Цели занятия:
- познакомить учащихся с личностью и трагической судьбой Марины Цветаевой;
- вызвать интерес к ее творчеству;
- дать представление о своеобразии поэтической манеры Марины Цветаевой.
Чтец (в роли Марины Цветаевой)
Господа! Все мои друзья в Москве и везде! Вы слишком думаете о своей жизни! У вас нет времени подумать о моей, – а сто?ило бы…
Преподаватель. Сегодняшний урок посвящен Марине Цветаевой – ярчайшему представителю Серебряного века русской поэзии.
С самого начала творческого пути Цветаева не признавала слова,,поэтесса” по отношению к себе она называла себя: “Поэт Марина Цветаева”, поэтому рада всех вас приветствовать на “встрече с Поэтом Мариной Цветаевой”.
Мы познакомимся с личностью и трагической судьбой Цветаевой, но главное с ее удивительными стихами.
Цветаевой удалось в стихах запечатлеть не только свою бунтующую душу, но и состояние своего современника, который был ввергнут в яростные социальные конфликты ХХ века, полного войнами и революциями, потребовавшими от человека предельного напряжения физических и душевных сил.
Цветаева– поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но все, о чем бы она ни писала, она “пропускала” через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют “поэзией ее души”!
Так обратимся же к “поэзии души” и сердца, к драгоценным фактам биографии большого поэта.
Чтец 1 читает стихотворение “Красною кистью…”
Преподаватель. Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном доме одного из старинных московских переулков – Трехпрудном.
Отец – Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем музея изящных искусств.
Мать – Мария Александровна Мейн происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо– природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие книги.
Домашний мир Цветаевых был пронизан постоянным интересом к музыке и искусству.
“Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилось всего только я, мать сказала: “По крайней мере, будет музыкантша”. Когда же первым, явно бессмысленным…словом оказалась “гамма”, мать только подтвердила: “Я так и знала” ,– и тут же принялась учить меня музыке… Могу сказать, что родилась не в жизнь, а в музыку”.
Имя Марина (от лат.)– морская. Есть в имени что-то притягательное, по своей энергетике напоминающее то ли набегающую волну прибоя, то ли пружину, готовую вот-вот разжаться.
Чтец 2 читает стихотворение “Кто создан из камня, кто создан из глины…”
Преподаватель. После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение – стихи и книги. Юная Цветаева пишет стихи, как на русском языке, так и на немецком и французском языках.
Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, быть самой собой – такою Цветаева вышла из детства и юности, такою осталась навсегда.
“Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16-ти. Писала и французские и немецкие. Первая книга – “Вечерний альбом”. Издала сама, еще, будучи в гимназии. Первый отзыв – большая приветственная статья Макса Волошина. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие”.
Искренние непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Цветаевой из сборника “Вечерний альбом” понравились взыскательному Валерию Брюсову, а живший в Москве поэт и критик Максимилиан Волошин еще более решительно одобрил вышедший сборник.
За “Вечерним альбомом” последовали поэтические сборники “Волшебный фонарь” (1912г.) и “Из двух книг” (1913г.), изданные при содействии Сергея Эфрона.
Чтец 3 читает стихотворение “Бежит тропинка с бугорка…”
Чтец (в роли Марины Цветаевой)
Двадцати лет, великолепная и победоносная я во всеуслышание заявляла.
Чтец 4 читает стихотворение “Моим стихам, написанным так рано…”
Преподаватель. Двадцатилетняя Цветаева уверенна в своем дальнейшем поэтическом успехе! Эти ее стихи яркие, талантливые и…пророческие.
Они встретились 5 мая 1911 г. “Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых”.
Обвенчались М. Цветаева и С. Эфрон 27 января 1912г. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя – Марина.
Чтец 5 читает стихотворение “Я люблю его – и горжусь…”
(“Генералам двенадцатого года” звучит фонограмма из х\ф "О бедном гусаре замолвите слово")
Преподаватель. Стремительно и властно в жизнь Марины Цветаевой вошёл Пушкин и стал постоянной опорой для этой гордой, тонкой и мятежной души.
Чтец (в роли Марины Цветаевой)
“Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили”.
Преподаватель. В последствие Цветаева перечитывала много раз “Капитанскую дочку”, а стихотворение “К морю” стало её любимым. Великому русскому поэту Марина Ивановна посвятила цикл стихотворений “Стихи к Пушкину”.
Чтец 6 читает стихотворение “Пушкин! – Ты знал бы по первому слову…”
Преподаватель. Цветаева была знакома со многими поэтами – современниками. Восхищалась поэзией В.Брюсова и Б. Пастернака, любила читать В.Маяковского и А.Ахматову. Александр Блок был поэтическим кумиром Цветаевой.
Чтец 7 читает стихотворение “Я страница твоему перу…”
Чтец (в роли Марины Цветаевой)
Всю жизнь напролёт пролюбила не тех… И равных себе по силе встретила только Рильке и Пастернака. Одного – письменно, за полгода до смерти, другого – незримо… Я – любящая, не – любимая!
(“Мне нравится, что вы больны не мной…” звучит фонограмма из фильма "Ирония судьбы")
Преподаватель. В годы революции она по достоинству оценила силу и мощь стиха Маяковского.
Чтец 8 читает стихотворение “Превыше крестов и труб…”
Преподаватель. До революции Марина Ивановна выпустила три книги, сумев не только сохранить свой голос среди пёстрого многоголосья литературных школ и течений, но и развить свой талант, создав оригинальные, точные по форме и мысли произведения, многие из которыхстоят с вершинами русской поэзии.
