Цели:
- Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе;
- Содействовать развитию умения общаться между собой;
- Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Оформление доски:
Цитата: “… Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей есть зло. Пусть судят их присяжные заседатели, а моё дело показать только, какие они есть…” (А.П. Чехов в письме к издателю газеты “Новое время” А.С. Суворину)
1 часть – тема урока не прописана, 2 часть – карта версий в виде таблицы, которая заполняется в течение урока:
Автор (фамилия, имя обучающегося) | Эпизод | Версия |
1-я часть урока – создается ситуация погружения обучающихся по поводу прочитанного, этап проявленности смыслов учеников.
1. Слово учителя.
– На прошедшем уроке мы начали читать и понимать рассказ Антона Павловича Чехова “Ионыч”. Домашнее задание заключалось в том, чтобы найти место в тексте, которое показалось интересным и попытаться нам его представить.
2. Представление интересов обучающимися.
Обучающие представляют свои интересы, связанные, например:
– с названием рассказа;
– с пустой бесполезной жизнью героя, с властью мелочей;
– с фамилией главного героя (“Старцев” – старость, старение, застареть, состариться, постареть);
– с построением рассказа (пять частей рассказа – пять этапов жизненного пути Дмитрия Старцева. Прилагается рисунок лестницы, ведущей вниз, рисунок паутины);
– с временным охватом жизни героев (прилагается рисунок зеркала и часов);
– с героями других произведений (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Кафка “Превращение” и др.);
– с героями других произведений А.П. Чехова (героями, живущими, не идеологами, а “человек без идеи не дает ответы на вопросы”)
3. Анализ письменных работ.
Учитель анализирует письменные работы обучающихся по теме: “Что меня заинтересовало в рассказе, а может заставило задуматься”.
2-я часть урока – формирование поля первичных смыслов слова “деградация”, оформление каждым учеником своего смысла и сравнение его со смыслами других обучающихся, авторов словарей.
4. Слово учителя.
– При выступлении каждого из вас, а также в ваших письменных работах, так или иначе прозвучало слово “изменение”, изменение со знаком минус. Это изменение касается прежде всего главного чеховского героя – обыденного обыкновенного человека – Старцева Д.И. Я бы хотела к вам присоединиться и сказать, что в течение жизни человеку свойственно меняться. Однако существует такое изменение, о котором говорят: “Прижизненно умирает человек в человеке” или одним словом говорят: “Этот человек деградирует”.
Учитель просит учеников представить свое понимание слова “деградировать”.
5. Обучающиеся назвали слова, словосочетания, записали их на листках бумаги и прикрепили к доске.
Деградация:
- духовная капитуляция человека;
- нравственное падение человека;
- духовное оскудение;
- падение вниз человека;
- духовное перерождение;
- мутация;
- потеря своей души;
- разрушение личности;
- опустошение;
- обнищание духа;
- самовырождение человека;
- изменение человека в худшую сторону;
- опуститься;
- гибель человеческой души;
- бомж, наркоман и т.п.
После высказывания всех смыслов добавляются смыслы авторов словарей (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1993 – с. 158)
3-я часть – представление возможности личного самоопределения в теме урока через проявление версий и их обоснования примерами из текста, личных представлений, из других произведений, стягивание смыслов, в ходе которого определились факторы, ведущие к деградации человека.
6. Слово учителя.
– Попробуем об этом поговорить. Тема урока: “История деградации души человека в рассказе А.П. Чехова “Ионыч”.
Чтение и понимание эпиграфа.
Ученики предлагают свои версии данной проблемы, используются эпизоды из текста, из личной жизни. Заполняется карта версий как у доски, так в тетрадях обучающихся.
Автор | Эпизод | Версия |
Виталий Н. | Назначение доктора Старцева земским врачом | … |
Ольга Д. | Знакомство Старцева с семьей Туркиных | .. |
Марина Т. | Чтение Веры Иосифовны своего романа | … |
Роман Ю. | Игра Екатерины Ивановны (Котика) на рояле | … |
Максим К. | Анекдоты, смешные задачи главы семейства Ивана Петровича | … |
Евгений Д. | Второе посещение Туркиных (через год) | … |
Дима П. | Влюбленность Старцева | … |
Таня К. | Сцена на кладбище | … |
Ира Т. | Неудачный визит Старцева | … |
Владимир К. | 4 года спустя | … |
Виталий Д. | Прошло еще несколько лет | … |
Работа по карте версий.
Учитель прикрепляет к классной доске листок со своим понимание слова “деградация”. Это “самодеградация”.
Ученики оформляют выводы по теме урока.
7. Слово учителя.
– Когда я задала себе вопрос о том, кто виноват в таком изменении героя, я ответила: “Все и никто. Обыденная жизнь”.
Мы постарались прожить на уроке историю гибели, потери, умирания, оскудения, опустошения… деградации души чеховского героя. Этот рассказ – предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Н.В. Гоголь, обращаясь к молодым людям, может быть таким же, как вы: “Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом”.
4-я часть урока – домашнее задание как выход из диалога на уроке.
8. Домашнее задание.
1. Написать сочинение-миниатюру на тему “Берегите в себе человека!”.
2. Прочитать произведение Н.В. Гоголя “Портрет”.
Литература.
- Золотарева И.В., Михайлова Т.И.. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина XIX века. – М., 2003.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М.: Просвещение, 1989.
- Сухих И.Н. Проблемы поэтики Чехова. – Л., 1987.
- Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа – М., 1989.