Цели
1. ознакомить с творчеством раннего Маяковского, Маяковского-футуриста
2. уметь анализировать поэтическое произведение, раскрыть дух бунтарства и эпатажа в лирике
3. отрабатывать умение строить поиск информации по заданной теме в источниках разного типа и создание устных и письменных высказываний
4. использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации
5. дать понятие о футуризме не только как о литературном течении, но и направлении в искусстве и архитектуре
Оборудование:
- презентация,
- карточки (4 комплекта),
- тексты стихотворений "Нате!", "Скрипка и немножко нервно", "Ода революции", "Лиличка" (отрывок);
- карточка- задание для анализа стихотворения для каждой группы.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте! Садитесь.
Звучит отрывок (в записи) из поэмы В. Маяковского "Во весь голос"
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем г:.
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор.
снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе.
Сегодня мы продолжаем разговор о Владимире Владимировиче Маяковском. Тема нашего урока "Футуризм и Маяковский". Какова цель нашего урока?
(Повторить о литературном течении футуризм. Определить, почему Маяковский решил примкнуть именно к этому течению.)
Мы работаем в группах. Руководители групп в течение всего урока отмечают активность членов группы, организуют быструю и активную деятельность каждого члена группы.)
Учитель:О модернизме (символизме, акмеизме, футуризме) мы уже говорили, когда начали изучать литературу серебряного века. В карточках , которые вам предлагаются, прошу отобрать только те суждения, которые относятся к футуризму. Результаты отбора озвучиваем через 1-2 минуты.
Итак, можно ли отнести данные утверждения к футуризму?
Карточки
1 группа (литераторы)
- футуристы намеренно "остраняли" явления, лишали восприятие автоматизма: они вводили новые темы, расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали трагическое и комическое, лирику, эпос и драму, упоенно занимались поиском ощутимого слова.
- Поэтические принципы Футуризм: передача ощущений в виде цепи бесконтрольных ассоциаций и аналогий
Мифология стала для них арсеналом психологических и философских моделей (символизм)
- произведения строятся как поток словесно - музыкальных созвучий (символизм)
2 группа (архитекторы)
- Футуризм в архитектуре - это фантастика, причем весьма научная
- Архитектура футуризма - это архитектура расчета, дерзкой отваги и простоты, архитектура железобетона, стекла, картона, текстильных тканей
- Основным стимулом формирования искусства стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел (готика)
- Строители стали применять крестовые своды, получаемые пересечением двух полуцилиндров под прямым углом. Такая конструкция более совершенна, она переносит тяжесть перекрытия со всей плоскости стены на угловые опоры. (готика)
3 группа (живопись)
- Хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармония цвета и формы
- Определяющий признак- движение
- Пятна и линии действуют, как живые существа.
- Мир красок становится проявлением враждующих друг с другом начал , однако из этого противостояния рождается своеобразная гармония
4 группа (историки) - художник Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов- спутников , В. Хлебников пытался предложить человечеству "законы времени"
-Футуризм был тесно связан с авангардными группировками художников 1910-х годов: "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Союз молодежи" - в октябре 1911 года слушатели "Поэтической академии" основали новое литературное объединение "Цех поэтов" (акмеизм) - Начало теории было положено Д. Мережковским в 1892 году (символизм) - начало и конец выступления отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский- в "женской" по тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку.
Учитель: У каждой группы был свой набор карточек. Сравните их.
(общее- футуризм, отличие- футуризм в литературе, живописи, архитектуре, выступления и возникновение)
Учитель: Итак, почему же именно к этому течению примкнул В. Маяковский?
(В футуризме, который возник как оппозиция к утратившему свой престиж символизму, Маяковского привлекла энергия отрицания, энергия критики и обличения буржуазных порядков.)
Учитель: Футуризм русских футуристов не знал границ. Может, поэтому футуризм привлек молодого Маяковского.
Это была та культурная среда (поэзия, искусство, живопись), которая оказалась для Маяковского первой, и он вошел в нее, с воодушевлением принялся осуществлять ее идеи и замыслы.
Учитель: Вспомните. Каковы основные принципы футуризма?
Ученики Основные признаки футуризма: -
- бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
- отрицание культурных традиций, попытка создать
искусство, устремленное в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; - поиски раскрепощенного "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка;
- культ техники, индустриальных городов;
- пафос эпатажа.
Учитель: Вчитаемся в строки Маяковского:
Ты посмотри, какая в мире тишь,
Ночь обложила небо звездной данью.
В такие вот часы встаешь и говоришь
Векам, истории и мирозданью. (Ю. Прокушев)
Учитель: Итак, ребята сейчас мы с вами обращаемся к ранней лирике В. Маяковского, к той, с которой он вошел в литературу, как поэт- футурист. Дома каждая группа читала и анализировала стихотворения "Нате!", "Скрипка и немножко нервно", "Ода революции", "Лиличка". Я прошу вас еще раз пересмотреть данные стихотворения с точки зрения отношения к футуризму. Отвечают ли они данным принципам? Спланируйте ответ так, чтобы каждый член группы был задействован. На подготовку - 3 минуты
Карточка для анализа стихотворения
- Представьте стихотворение (отрывок) так, чтобы было видно, что написано оно поэтом - футуристом
- Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).
- Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
- Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте). 5. Найдите в стихотворении не менее 4 признаков футуризма. (Выступают группы)
Учитель: Сравните все 4 стихотворения и определите особенность ранней лирики В. Маяковского? Вывод:
Разрыв поэта и действительности - важнейшая особенность ранней лирики В. Маяковского. Поэт стремится отдать себя людям, но оказывается не нужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение поэта с действительностью кончается трагически, но этот трагизм не ведет пессимизму, напротив, он рождает мысль о действии, о борьбе, о революции. Поэт обличает, проклинает, протестует; он ждет, торопит, зовет революцию, предчувствуя ее приход, и вместе с ней обновление жизни. Уже в первых своих опытах Маяковский выступает как поэт самобытный и оригинальный.Лирический герой Маяковского - это человек большой души, потрясенный противоречиями действительности.
В стихотворении "Скрипка и немножко нервно" поэт воспринимается окружающими как чудак и неудачник, его благородные поступки вызывают смех. В жалобах скрипки поэт услышал человека, но его порыв встречен хохотам окружающих, воспринимается ими обыденно, пошло.
Влил как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!
Во всех этих стихотворениях отчетливо звучит ужас одиночества.
Этот мотив звучит и в таких стихах как "Надоело", "Человек", "Себе любимому , посвящает автор эти строки", где также звучит проклятие одиночеству:
Нет людей,
Понимаете
Крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти
А сказать кому?
Он готов отдать все , чем владеет, "за одно только слово ласковое, человечье" . Но куда не бросишь взор, вокруг только жирные, бесформенные существа, не люди- а "два аршина безлицего розоватого теста". В тоске поэт восклицает:
Истомившись по ласке губами
Тысячью поцелуев
Покрою умную морду трамвая.
Поэт любит людей, стремится к ним. Но он одинок, и это для него мучительно и страшно.
Нет примирения между античеловечностью окружающего мира и высотой духа лирического героя Маяковского. Его стремление сделать мир лучше, человечнее; проще и естественнее встречает только равнодушие и неприятие. И все же снова и снова звучит:(звучит песня на стихи Маяковского "Если звезды зажигаются:"
Итог урока:
Какова была цель нашего урока?
Удалось ли решить поставленные цели?
Домашнее задание:
- написать сочинение-миниатюру "Мое прочтение раннего Маяковского"
- прочитать поэму "Облако в штанах", найти признаки ранней лирики в этой поэме