Урок-диалог "Цена идеи − жить по Наполеону" (Наполеон Андрея Болконского и Родиона Раскольникова)

Разделы: Литература


Цели: показать, какую роль играет образ Наполеона в судьбах главных героев Толстого и Достоевского; подчеркнуть современное звучание проблемы наполеонизма. Методические приемы: диалоговая технология

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

Исполнилось пророчество: трихины
В тела и дух вселяются людей,
И каждый мнит, что нет его правей.
Максимилиан Волошин
“Трихины”

Урок начинается чтением монолога Андрея Болконского и Родиона Раскольникова (слайды 3, 4, 5)

  

 

- Нельзя не сознаться. Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку... - Нет, те люди не так сделаны: настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает разню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, – а стало быть, и всё разрешается...

Учитель: Прозвучали монологи двух самых ярких, значительных героев XX века.

- Кто это?

- В какие эпохи они живут?

1805-1812 года, 1860 годы.

Эпохи разные, но почему говорят они об одном человеке? Этот человек владеет их помыслами, свои поступки они соотносят с жизнью именно этого исторического деятеля. Цель нашего урока: поразмышлять о роли Наполеона в судьбах главных героев Толстого и Достоевского.

- Итак, перенесемся в эпоху Андрея Болконского (слайд 6).

- Кратко охарактеризуйте её и постарайтесь увидеть в ней Наполеона, властителя дум многих современников Андрея Болконского.

Учащиеся: Время войны России с Францией, время возвышения Наполеона, его славы. Действительно, пример маленького капрала, который за одно сражение при Тулоне стал генералом, а затем возглавил революцию, показателен. Наполеон для начала XIX века был символом свободы, дерзаний, мужества.

Учитель: Совсем иную роль играет Наполеон в судьбах поколения 60-х. В начале 60-х в России появилась статья Наполеона III, внука великого императора, который писал об умении Бонапарта переступить через все препятствия, о его неимоверной силе воли и властности.

Эти мысли упали на благодатную почву. Что-то менялось в русском менталитете 60-х годов: уже не так прочны были семейные узы, рушились традиции, создавались новые кумиры. Именно в это время пришел Наполеон к Раскольникову (слайд 5).

Вернемся снова к толстовскому герою.

- Вспомним, как собирается строить свою жизнь по Наполеону Андрей Болконский.

Учащиеся говорят о решении Андрея Болконского идти на войну , о его желании бежать из этого общества (света), о его стремлении совершить подвиг, мечте, о славе (“Что же такое слава... Та же любовь к людям”).

Учитель: Расскажите о деятельности Андрея Болконского во время войны. (Коротко).

- Мысли накануне Аустерлица (Зачитать).

- Андрей Болконский на Праценской горе (слайд 7).

Момент прозрения, глубокого разочарования в Наполеоне, впервые видит небо.

- Зачитайте этот отрывок.

Учитель: Плата за страстное желание славы любой ценой, “торжества над всеми” огромна - смерть жены. Жены, которую он готов был полюбить. Прежде для земной любви просто не было места: все занимали мысли об избранности своего пути к славе.

Казалось бы, состоялся “Тулон” Андрея Болконского. Он совершил подвиг: со знаменем в руках бежал с батальоном. Он слышал над собою не перестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты. Но он не смотрел на них. Он вглядывался только в то, что проходило впереди него- на батарее.

Но “Тулон” завершился крахом, глубоким душевным кризисом, поражением – Аустерлицем (слайд 8).

Учитель: Герой Достоевского, в отличие от Андрея Болконского, “не страдает” от бессмысленной роскоши (слайд 5).

- О чем мы узнаем с первых станиц романа?

Ученики: О бедственном положении Раскольникова, о невозможности учиться, о необходимости Родиона принимать помощь сестры и матери.

Учитель: А что же его привлекает в Наполеоне?

