Урок-дискуссия в 11-м классе на тему: "Человек — революция — война" (4 часа)

Разделы: Литература


Цель урока: дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой все приходится каждый раз решать заново и за все отвечать самому…

Задача: обогащать нравственно-эстетическое сознание учащихся теми художественными открытиями, которые сделали писатели в поисках ответов на извечные и неразрешимые вопросы…

Методические приемы: сопроводительное слово учителя; подготовленные заранее выступления - сообщения учащихся; работа группы арбитров, занимающихся поиском решения спорных вопросов.

Проблемы, обсуждаемые в ходе дискуссии:

1. “Ушла в туман его Россия…

Прости…прекрасная Россия”

Россия и революция в осмыслении поэтов, творческая судьба которых сформировалась до 1927 года: А. Блок, З.Гиппиус, Д. Мережковский, А.Ахматова, М. Цветаева.

2. “Нелучшие” страницы нашей истории:

а) Особенности изображения массового сознания и отдельного человека в рассказах И. Бабеля (“Конармия”).

б) “Масса” и “вожак” у А.Фадеева (“Разгром”).

в) Любовь (вечная человеческая ценность) в “напополам треснутом мире”. Изображение человека в процессе социально-противоречивого существования (Б.Лавренев “Сорок первый”)

г) Поиск нового героя эпохи (“Голый год” Б. Пильняка).

3. История: свободное стремление жизни или ее выпрямление ради идеи? (И. Головнина “Побежденные”)

“Канва” дискуссии.

1. Слово учителя.

“Ураган времени - революция,
корабль бытия
пляшет на волнах,
летит в грозовой мрак.
Трещат и падают устои,
рвутся в клочья паруса сознания…” -

так, с одной стороны, невольно воскрешая образы библейского потопа, апокалиптической катастрофы, а с другой стороны, картину сотворения мира, рождения света из тьмы и тверди посреди воды, написал летописец этих дней Алексей Николаевич Толстой в 1922 году.

Что это – предисловие, громкий эпиграф к эпохе, сложное нравственное обязательство?...

Трудно сказать. Но образ революции – корабля, впечатляющая картина неизведанного мучительного пути в грозовом мраке, среди “рева племени”, бездн оказались не просто символическими, но и пророческими.

Мы так долго говорили о “светлом будущем”, о ясности пути…Но на этом пути – свирепые разрушительства вечных ценностей культуры, беспамятство…

Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто другой
Променял веселую свободу
На священный долгожданный бой.
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь… (Николай Гумилев)

Революция без промедления перенесла многих художников из одного времени – пространства, где мир осознавался через знаки культуры, - во “время - пространство” всеобщей ломки, катастрофы, беды…

Как осознать это новое “время – пространство”? Новый отрезок истории с незнакомым народом?

Для поэтов, чье творчество сформировалось до 1917 год, этот отрезок стал кораблекрушением культуры.

Одним из самых ярких выразителей переходного времени, когда решались судьбы России, был Александр Блок-“трагический тенор эпохи”(Анна Ахматова).

2. Сообщение ученика основывается на материалах “Дневника” Александра Блока: “В эпохи бурь и тревог нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой…”.

3. Слово учителя.

“Страшно, сладко, неизбежно, надо

Мне бросаться в многопенный вал…” - в предчувствии революции писал А.Блок в стихотворении “вдали я вижу – море, море”, посвященном Зинаиде Гиппиус. Она же в своем первом стихотворении, “являющим” плоский образ эпохи, созданном в ночь с 28 на 29 октября 1917 года заявила, что ее “Душа на ключе // на тяжком запоре”…

4. Сообщение ученика на тему “Искусственный плетень” от революции З.Н. Гиппиус: “Окно мое высоко над землей…”.

5. Слово учителя.

Есть радость в том, чтобы люди ненавидели,
Добро считали злом,
И мимо шли и слез твоих не видели,
Назвав тебя врагом.

“Большевистскую революцию” не принял и Дмитрий Мережковский....

6. Сообщение ученика.

Трагизм мироощущения Дмитрия Мережковского.

7. Слово учителя.

Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол
собой не темнить…

Какой высокий и прекрасный слог и как он переменился, когда вихрь революции ворвался в судьбу Анны Ахматовой!

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…

8. Сообщение ученика.

Анна Ахматова: “ Не с теми я, кто предал землю…”.

9. Слово учителя.

