Урок литературы в 11-м классе по повести В.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" в форме заседания суда "Надо быть сильной, сильнее себя"

Разделы: Литература


Цель урока: дальнейшее знакомство с творчеством писателя, раскрытие нравственных проблем современного общества (трудоустройство молодёжи, взяточничество, понимание добра и жертвенности народа).

Оборудование: портрет В.Распутина, выставка книг, судебная атрибутика.

Действующие лица:

Тамара Ивановна - ответчик,

Светлана - дочь Тамары Ивановны,

Лида - подруга Светланы,

Прокурор,

Адвокат,

Народные заседатели,

Муж Тамары Ивановны.

I. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы проводим урок в форме заседания суда по книге В.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана". С творчеством писателя мы уже знакомы, в 6 классе изучали рассказ "Уроки французского", в 10 классе проводили конференцию по книге "Живи и помни". В этом произведении мы увидели мастерство автора по раскрытию человеческих душ, характеров. И в данной повести "Дочь Ивана, мать Ивана" рассматриваются проблемы, которые волнуют общество сегодня. Мы вновь встретимся с нелёгкими судьбами героев, с их характерами, с их проблемами. Сам писатель объясняет написание данного произведения таким образом: "В повести моей все на виду. Изгнание нашего отечественного духа и насилие над "аборигенами" и душевное развращение "побрякушками и картинками", и над всем возвышается вопрос: чьи мы? Кто мы? Каким поклоняемся богам?".

В центре повести - история одной обыкновенной русской семьи. Главные герои - Тамара Ивановна, ее муж Анатолий, дочь Светка, 10-классник сын Иван. Эта история могла произойти в любой семье, в любом городе, в любом поселке. В конце урока сделайте, пожалуйста, вывод, как бы вы поступили, оказавшись на месте Светки, и каким было бы поведение ваших родителей, если бы эта беда пришла в ваш дом.

II. Ход суда

Секретарь: Встать, суд идет.

Судья: Сегодняшнее заседание проходит в составе: судьи Габдракитова Дамира Вилевича, прокурора Добоний С.С., адвоката Лаптевой Т.Н., секретаря Мокеровой Е.В., присяжных заседателей в количестве 5 человек (учащиеся). Есть ли отводы по составу суда? (к прокурору, адвокату - по фамилии).

Уголовное дело рассматривается против Тамары Ивановны Воротниковой, которая совершила умышленное убийство молодого человека кавказской национальности.

Слово предоставляется адвокату подсудимой.

Адвокат: Уважаемые судьи. Прежде чем вынести вердикт, прошу дать слово моей подзащитной.

Тамара Ивановна, объясните суду истинную причину совершенного вами поступка.

Т.И.: Полностью признаю себя виновной. Виновата, буду держать ответ. Сделанного не воротишь. А я и не жалею о сделанном. Теперь меня ожидает наказание, а если бы насильник ушел безнаказанным, для меня бы и воля на всю жизнь сделалась каторгой.

Прокурор: Расскажите истинную причину содеянного.

Т.И.: Светка моя потерялась. Такого еще не было, чтобы она приходила позже 9 часов. Этот час был ей указан, как домашний порог, и задержаться после 9 она бы не решилась. А было уже больше трех часов ночи. Анатолий приехал с Деминым, нашим другом в деминской машине, и мы поехали к самой близкой подружке Лидке Тополь. Она жила далеко, в микрорайоне. Лиду застали врасплох, она не знала, как отвечать.

Судья: Достаточно. Будут ли у вас свидетели с вашей стороны?

Адвокат: Прошу вызвать в качестве свидетеля Лидию Тополь.

Судья: Назовите своё имя, фамилию, свидетель.

Лида: Лида Тополь.

Судья: Вы приглашены в суд в качестве свидетеля со стороны защиты, вы обязаны говорить правду и только правду. За дачу ложных показаний вы можете быть привлечены к уголовной ответственности.