Ученики говорят о теории Раскольникова, о его статье “ О преступлении”, в которой он доказывает, что все люди делятся на два разряда: “Обыкновенных” и “необыкновенных”. Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон. Как образ “необыкновенной личности” Раскольников называет Наполеона.

Учитель: Давайте ещё раз обратимся к словам, звучащим в начале урока: “Нет, те люди не так сделаны...”. Заметьте, что не Достоевский открыл проблему “бонапартистского” типа сознания. Ещё Пушкин писал в своем романе “ Евгений Онегин”: Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.

Учитель: К чему приводит Раскольникова его решение поступить как “необыкновенный человек”, т. е. во имя будущего блага переступить через жалкую старушонку?

Ученики говорят о тех муках наказания, которые свалились на Раскольникова после свершившегося. О его отчуждении от людей, о кошмарах.

Учитель: Раскольников снова и снова пытается найти подтверждение своей “теории”, обращаясь к личности Наполеона. “Случился бы на его месте Наполеон, и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан. А была бы вместо всех этих красивых и монументальных вещей одна какая-нибудь старушонка, которую надо было бы убить, то это его не только не покоробило бы, но даже и в голову ему не пришло, что это не монументально... и даже не понял бы он совсем: чего тут коробиться”?

Учитель: Сравним Тулон Андрея Болконского и Раскольникова?

Учащиеся: В представлении Андрея Болконского Тулон связан с мечтой о спасении из безнадежного положения. У Родиона Раскольникова – это стремление к цели через жертвы, препятствия (слайд 9).

И там, и здесь – необузданная гордыня, желание собственной исключительности. Если у Раскольникова цена Тулона - убийство старухи- процентщицы, то у Андрей Болконский готов заплатить такую цену, о которой не помышлял и Раскольников: “И как ни дороги, ни милы мне многие люди-отец, сестра, жена – самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы...”

Таков “Тулон” героев Толстого и Достоевского. Путь нравственной катастрофы.

Учитель: Каков же путь к спасению?

Учащиеся говорят, что перед смертью, а ещё раньше перед Бородино Андрей Болконский осознает своё место не над людьми, а с ними. “ Так думает Тимохин и вся армия”. Неслучайно в полку его любовно называют “наш князь”. После ранения Андрей впервые за всю жизнь испытывает всеобъемлющее чувство любви к людям и всепрощения. Он освобождается от искушений наполеонизма и преодолевает соблазны возвышения над всеми.Ещё ярче происходит воскресение Раскольникова. В эпилоге романа мы видим героя на пороге новой жизни. В его сердце, вместо мучительного сознания ничтожности человека (“а все-таки подлец человек”), появляется любовь к ближним. Прежде всего, к Соне, которую он обрёк когда-то на страдания своим признанием. Писатель так и скажет о Соне и Раскольникове: “Их воскресила любовь”.

Учитель: Итак, мы проследили путь Андрея Болконского и Родиона Раскольникова к Наполеону, увидели цену их Тулона и их Аустерлиц. Если герой Толстого, найдя истину в единении с народом, в любви, уходит из жизни, то Родион Раскольников, пройдя все этапы падения, возрождается.

Великий писатель оставил нам в наследство шанс на спасение: заглянув в раскольниковскую пропасть - грёзу, отпрянуть от ужаса и прозреть. Ибо истина и открывается на грани между жизнью и смертью. “Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие”, - учил великий писатель и мыслитель. А нам, живущим в XXI веке, следует помнить завет Достоевского, что “мир спасется красотой и любовью”. И спасут его не Наполеоны, а гуманисты, уверенные, что ничего нет выше человека и его жизни на земле.

Учитель: Обратимся к эпиграфу Волошина (слайд 2). Вспомним, какими страшными катаклизмами был ознаменован XX век, какие жестокие трихины вседозволенности поразили людей.Как правы, оказались и Толстой и Достоевский, предупреждавшие нас об опасности мании величия, гордыни, желания власти.