В ходе работы учителем были поставлены и реализованы следующие цели.
Обучающие:
- расширить и углубить представление учащихся об А.Н.Островском – драматурге;
- рассмотреть театральную историю пьес “Гроза”, “Снегурочка”, “Бесприданница”;
- углубить навыки самостоятельного анализа драматического произведения.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельного работать с дополнительной литературой о творчестве драматурга, о театральной истории пьес;
- развивать умение работать в группе;
- совершенствовать умение логично и доказательно развивать свою мысль, опираясь на проблемные вопросы, заданные в ходе дискуссии;
- развивать умение делать обобщающие выводы на основе анализа литературного произведения;
- работать над культурой речи.
Воспитательные:
- пробудить в душах учащихся искренние чувства, преклонение перед чувством любви, протест против цинизма во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной;
- воспитывать интерес к театральному искусству.
Для решения поставленных целей учитель выбрал форму урока – дискуссии.
При изучении данной темы педагог использует различные методы:
1. Перцептивные (по источнику информации): словесные (рассказ, беседа, словесное рисование), практичные (творческие задания).
2. Гностические: информационные (передача и усвоение готовых знаний), эвристические (включение учащихся в поисковую самостоятельную деятельность).
3. Логические (методы мыслительной обработки информации): анализ; синтез; обобщение; аналогия.
Оборудование урока:
- портрет А.Н. Островского;
- магнитофонная запись с романсами из к/ф “Жестокий романс”;
- афиши и программы, выполненные группами учащихся для презентации пьес А.Н. Островского “Гроза”, “Снегурочка”, “Бесприданница”;
- портреты актрис и актёров, исполнявших главные роли в этих пьесах в разных годы;
- на доске – эпиграф к уроку:
Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,
Синий огонь кипит в отчаянных очах.
Воительница в любви, что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.
Петр Вегин.
Это женские монологи из пьес великого драматурга А.Н. Островского: “Гроза” (1860 г.), “Снегурочка” (1873 г.), “Бесприданница” (1878 г.). Они тесно связаны между собой тем, что А.Н. Островский глубоко исследует нравственные проблемы, среди которых особое место занимает проблема любви. Итак, тема сегодняшнего урока “Тема любви в пьесах А.Н.Островского”. (Тема записывается в тетрадях учеников).
Сценарий урока
Вступительное слово учителя:
“Тайна сия велика есть…” – повторяем мы порой старинную возвышенную формулу о любви, повторяем часто бездумно, а нередко и иронично… А это действительно тайна. И она в самом деле велика…
Звучит романс из к/ф “Жестокий романс”.
Учащиеся читают монологи: монолог Катерины из пьесы “Гроза”.
- Отчего люди не летают, так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…
Монолог Ларисы из пьесы “Бесприданница”.
- Я любви искала и не нашла. На меня смотрят и смотрели как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла … её нет на свете … нечего и искать…
Монолог Снегурочки из пьесы – сказки “Снегурочка”.
- Но что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать – Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течёт во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь… и в сердце … и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви!
Вопрос учителя:
- Что объединяет все эти монологи?
- Кому они принадлежат?
Ответ
Эпиграф к сегодняшнему уроку могут послужить строчки из стихотворения П.Вегина:
Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,
Синий огонь кипит в отчаянных очах.
Воительница в любви, что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.
- Кому из героинь можно посветить строчки эпиграфа?
Ответить на этот вопрос нужно будет в конце урока.
Презентация пьес (Опережающее задание в группах).
1 пьеса “Гроза”(1860).
Премьера в Малом театре 16 ноября 1859 года. Первая Катерина русской сцены – Любовь Павловна Никулина – Косицкая. Готовила роль вместе с А.Н.Островским. Она рисовала свою героиню доброй, женственной, мягкой. Но женственность не лишала героиню страстности и решительности. Её нравственный бунт вызвал смятение. Смятение в умах, смятение в сердцах. Зрительный зал был полон. Выдающийся успех пьесы определился уже в первом действии.
В последующие годы роль Катерины в пьесе “Гроза” исполняли такие великие актрисы, как Федотова Г.Н., Стрепетова П.А., Ермолова М.Н.
2 пьеса “Бесприданница” (1879).
Премьера в Малом театре 12 ноября 1878 года. Опубликована пьеса в журнале “Отечественные записки” 1879 № 1.
Премьера состоялась во время бенефиса Н.И. Музиля, главные роли исполняли Лариса – Г.Н. Федотова, Паратов – А.П. Ленский, Карандышев – М.П. Садовский, Огудалов – Н.М. Медведева, Кнурова – И.В. Самарин.
Дискуссия по теме урока.
Вопрос по теме урока:
- Что объединяет эти три пьесы А.Н. Островского в раскрытие темы любви?
Обсуждение в группах.
Примерные ответы, группы дополняют друг друга, приводят цитаты из текстов:
1. Состояние любви (Снегурочка – сначала ей это чувство не знакомо, затем любовь к Мизгирю. Катерина – кажущаяся любовь к мужу, затем настоящая любовь.
Лариса – я ещё только хочу любить – любовь к Паратову, - я любви искала и не нашла).