Чтец 9 читает стихотворение “Я знаю правду!”
Преподаватель. Годы первой мировой войны, революции, гражданской войны были временем стремительного творческого роста М.И. Цветаевой. Она много писала, но печаталась мало. Это и годы страшных личных утрат. От голода умирает младшая дочка Ирина.
Чтец 10 читает стихотворение “Две руки, легко опущенные…”
Преподаватель Конфликт со временем оказался неизбежным для неё. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, ни миру, а живущей в нём пошлости, серости, мелочности.
Чтец 11 читает стихотворение “Если душа родилась крылатой…”
Преподаватель. Душа всегда была главным героем цветаевского творчества. Свобода и своеволие души, не знающей меры – вечная и дорогая тема.
Чтец 12 читает стихотворение “Я счастлива жить образцово и просто…”
Преподаватель. Трагическая судьба. Полунищенское существование, одиночество, которое она так любила. Она везде и всегда оставалась “белой вороной”.
Чтец 13 читает стихотворение “Проста моя осанка…”
Преподаватель. Без любви невозможно представить поэзию Цветаевой. Любить – значит жить.
Чтец (в роли Марины Цветаевой)
Друг! Я не маленькая девочка (хотя в чём-то никогда не вырасту), обжигалась, горела, страдала – всё было, но Так разбиваться, как я разбилась о Вас, всем размахом доверия о стену! – никогда! Я оборвалась с Вас, как с горы!
Чтец 14 читает стихотворение “Вчера ещё в глаза глядел…”
Преподаватель. Любовная лирика, как и вся её поэзия громогласна, широкомасштабна, неистова, драматична.
(“Под лаской плюшевого пледа…” звучит фонограмма из кинофильма " Жестокий романс")
Чтец (в роли Марины Цветаевой)
“Что есть чтение, — как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов... Чтение — прежде всего — сотворчество... Устал от моей вещи, — значит, хорошо читал и — хорошее читал. Усталость читателя — усталость не опустошенная, а творческая. Сотворческая. Делает честь и читателю и мне”.
Преподаватель. Стихи и поэмы Цветаевой сложны. Их нельзя читать и почитывать между делом, бездумно скользя по строкам и страницам. Поэзия её ждёт вдумчивого, углублённого постижения, требует усилия мысли.
Давайте будем сотворить вместе с Мариной Цветаевой.
Чтец 15 читает стихотворение “Молодость”.
Преподаватель. Стихотворение написано Мариной Цветаевой, уже сложившимся, известным поэтом, человеком, пережившим и революционные вихри, и голод, и разлуку, и разлуку с мужем, и смерть маленькой дочери Ирины.
В 1921 году уходят из жизни поэты цветаевского поколения: 2 августа арестован и вскоре расстрелян Николай Гумилёв, 7 августа умер Александр Блок. Таков жизненный контекст этого стихотворения.
Работа в группах:
- Тема стихотворения. Его главная мысль.
- Какими художественными средствами создаётся образ молодости?
- Как говорится о молодости вначале? Как происходит развитие образа молодости?
- Особенности лексики стихотворения “Молодость”.
- Особенности синтаксиса стихотворения “Молодость”.
Преподаватель. 1922 год. Марина вместе с дочерью Ариадной уезжает за границу к мужу, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.
Художественной высотой и щемящей пронзительностью отличаются стихи, посвящённые разлуке с Родиной.
Чтец 16 читает стихотворение “Тоска по родине!...”
Работа в группах:
- Тема стихотворения. Его главная мысль.
- Какие художественные средства использует поэт?
- Особенности синтаксиса стихотворения.
- Без каких строк стихотворение приобрело бы совсем иной смысл?
Вывод о своеобразии поэзии М.И. Цветаевой.
Чтец (в роли Марины Цветаевой)
Я никогда не поверю в прозу: её нет.
Преподаватель. 1939 год. Марина Цветаева вслед за мужем и дочерью вернулась на родину.
Чтец (в роли Марины Цветаевой)
Я вернулась в Советский Союз с 14-летним сыном, в августе арестована моя дочь, а в октябре – и муж.
…Итак, я буквально на улице, со всеми вещами и книгами.
Чтец 17 читает стихотворение “Вот опять окно…”
Преподаватель. Последние месяцы жизни в Елабуге. Постоянная тревога за жизнь близких. В одиночестве, в состоянии депрессии она покончила с собой. 31 августа 1941 года.
Муж Сергей Эфрон был расстрелян.
Сын Георгий погиб в Белоруссии в первом своём бою в 1944 году.
Дочь Ариадна была арестована и 16 лет провела в лагерях. Она была талантливой переводчицей. После ссылки посвятила оставшиеся годы жизни собиранию архивов матери, писала воспоминания, но не успела закончить книгу воспоминаний. Умерла в 1975 году.
Чтец 18 читает стихотворение “В Москве в переулке старинном…”
Преподаватель. Огромно наследие Цветаевой: стихи, 17 поэм, размышления, воспоминания, лирические эссе, философские этюды, статьи. Сбылось её пророчество: “Её стихам, как драгоценным винам, настал черёд…”
Чтец (в роли Марины Цветаевой)
“Идёшь на меня похожий…”
Преподаватель. Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Вам предстоит больше узнать о ней и читать её неповторимые стихи.
Рефлексия.
Что вы вынесли сегодня со встречи с Поэтом Мариной Цветаевой?
(Звучит песня “Уж, сколько их упало в эту бездну…”)