Урок-встреча с А.П. Чеховым, писателем-юмористом и человеком. Рассказ "Хамелеон". Анализ произведения (7-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели:

  • опираясь на элемент драматизации, на ранее полученные знания о Чехове-писателе, помочь учащимся самостоятельно сформулировать тему урока, определить форму урока;
  • исходя из темы, подвести семиклассников к целеполаганию;
  • используя задания креативного и когнитивного типов (выразительное чтение в лицах, сообщение учащегося о писателе, иллюстрации, диалог и полилог, включающие в себя вопросы поискового и проблемного характера), помочь ребятам увидеть характеры героев;
  • углубить понятия о юморе и сатире, о жанре произведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Формулируем тему урока. Ставим цели.

- Вы, ребята, обратили внимание на то, что тема урока сформулирована не полно. Какова наша первоочередная задача? (полно сформулировать тему).

- В этом пусть нам поможет инсценировка (отрывок из рассказа "Лошадиная фамилия")

- О каком писателе пойдет речь, согласно инсценировке? Знаком ли он вам? (Чехов, знаком).

- Какая же форма урока приемлема?

На доске:

  • Урок-представление
  • Урок-встреча
  • Урок-концерт (урок-встреча)

- Можно ли о Чехове сказать, что он просто писатель? Используйте подсказку.

На доске:

  • юморист
  • критик
  • фантаст (юморист)

- Исходя из вышепроделанной работы, сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь.

- Опираясь на тему, сформулируйте свои цели (идет целеполагание).

III. Работа по теме.

1.

- Сегодня на урок я пригласила биографа А. П. Чехова. Он расскажет нам о личной жизни писателя, о его творчестве, а вы после прослушивания будьте готовы ответить на вопрос:

- В чем необычность Чехова-писателя и Чехова-человека? (слово о Чехове подготовленного ученика).

Дополнение учителя.

- Свои ранние рассказы Чехов подписывал, прибегая к псевдониму Антоша Чехонте. Что такое псевдоним? (запись термина в тетрадь)

- Как вы думаете, почему Чехов прибегает к псевдониму?

- Каким именем подписан рассказ "Хамелеон"?

2. Знакомство с рассказом Чехова. Выразительное чтение по ролям подготовленными учениками.

Задание классу:

- Какими вы увидели героев рассказа?

- Сумели ли ребята через выразительное чтение передать характеры героев?

- Чье чтение особенно вам понравилось?

3. Анализ рассказа. Теория литературы.

- Докажите, что это рассказ.

- Кто герой рассказа?

- Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите внимание на иллюстрации, приготовленные группой художников (иллюстрации на доске). Кто есть кто?

- Кто из "художников" наиболее ярко сумел передать характер героя?

- Кого из героев можно назвать "хамелеоном"? Кто такой "хамелеон"? В чем проявляется хамелеонство Очумелова?

- Юмор или сатиру автор применяет в этом рассказе? Вспомните о видах смеха.

На доске:

- Вспомните, что характерно для сатиры? (говорящие фамилии)

- О чем вам говорят фамилии Очумелов, Елдырин, Хрюкин?

- Итак, говорящие фамилии есть один из приемов художественной детали. Запишите значение этого термина в тетрадь.

- Какие еще художественные детали имеют место в рассказе? Пусть подсказкой вам послужат рисунки.

- Прокомментируйте каждую из деталей. Что они помогают понять?

- Есть ли другие детали в рассказе? (речь героев)

- Перечитайте реплики Очумелова. Что вы можете сказать о нем, исходя из речи героя?

- Есть ли хоть один положительный герой в рассказе, которому сочувствует автор? (это собака, в ее глазах была "человеческая" тоска)

- Как относятся к собаке разные герои? Например: люди из толпы? Хрюкин? Очумелов? Выпишите ряд слов, которые применяет Очумелов к собаке. О чем они говорят?

IV. Делаем выводы.

- Над кем и над чем смеется автор? Какой это смех?

- В чем проявилось мастерство писателя?

V. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- Чем остались недовольны?

- Добились ли своих целей?

- Кто из ребят заслуживает особой похвалы?

(комментируются оценки)

VI. Домашнее задание (на выбор).

Письменный ответ - размышление "Почему рассказ Чехова называется "Хамелеон"?"

Написать письмо одному из героев, выразив в нем отношение к нему.