2. Героини (В центре каждой пьесы сильная женщина, готовая ради любви на всё).
3. Герои (Мужчины служат для раскрытия образа героини, сами являются неспособными обладать такой женщиной).
4. Столкновение любви и окружающего мира.
Вопрос учителя: Итак, в центре пьес сильная, решительная женщина, вступающая в конфликт.
- В чём особенность конфликта каждой из этих пьес?
Примерные ответы учащихся.
Катерина поступает по зову сердца, обретает любовь взаимную, но нарушает законы “тёмного царства”.
Снегурочка по пути к любви приобретает чувство собственного достоинства и обретает любовь взаимную.
Лариса поступает по зову сердца, бросает жениха, уезжая с Паратовым за Волгу, идет вслед за своей любовью, но находит обман.
Вопрос учителя.
- Каждая из героинь идёт по зову своего сердца, но совершает измену. Как оценить эту измену?
Ответы учащихся. (Столкновение различных точек зрения).
Вывод:
Каждая из героинь пьес А.Н. Островского испытывает потребность в любви, они ищут любовь, душа готова к любви, она открыта для неё, совершая измену, женщины не изменяют своей душе и своему чувству. (Слова Н.Добролюбова о любви Катерины к Борису. Статья “Луч света в тёмном царстве”).
Во всех этих пьесах А.Н. Островский рисует трагедию богато одаренной натуры и защищает её право быть “не как все”, отстаивая высокое значение её неповторимого духовного мира.
“Счастье в том, чтобы любить”, - утверждает драматург образами своих героинь.
Вопрос учителя:
- Кто же, мужчина или женщина оказывается сильнее и выше духовно? Почему герои – мужчины не могут подняться на такую же высоту? (Сравните их поведение).
Примерный ответ:
Борис и Тихон зависимы, значит, слабее и безвольнее.
Паратов и Карандышев тоже зависимы, один от денег, другой от своего самомнения, а значит, тоже слабее Ларисы.
Только Мизгирь способен пожертвовать собою ради любви, он свободнее, а значит, сильнее других.
Героини пьес способны сами распорядиться собой и своей любовью. Они не согласны на обман, не хотят обманывать ни близких им людей, ни самих себя, потому что знают, “что всё, что есть на свете дорогого, живёт в одном лишь слове, это слово: любовь”.
Вопрос учителя:
- Каждая из героинь погибает и принимает смерть как избавление.
- Почему погибают героини?
- Возможна ли любовь в этом мире?
Дискуссия, обмет мнениями, разные точки зрения на данную проблему.
Примерные ответы:
Большое настоящее чувство стало для них дороже жизни, и явилось причиной смерти. Это любовь, которая в старину называлась испепеляющей и которая на самом деле испепеляла, погубила Катерину, Снегурочку, Ларису.
Да и не возможна настоящая большая и чистая любовь в мире, где правят деньги, деспотизм и самодурство.
В драме “Гроза” “тёмное царство” не примет любовь Катерины.
Пьеса “Снегурочка” – это мир сказки, берендеев, патриархальный мир. Но в этот мир автор вносит проблемы своего времени – 70х годов 19 века.
Для бобыля и бобылихи любовь – товар, который можно и нужно продать по дороже, поэтому бобыль и бобылиха – олицетворение мира наживы.
“Бесприданница” – пьеса о самом трагичном мире – мире 80х годов, в нём любовь не возможна.
Звучит романс из к/ф “Жестокий романс”
(…Так и не знаю, победила, побеждена ль…)
Вопрос учителя:
- Героини пьес гибнут, значит ли это, что они побеждены, или это их победа, победа чувства любви?
Мнения учащихся. Итог дискуссии.
Вывод можно сделать, процитировав слова переводчика, поэта, автора многих чудесных сонетов – Эдуарда Гольдернесса. “Истинно любящие борются до последнего мига за любимого человека; они борятся, утратив надежду на взаимность, но питая иную, высшую, бескорыстную надежду: одарить любимого мудростью.
Эта мудрость поможет быть до конца дней возвышенным, чистым в мыслях и чувствах.
Истинно любящие, не помышляя до последнего дыхания о личном, ведут битву за душу любимого – за её восхождение и они эту битву выигрывают, потому, что любят. Они выигрывают её, даже умирая”.
Эти слова Э. Гльдеринесса перекликаются с эпиграфом к нашему уроку.
Чтение эпиграфа:
Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,
Синий огонь кипит в отчаянных очах.
Воительница в любви, что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.Пётр Вегин.
Да, действительно, в пьесах эти слова можно отнести к любой из трёх героинь А.Н. Островского. В пьесах звучит гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству.
Слово учителя:
Мы говорили о любви в пьесах А.Н. Островского, а что сейчас значит любовь для человека?
Обмен мнениями.
Итог урока.
Домашнее задание:
Предлагается написать сочинение – рассуждение на одну из тем:
1) Размышление над поэтической строчкой П. Вегина (эпиграф к уроку).
2) Что значит любовь для современного человека?
3) Как сложилась судьба героев – мужчин после финала пьес А.Н.Островского?