Цели:
показать старшеклассникам воплощение нравственных проблем рассказа;
развитие логического мышления;
умение конкретно вести дискуссию.
Эпиграф к уроку :
Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду.
С. Довлатов.
Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день …
М.Булгаков. “Мастер и Маргарита”.
Ход урока.
Этот урок входит в систему занятий с десятиклассниками. Начали с эссе В. Гроссмана “Сикстинская Мадонна”. Именно тогда ребята выделили ключевую фразу в этом эссе :
“Не дать погибнуть человеческому в человеке”, тогда же обратили внимание на предложение : “Пришло волчье время: в это время люди живут волчьей жизнью, а волки живут жизнью людей”. Так логично перешли к роману Г.Айтматова “Плаха”, затем “Тавро Кассандры”. И вот сегодня небольшой рассказ П. Проскурина “Азъ воздам, Господи”.
Урок начинаю с вопроса : Ваше впечатление от прочитанного ?
Ответы ребят не удивляют : бессилие от того, что зло торжествует, а кто-то, наоборот, в убийстве Тулубьева увидел несостоятельность вершителей сегодняшней жизни. Кто-то возмущён, а кто-то удивлён : неужели так бывает?
А какие проблемы поднял Пётр Лукич в рассказе ?
Нравственный выбор человека, семья, духовность, творчество, добро и зло.
В какие годы происходит действие рассказа ?
Определяют однозначно : начало 90-х. Зачитывают строки : “… зазвучали совершенно другие гимны, опрокидывающие и оскверняющие всё прошлое отцов и дедов, … хищно возносились стоэтажные банковские чудовища, символизирующие безоговорочную власть капитала, вседозволенность сильного и всепокорность слабого”, начало строительства храма Христа Спасителя.
Родион Афанасьевич Тулубьев, известный писатель, как живётся ему в это время ?
Называют приметы времени : центр Москвы уже давно заселили миллионеры, президенты различных компаний, банков. И только он, старый чудак, держался за свою квартиру, где уже давно всё было распродано, включая богатейшую библиотеку, выставляя за порог юрких квартирных маклеров и сводников.
Зачем к Тулубьеву приходит мальчик?
Ребята рассказывают о недописанной книге Тулубьева, о том, какое впечатление произвела на Серёжу пропажа Рыжика.
Что больше всего потрясло Тулубьева в первую встречу с Серёжей ?
Ребёнок неизлечимо болен. Но он глубоко несчастен, одинок, так как растёт в семье, где высшей ценностью являются деньги. На вопрос Тулубьева, знают ли его родители, где он, мальчик отвечает : “Да им всё равно, правда, правда”.
Старшеклассники рассуждают о роли семьи в жизни человека, упоминая, что дочь и зять Тулубьева живут чуждой писателю жизнью. И здесь Серёжа с Тулубьевым родственны.
Мальчику стало хуже.
Почему не к мужу, не к врачу, а к писателю прибегает обезумевшая мать Серёжи ? Сам собой возник вопрос : что могут деньги ?
Ребята, цитируя текст, размышляют, почему врач обращался к отцу Серёжи, господину Никитину с неосознанным вызовом.
Другой ученик обратил внимание на то, как писатель рассказывает о господине Никитине: деньги не зарабатывает, а делает.
Все единодушны в одном: исцелили мальчика не деньги Никитина, а высокая человечность Тулубьева, который ночами пишет продолжение повести о Рыжике, а днем читает умирающему Сереже.
Произошло чудо … “… Он почувствовал робкое прикосновение тонких сухих пальцев мальчика к своей руке. Серёжа лежал с широко открытыми глазами, и в них светилось столько выстраданной тихой нежности, что Тулубьев сердито вытер повлажневшие глаза и услышал, как ручонки Серёжи слабо обняли его шею”. Мальчик пошёл на поправку. Почему через несколько лет после выздоровления Серёжи Никитин предлагает Тулубьеву уехать ?
Он видит, что ребёнку ближе, понятнее мир Тулубьева, Серёжа не принимает бездуховный, денежный мир своего отца.
Финальная сцена рассказа потрясает: “Тулубьев облокотился о решётку балкона – и в тот же миг тяжёлая пуля, вылетевшая из мрака, тупо ударила его в середину лба … Время вспыхнуло, рассыпалось и погасло …”
Что такое человеческое в человеке ?
Как не дать погибнуть человеческому в человеке ?
Обсуждая эти вопросы ребята задают свой вопрос : как сложится судьба Серёжи ?
А я, завершая наш урок, возвращаю их к эпиграфам нашего урока “Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день” и выражаю уверенность : каждый сидящий сегодня на уроке останется человеком в любом жизненном испытании.