Лида: Мы были на рынке. Возле торгового комплекса подошел парень. Он на рынке фруктами торгует, приезжий. Я не знаю, как его зовут. Он сказал, но я нерусские имена не запоминаю. Он к Светке приставал, говорил, что она ему понравилась. Он к ней не первый раз подходил и говорил: зачем ты меня обманула? тебя зовут не Марина. Сказал, что город ему понравился, попросил показать город. Я, говорит, поймаю машину, а вы мне покажете.

Судья: И вы согласились показать ему город?

Лида: Нет, не согласились. Мы уходим, а он не отстает, прилип. Кое-как убежали. Потом

Светка пошла к дяде Володе, а я поехала домой.

Судья: Вы все рассказали? Добавить ничего не хотите?

Адвокат: Что же вы заволновались, девушка. Продолжайте.

Лидка: Кавказец, узнав, что мы продавщицы без товара и ищем работу, предложил нам поехать к своему двоюродному брату, тот ищет таких, как мы, потому что ему нужно срочно распродать большую партию китайских товаров.

Судья: Вы согласились?

Лидка: Нет, мы долго не соглашались, но парень настаивал, показал какой-то документ, говорил, что недалеко и мы скоро вернемся, у него яблоки на прилавке и ему задерживаться нельзя.

Судья: Так, продолжайте. Что же дальше произошло?

Лидка: Он остановил машину, мы упирались, но он затолкал нас и сказал шоферу, куда ехать. Ехать действительно было недалеко, в общежитие для малосемейных. В однокомнатной квартире был старик. Он сразу ушел. Никакого брата не оказалось. Мы просидели 2 часа, пили чай, парень предлагал вино. Но вино мы не стали пить. Всякий раз, когда мы собирались уходить, он кричал: "Придет! Придет!". Это он о брате. Потом стал говорить, что знает, где брат, надо поехать к нему, тут тоже недалеко.

Адвокат: Вы согласились?

Лидка: Чтобы выбраться из этой квартиры, мы согласились, хотели его обмануть.

Адвокат: Как вы добирались до брата?

Лидка: На машине ехать отказались, пошли на трамвай. Парень взял Светку под руку и не выпускал.

Адвокат: Неужели вокруг не было людей?

Лидка: На трамвайной остановке было много народу, но он все равно не выпускал, как она ни вырывалась. Там, на остановке, я от них, от этого кавказца, вцепившегося в Светку, сбежала.

Судья: Достаточно. Будут ли ещё свидетели со стороны защиты?

Адвокат: Уважаемые судьи. Прошу вызвать в качестве свидетеля Светлану Воротникову.

Судья: Вы приглашены в суд для дачи показаний. Назовите фамилию, имя, отчество. Вы должны говорить правду и только правду. За дачу ложных показаний вы можете быть привлечены к ответственности. Вам понятно?

Светка: Да, понятно. Воротникова Светлана Анатольевна.

Судья: Расскажите, пожалуйста, суду, где вы встретили Эльдара, азербайджанца.

Светка: В четверг. Я с девчонками стояла на площади возле торгового комплекса, а наверху перед входными дверями торчал кавказец в джинсовой куртке Девчонки захихихали. А он, словно ждал, сбежал к нам вниз и уставился на меня. Он сказал, что я ему нравлюсь. Девчонки еще пуще засмеялись. Смех наш его разозлил, в глазах появилось бешенство. Он велел прийти мне вечером в 7 часов сюда же. Говорил он с сильным акцентом и злился, потому что мы его плохо понимали. Я со смехом пообещала прийти, чтобы только отвязаться.

Адвокат: А на следующий день ты тоже случайно встретила его?

Светка: Тоже случайно.

Адвокат: Рассказывай.

Светка: Он искал меня, а для меня это было случайно. Я работала у входа на барахолку. О нем забыла. В 4 часа сдала остатки хозяину, он велел в 4, он куда-то торопился. Я сдала ему и пошла к торговому комплексу.

Адвокат: Почему опять туда?

