Цель: Воспитать субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить решение стоящих перед ним задач, способного к самоизменению и саморазвитию, направленного на правильное отношение к общечеловеческим ценностям и высокого чувства гражданского долга.
Задачи:
- Сформировать у учащихся свою точку зрения на существование категорий рая на земле через художественное воспитание и анализ текста.
- Определить философский, обобщающий, условный характер понятия “рай на земле”.
- Рассмотреть образы и характерные черты времени в “Котловане” А. Платонова, иллюстрированные творчеством П. Филонова.
- Доказать утопичность социалистического рая в творчестве А. Платонова и Ф. Достоевского, основного на смерти ребенка, бюрократизма, подозрительности и т.д. – исторической обстановке 20-х – 30-х гг ХХ в.
- Развитие речи, умение ясно и логично доказывать свою точку зрения.
Оборудование урока:
- Портреты А.Платонова, Ф. Достоевского.
- Компьютер. П. Филонов.
- Видеофильм “Братья Карамазовы”.
- Д. Шостакович.
- Марш веселых ребят. В. Лебедев-Кумач, Д. Дунаевский.
- Репродукции картин П. Филонова.
Ход урока
I. Здравствуйте дорогие ребята и гости, присутствующие на нашем уроке, темой которого станет проблема, волнующая многие века души людей – Рай на земле, а точнее его возможность или невозможность на земле. Сегодня мы поговорим об этом и постараемся сформировать свою точку зрения на эту проблему, касаясь творчества двух писателей, живших в разные эпохи, но объединенных именем философа XIX в. – Николая Федоровича Федорова, именно его идея нашли свое отражение и у Ф.М. Достоевского, и у А. Платонова в их произведениях “Братья Карамазовы” и “Котлован”. Идея “общего дела” Н. Федорова очень своеобразно отразилась в 20-30-е годы на многих людях, и даже на ваших родителях, которые также верили и стоили это будущее - это рай – коммунизм!
- А вы верите в то, что рай на земле возможен?
- Каким вы его видите? (Что значит для вас понятие “рай на земле”)
- Люди, населяющие произведение А. Платонова “Котлован”, верят в существование и осуществление этого рая? (Да, поэтому и строят это общепролетарское здание).
Чтобы построить что-то нужно создать сначала основу всего – крепкую, прочную, чтобы на ней держалось все здание будущего дома-мечты. И основа эта?... (Пока Котловина).
Строительство “будущего неподвижного счастья”, причем всеобщего, начинается с котлована, но в проекте – “город солнца”, город будущего – рай (на доске изображается котлован и солнце) в котором будут жить … (все вместе люди и в основном дети!)
Но пока мы видим только начало работы, Давайте посмотрим, кто же строит этот рай, кто его населяет, чем и для чего они живут.
- Кто они, эти строители коммунизма? (А.Платонов не дает в произведении портретных характеристик образов, лишь описания. У Козлова “было мутное однообразное лицо” и “сырые глаза”; у Чиклина – “маленькая каменистая голова”; у пионерок остались на лице “трудность немощи ранней жизни, скудность тела и красоты выражений”; у прибежавшего из деревни мужика были глаза “хуторского, желтого цвета”) и т.д.
Попробуйте представить себя в роли художника-иллюстратора платоновских изданий: насколько точно можно запечатлеть в рисунке “трудность немощи” или “хуторский” цвет глаз? Какими будут ваши герои? (Работа в группах 1-2 минуты)
Сообщение учащегося о творчестве П. Филонова с применением компьютерных технологий на фоне Д. Шостакова, произведение которого тоже написано еще в 20-30-е гг.
П. Филонов
Люди, строящие рай, пока еще идут к нему изможденные, худые телом, на лицах горе, страдание, “черты стерлись в ходе революции”, а вокруг – хаос мира – историческая обстановка 20-30-х гг.
Какой она была обстановка 20–30-х гг.?
Проверка домашнего задания – характерные черты времени:
1) Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян;
2) Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации;
3) Процветание бюрократии;
4) Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья;
5) Массовое доносительство;
6) Всеобщая подозрительность;
7) Попытки приспособиться к новой жизни;
8) Энтузиазм “масс”;
9) Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться.
