Цели:
- узнать, когда возник этот жанр, каковы основные темы и направления этого жанра, познакомиться с представителями этого жанра;
- развивать умения выразительного чтения произведений, представления презентаций;
- способствовать воспитанию внимательности и любознательности.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор,
- компьютеры,
- магнитофон,
- DVD,
- CD "Кирилл и Мефодий" (уроки литературы 11 класс)
Ход урока
I. Вводное слово учителя. Объявление темы урока. Постановка целей.
II. Новая тема.
Слово учителя:
Авторская песня, или Бардовская музыка - песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР. Жанр вырос в 1950-60-е из художественной самодеятельности, независимо от культурной политики советских властей, и быстро достиг широкой популярности. Авторская песня исполняется автором-исполнителем, обычно под одну акустическую гитару. Основной упор делается на поэтичность текста и простоту аранжировки. В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Некоторые исследователи употребляют термины "авторская песня" и "бардовская песня" как синонимы, другие разграничивают эти понятия.
Презентация учителя по теме "Авторская песня" (Приложение № 1)
Слово учителя:
На исходе 50-х годов в поэзии сложился жанр авторской песни
(Презентация, слайды 1, 2)
Авторская песня стала выразительной приметой демократизации общественной жизни и культуры. Минуя печать, авторская песня обращалась к широкой аудитории. Автор доверительно обращается со слушателями.
(Презентация, слайд 3)
Отсутствие композиторского исполнительского профессионализма оказалось достоинством, т. к. придавало песне естественность.
(Презентация, слайды 4-10)
Презентации по творчествупоэтов-бардов (сделаны учащимися):
Творчество Юрия Визбора (1934-1984) (Презентация. Приложение 2)
Прослушивание песни "Солнышко лесное" (магнитофон)
Творчество Булата Окуджавы (1924-1997) (Презентация. Приложение 3)
Прослушивание песни "Песенка об Арбате" (магнитофон)
Творчество Виктора Цоя (1962-1990) (Презентация. Приложение 4)
Песня Цоя " Хочу перемен" (в исполнении учащихся под гитару)
"Кирилл и Мефодий" (Уроки литературы, 11 класс)
Кадры о В.Высоцком (17-24 кадры)
Прослушивание песни "Охота на волков" (магнитофон) - 3 минуты
Доклады учащихся: (Приложение 5)
- Александр Галич (1918-1977)
- Юлий Ким (род. 1936г)
7) DVD "Концерт группы ДДТ" (2-3 песни)
8) Вывод по уроку:
С начала 90-х гг., после непродолжительного взрыва всеобщего интереса к авторской песне как ко всему, недавно еще запрещенному, ее развитие переходит в спокойное, теперь уже легальное русло.