Светка: Там Люся Кудашкина работает. Мы договорились встретиться. Мы подошли к комплексу, и я увидела: опять там, у дверей, стоит тот парень. Мне показалось, он меня не заметил. Стала подниматься на эскалаторе, а он на втором этаже стоит у эскалатора и ждет меня. Схватил за руку и говорит: "Пойдем гулять". Пришлось вместе с ним подойти к Люсе, там и Лида была. Мы говорили о работе, чтоб нас на улицу на россыпь поставили. Он слышал наш разговор и говорит: "У нас работы много, у моего двоюродного брата. Давайте поедем к брату, это рядом, брат вам на полгода даст работу". Мы с Лидкой пошептались, что если вместе, то не опасно.

Адвокат: И куда поехали?

Светка: В общежитие для малосемейных, на бульвар Постышева. Там был старик, который вскоре привел второго кавказца. Звали его Эдик. Эдик принес водку, одну бутылку, консервы, колбасу. Он стал требовать. Чтобы мы пили и ели, но никто не пил. Он один выпил полстакана и сделался совсем злым. Мы с Лидой хотели уйти, он вскочил, закрыл дверь на ключ и сказал, если мы подойдем к двери, он выбросит ключ в окно. Он предупредил, чтобы я не пыталась бежать, а то зарежет.

Судья: Где зарежет? На трамвайной остановке?

Светка: И там тоже: а потом в деревянном доме. Он заставил меня выпить стакан водки. Зажал мне голову, расцепил зубы и влил до последней капли. При этом присутствовали хозяева, но они мне не помогли. Он заставлял меня танцевать по-кавказски. Я не умела, и он в такт музыке пинал меня ногами.

Судья: Ты сказала, что ты несовершеннолетняя?

Светка: Не сказала. Я еще раньше сказала, что я девочка.

Судья: Ты могла от него сбежать.

Светка: Я боялась.

Прокурор: Вот что. Я познакомилась с делом. Через мой кабинет проходят десятки таких дел, и я научилась разбираться. Вы уж стерпите, мы тут пустыми словами не бросаемся. Если бы вы с самого начала не захотели иметь дело с этим: с кем вы легкомысленно поехали: А потом: если бы вы захотели убежать от него, а потом - позвать на помощь, - вы бы это сделали У вас была не одна возможность избежать случившегося. Но вы ни одной не воспользовались.

Светка: Я боялась, он еще на остановке грозился убить.

Прокурор: На трамвайной остановке было десятки людей. Броситься к этим людям за помощью боялась? Или раньше еще, на рынке, где ступить негде от народа, боялась не поехать с неизвестной личностью? Когда боятся, поступают наоборот. Правосудие руководствуется не чувствами, а намерениями и поступками.

Тамара Ивановна: Да как же не бояться-то? Правосудие! Вот и дайте нам правосудие! Как же не бояться?! Среди бела дня убивают - ничего, ни преступления, ни правосудия! Круглые сутки грабят - ничего! Воруют, насилуют. Нигде ничего! Вы что думаете: если бы наша дочь на трамвайной остановке бросилась искать защиту, - помогли бы ей? Вы уверены? А я не уверена! И дочь моя была не уверена! Мы что, не знаем, как человека убивают середь толпы, и толпа разбегается! Не знаем мы, как от крика "спасите!" люди шарахаются и зажимают уши! Правосудие! Люди до того напуганы, что они уже от страха кричать не могут. А вы здесь: он, видите ли, подозреваемый, он несчастный, наша дочь его в несчастье втянула: Мы его поймали, привели вам, преступление как на блюдечке, а вы боитесь оскорбить его не тем словом. Но почему вы не боитесь оскорбить нашу дочь? Ведь ее избивали, насиловали, как бы вы ни крутили это дело! Ее же изнасиловали, и она же теперь у вас подозреваемая.

Адвокат: Тамара Ивановна, успокойтесь, пожалуйста. Почему вы решили пойти на крайний шаг, на убийство насильника?