Историки, часто минуя область культуры, избегая интерпретаций истории через культуру, будут измельчать природу чудо – истории, обращаться то к одним свидетельствам, то к другим. Даже “Несвоевременные мысли” Максима Горького очень быстро стали казаться им чересчур отвлеченными, а интерпретации Б. Пастернака, М.Цветаевой, А.Белого, апокалиптические картины И.А. Бунина или И.С. Шмелева вообще “вненаучными”. Ощутить трагическую информацию о времени, о себе, заключенную в самих ритмах поэзии утрат, поэзии скорби М.И. Цветаевой они, к сожалению, не могли:

Переберите все мое добро,
Скажите - разве я ослепла?
Где золото мое, где серебро?
В моей руке лишь горстка пепла…

10. Аудиозапись. Т.Лебединская. “Эмигрантка” (в исполнении Юлиана).

11. Слово учителя.

Возвращение открытой и суровой истории (вместо былой закрытой, “улучшенной”, ритуальной и абсурдной лжеистории) – главное, вероятно, завоевание нашего сложного времени. История сейчас как бы возобновлена. Подобно кораблю она снята с застойной мели.

Прекрасно понимая, что развитие литературы совершается не только ценою приобретений, но и ценою тяжких утрат, заблуждений, обманутых иллюзий, что издержки неизбежны, все же спросим минувшее о том, какова была степень исторической проницательности прозаиков? Причем прозаиков, оказавшихся по разные стороны идеологии в понимании событий революции и гражданской войны.

Что же происходило в истории без легенд, в водовороте разных потоков, в столкновениях свободы и несвободы?

Может на этот вопрос ответят неполитизированные, “злые” (как их называл советский критик Ф.Степун) произведения?

Следует отметить, что истинную многомерность истории, диалектическую сложность народной души передают именно такие произведения.

Исаак Бабель шел в зарево гражданской войны с открытыми глазами: заранее дав себе слово ничему не ужасаться (выпить чашу до дна)! И что же тут удивительного, если страницы его произведений горьки на вкус?

12. Сообщение ученика.

И.Бабель. Русский народ в революции и гражданской войне – объект пристального изучения.

13. Слово учителя.

Великая и суровая эпоха переплавляла человека.

Характеризуя свои произведения Александр Фадеев говорил: “Основные мысли романа “Разгром”? Я могу их определить так. Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала…И в такой огромнейшей переделке “отсеивается” “вожак”, все остальное “сметается” в “массу””.

14. Сообщение ученика.

А. Фадеев “Разгром” “Отбор человеческого материала” ведет сама война.

15. Слово учителя.

“…Мы хотели, чтобы в новом мире нашлось место и для некоторых очень старых вещей – для любви, для красоты…”. На страницах произведения Бориса Лавренева “Сорок первый” вы столкнулись с удивительным умением автора видеть в своем герое, на каких бы классовых позициях он не стоял, человека. Человека во всем противоречии его индивидуальности, неповторимости его натуры, человека разумного и все то, чем наградила его природа.

16. Сообщение ученика.

Борис Лавренев. “Октябрь на некоторое время выбил меня из колеи. Собственно, не сам Октябрь, а то, что за ним последовало… “Сорок первый” - художественное свидетельство этому…”

17. Слово учителя.

Борис Пильняк, оказавшись на перепутье, среди модернистов первым откликнулся на революцию. А первым быть трудно.

18. Сообщение ученика.

В историю русской литературы Б.Пильняк вошел своим романом “Голый год”. Роман вызвал оживленную дискуссию и сделал имя писателя известным.

19. Интервью – дискуссия:

а) бывают ли “безгрешные” и “непорочные” революции?

б) история: свободное стремление жизни или ее выпрямление ради идеи? (по страницам романа И. Головниной “Побежденные”)

! каждый учащийся высказывает и аргументирует свое мнение.

! группа арбитров решает спорные вопросы, дает аргументированное разъяснение (следует отметить, что данная группа состоит из учителей)

20. Заключительное слово учителя.

Целью урока было не нравоучение и наставление с какого героя надо брать пример или наоборот, кого следует “гневно осуждать”, а - представление о сложности и многообразии жизни, в которой все приходится каждый раз решать заново и за все отвечать самому.

При подготовке к уроку, а также в его ходе использованы неподвластные времени шедевры “золотой серии русской классики”. Считаю, что наличие в каждом томе подробных комментариев делает книги данной серии незаменимыми при изучении школьного курса литературы в старших классах.

P.S. Следующий урок был проведен в библиотеке Искусств на тему ““Музыка” и “цвет” революций”.