Но несмотря на все это, люди слушали через поставленные им в барах приемники не только директивы, но и песни… (Звучит марш “Веселых ребят” В Лебедева-Кумача, Д. Дунаевского)
Вам ничего не показалось странным?
(Очень задорная, веселая, радостная песня на фоне разрухи, доносительства, бездуховности… - не сочетается с действительной исторической обстановкой).
Как бы нам на первый взгляд не казалось странным, но в то время песня и идея действительно “ строить и жить помогала” “среди всеобщей борьбы и труда”.
За что боролись люди с “желтыми глазами” и “однообразными лицами”? (Ответы учащихся)
А как относится сам автор к этому строительству, к этой мечте-раю “всеобщему неподвижному счастью”?
(Платонов не верит в его осуществление, так как пишет о необратимом и углубляющемся распаде социальных и нравственных связей в обществе. Он показывает превращение жизни в прах: зажиточные мужики готовят гробы впрок и ложатся в них с началом раскулачивания; полуголый мужик, пришедший за гробами, покрывается со спины “почвой нечистот” и обрастает “защитной шерстью; смешивается грань: человек-зверь (образ медведя) и др. примеры).
Какой же вывод делает Платонов? Возможен ли рай или хотя бы надежда на него?
(Нет, так как то будущее, ради которого они так все старались – девочка Настя умирает “мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации”, ее хоронят в основании дома-мечты, то есть смерть-гроб-основа будущего счастья, будущей гармонии?!)
Действительно, будущего нет, так как нет ребенка, которому оно создается, прошлого нет (убили революцией), а есть только смерть и слезы детей.
Ф.М. Достоевский, размышлял о мировой гармонии и мире, созданным Богом утверждал в “Братьях Карамазовых”:
(Просмотр видеозаписи “о слезинке замученного ребенка в основании мировой гармонии) из “Инквизитор” т.1 гл. 5.
- Как же относится Достоевский к проблеме существования рая, мировой гармонии?
(Достоевский более чуток, он не только из-за смерти, он не принимает рая даже из-за слезинки ребенка)
- А может быть в одном и в другом случае виноват кто-то или что-то?
(Учащиеся приходят к выводу о том, что рай невозможен из-за нас самих)
VII. Я бы хотела, что бы сейчас вы свои мысли изложили на бумаге в течение 3 минут.
Чтобы видеть рай в обществе надо к нему стремиться всем и сейчас, чтобы увидеть мировую гармонию, нужно начать с себя – создания рая в себе. Возможно, что-то увидит рай в гармонии себя и природы, кто-то в материальном благополучии, кто-то в большой семье, …., но, чтобы его достичь в будущем, нужно уже сейчас каждому готовить основу-фундамент будущего рая и тогда, возможно, меньше будет грубости, хамства, обездоленных детей и плачущих родителей.
VIII. Эмоциональное состояние в конце урока?
Так возможен все таки рай на земле? А в ваших душах?
Итогом ваших рассуждений станет домашнее задание.
IX. Домашнее задание: написать сочинение:
- Рай на земле: А. Платонов, Ф. Достоевский.
- “Мертвецы в котловане – это семя будущего в отверстии земли”.
- В чем ошибка “Формулы счастья” и “ генеральной линии”?
X. Выставление оценок.
Использованная литература
- А. Платонов “Котлован” М. 2002.
- Ф. Достоевский “Братья Карамазовы” т.1. М. 1991.
- Н.Ф. Федоров. Собрание сочинений в 4-х т. М. 1995.
- В. Чалмаев, А. Платонов. М.1989.
- В. Васильев, А.Платонов. М. 1982.
- Вопрсы Литературы 1994 вып.V М. Золотоносов. Ложное солнце.
- Литература. Приложение к 1 сент. 48 №6, 1997 №40, 1999 №10.
- Литература. Справочник абитуриента. М. 1998.
- Живопись 20-30-х годов. С-П Художник. 1991.