Т.И: Следователь сказал, что подозреваемый отрицает насилие. Когда мы вновь с мужем приехали к следователю, я тихонько приоткрыла дверь в его кабинет и увидела высокого плечистого кавказца, услышала следующий разговор: меру пресечения решает прокурор, а не я. Уберите это от меня. Сегодня я ничего не могу вам обещать. Завтра. Ходили мы и к прокурору, хотели узнать, что же будет с насильником? Возможно, отпустят под залог, ответила женщина-прокурор. Можете обращаться в областную прокуратуру. Я сказала, что никуда мы обращаться не будем. Решение у меня уже созрело. Я собрала хороший ужин. Ночью, когда, все уснули, я приготовила обрез, а рано утром ушла из дому, чтоб меня никто не видел. Целый день я пробыла на пустыре, возле прокуратуры. А когда увидела кавказцев возле здания, поняла, что и насильник там. Ноги опять принесли меня к кабинету следователя. На том же самом стуле, где вчера сидела я, сидел кавказец в синей джинсовой куртке с обросшим лицом и хищно опущенным носом. Я подняла к груди сумку, на ошупь отыскала и наготовила в ней то, что нужно. Сумка грохнула выстрелом. Парень хотел привстать, броситься на меня, но медленно повалился вперед. Дальше я совсем не помнила себя.

Судья: Если ещё у защиты и у обвинения свидетели?

Прокурор: Нет, ваша честь.

Адвокат: Нет, ваша честь.

Судья: Тогда переходим к прениям сторон. Необходимо ли время на подготовку?

Прокурор: Нет, ваша честь.

Адвокат: Нет, ваша честь.

Судья: Слово предоставляется прокурору Добоний С.С.

Прокурор: Подсудимая призналась в совершённом преступлении. Представители потерпевшего на суд не явились. Преступление было совершено без отягчающих обстоятельств, мотивы преступления очевидны. Конечно, сердце матери можно понять, но совершать самосуд у нас никому не позволено. У нас есть правосудие. Ему и вершить приговор. На основании статьи 105 пункта "А" Уголовного Кодекса РФ предлагаю 6 лет пребывания в колонии строгого режима.

Адвокат: Прошу учесть, что моя подзащитная призналась в содеянном и активно помогала следствию. Она впервые привлекается к уголовной ответственности, совершила преступление в состоянии аффекта. На иждивении находятся 2 несовершеннолетних ребёнка, поэтому прошу учесть всё вышесказанное при вынесении приговора.

Судья: Спасибо. Последнее слово предоставляется подсудимой.

Т.И.: Да разве могла я поступить по-иному, иначе я не смогла бы жить с этой болью. Всё нутро бы выгорело, глядя на дочь, на её страдания. Я согласна с любым решением суда.

Судья: Перед присяжными заседателями ставится вопрос:

Можно ли считать подсудимую виновной в совершении преступления? (Судья уходит)

Секретарь: Встать, суд идёт.

Судья: Воротникову Тамару Ивановну приговорить к 6 годам в колонии строгого режима согласно статье 105 пункта "А" за умышленное убийство лица кавказской национальности.

III. Беседа.

В тюрьме Тамара Ивановна вела себя безупречно. Прошло 4 года, и ее освободили досрочно.

  1. Можно ли считать подсудимую виновной в совершении преступления?
  2. Как вы думаете, помогла ли Тамара Ивановне своей семье этим убийством?
  3. Помогла ли Светке?
  4. К чему она пришла?
  5. Против чего предостерегает писатель нынешнее поколение молодых?

Подведение итогов.

IV. Домашнее задание: Мы с вами смотрели кинофильм С.Говорухина "Ворошиловский стрелок", провели конференцию по рассказу В.П.Астафьева "Людочка". И в фильме, и в рассказе звучит мотив народной мести злу, совершается самосуд. Тамара Ивановна тоже идёт по этому пути, защищая честь семьи, родного очага. Она была вынуждена пойти на этот шаг, чтобы исправить судебное решение. Но оправдан ли самосуд?

Ребята, напишите домашнее сочинение-рассуждение на тему "Можно ли оправдать самосуд?"

Литература:

  1. В.Распутин, "Дочь Ивана, мать Ивана". - Путеводная звезда: Школьное чтение. - 2004. - № 3.