Цели:
- опираясь на элемент драматизации, на ранее полученные знания о Чехове-писателе, помочь учащимся самостоятельно сформулировать тему урока, определить форму урока;
- исходя из темы, подвести семиклассников к целеполаганию;
- используя задания креативного и когнитивного типов (выразительное чтение в лицах, сообщение учащегося о писателе, иллюстрации, диалог и полилог, включающие в себя вопросы поискового и проблемного характера), помочь ребятам увидеть характеры героев;
- углубить понятия о юморе и сатире, о жанре произведения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формулируем тему урока. Ставим цели.
- Вы, ребята, обратили внимание на то, что тема урока сформулирована не полно. Какова наша первоочередная задача? (полно сформулировать тему).
- В этом пусть нам поможет инсценировка (отрывок из рассказа "Лошадиная фамилия")
- О каком писателе пойдет речь, согласно инсценировке? Знаком ли он вам? (Чехов, знаком).
- Какая же форма урока приемлема?
На доске:
- Урок-представление
- Урок-встреча
- Урок-концерт (урок-встреча)
- Можно ли о Чехове сказать, что он просто писатель? Используйте подсказку.
На доске:
- юморист
- критик
- фантаст (юморист)
- Исходя из вышепроделанной работы, сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь.
- Опираясь на тему, сформулируйте свои цели (идет целеполагание).
III. Работа по теме.
1.
- Сегодня на урок я пригласила биографа А. П. Чехова. Он расскажет нам о личной жизни писателя, о его творчестве, а вы после прослушивания будьте готовы ответить на вопрос:
- В чем необычность Чехова-писателя и Чехова-человека? (слово о Чехове подготовленного ученика).
Дополнение учителя.
- Свои ранние рассказы Чехов подписывал, прибегая к псевдониму Антоша Чехонте. Что такое псевдоним? (запись термина в тетрадь)
- Как вы думаете, почему Чехов прибегает к псевдониму?
- Каким именем подписан рассказ "Хамелеон"?
2. Знакомство с рассказом Чехова. Выразительное чтение по ролям подготовленными учениками.
Задание классу:
- Какими вы увидели героев рассказа?
- Сумели ли ребята через выразительное чтение передать характеры героев?
- Чье чтение особенно вам понравилось?
3. Анализ рассказа. Теория литературы.
- Докажите, что это рассказ.
- Кто герой рассказа?
- Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите внимание на иллюстрации, приготовленные группой художников (иллюстрации на доске). Кто есть кто?
- Кто из "художников" наиболее ярко сумел передать характер героя?
- Кого из героев можно назвать "хамелеоном"? Кто такой "хамелеон"? В чем проявляется хамелеонство Очумелова?
- Юмор или сатиру автор применяет в этом рассказе? Вспомните о видах смеха.
На доске:
- Вспомните, что характерно для сатиры? (говорящие фамилии)
- О чем вам говорят фамилии Очумелов, Елдырин, Хрюкин?
- Итак, говорящие фамилии есть один из приемов художественной детали. Запишите значение этого термина в тетрадь.
- Какие еще художественные детали имеют место в рассказе? Пусть подсказкой вам послужат рисунки.
- Прокомментируйте каждую из деталей. Что они помогают понять?
- Есть ли другие детали в рассказе? (речь героев)
- Перечитайте реплики Очумелова. Что вы можете сказать о нем, исходя из речи героя?
- Есть ли хоть один положительный герой в рассказе, которому сочувствует автор? (это собака, в ее глазах была "человеческая" тоска)
- Как относятся к собаке разные герои? Например: люди из толпы? Хрюкин? Очумелов? Выпишите ряд слов, которые применяет Очумелов к собаке. О чем они говорят?
IV. Делаем выводы.
- Над кем и над чем смеется автор? Какой это смех?
- В чем проявилось мастерство писателя?
V. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Чем остались недовольны?
- Добились ли своих целей?
- Кто из ребят заслуживает особой похвалы?
(комментируются оценки)
VI. Домашнее задание (на выбор).
Письменный ответ - размышление "Почему рассказ Чехова называется "Хамелеон"?"
Написать письмо одному из героев, выразив в нем отношение к нему.