание.

1. Написать сочинение-миниатюру на тему “Берегите в себе человека!”.

2. Прочитать произведение Н.В. Гоголя “Портрет”.

Литература.

  1. Золотарева И.В., Михайлова Т.И.. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина XIX века. – М., 2003.
  2. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Сухих И.Н. Проблемы поэтики Чехова. – Л., 1987.
  4. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа – М., 1989.