Анализ идейно-художественного своеобразия повести Ф.А. Абрамова "Поездка в прошлое".
Задачи урока:
- Научить выпускников видеть , как художественное содержание воплощено в художественной форме.
- Работать над умением читать произведение и давать самостоятельную оценку прочитанного.
- Показать учащимся основные направления анализа идейно-художественного своеобразия произведения малой формы.
- Развивать нравственно-эстетические взгляды учащихся.
Оформление:
- Портрет Ф.А. Абрамова.
- Выставка книг писателя.
- Презентация.
Эпиграф к уроку.
Совесть - это как раз та сила, которая помогает сдирать с человекаэгоизм, затхлость, и без неё не будет обновления, перемен в жизни.
Ф.А. Абрамов
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем работать над основными направлениями анализа идейно-художественного своеобразия повести Фёдора Абрамова "Поездка в прошлое". Это тема вашего будущего сочинения. Сама формулировка требует от вас обозначить тему произведения, проблематику, ведущие мотивы, идеи, своеобразие авторской позиции. Готовясь к сочинению, вспомним уже известное нам произведение Ф. Абрамова "Поездка в прошлое".
Двум учащимся дается задание: проследить основные направления работы на уроке с тем, чтобы в конце разговора обозначить их, заострить на них внимание класса ещё раз.
Индивидуальное задание. Сообщение учащегося фактов биографии Ф.А. Абрамова. Презентация.
Слово учителя.
Почему выбрано именно это произведение? Наверное, во всех нас живёт стремление разобраться в мучительных вопросах, которые ставит жизнь. Что же с нами случилось? Почему столько жестокости в людях? Почему рушатся идеалы, которым поклонялись поколения? Не обернётся ли их крушение всеобщим одичанием? Что нас ждёт? Повесть Ф. А. Абрамова помогает во многом разобраться.
Эвристическая беседа с классом.
- Что такое повесть? Вспомним определение жанра.
- Откроем начало повести. Перечитаем описание пейзажа. Какой мотив вводит в произведение эта зарисовка?
- Название повести звучит несколько загадочно - "Поездка в прошлое". Но ведь оно концентрирует главную мысль писателя, к постижению которой мы должны прийти. Начнём с того, что постараемся понять символический смысл названия.
- Чем же Микша Кобылин привлекает писателя? Как автор рассказывает о своём герое? (Зачитать отрывки). Найдите в этой краткой характеристике ключевое слово. ( крепколобый)
- Это определение может быть воспринято как средство характеристики внешности Микши. Но попробуйте подобрать синонимы к этому слову, характеризующие не внешность, а внутренние качества человека. (несообразительный, тупой)
- Неужели такой человек интересен писателю? Может быть, другой смысл вкладывается в это слово?
- Вернёмся к герою. Вспомните и кратко изложите сюжет повести.
- Так кто же он, Никифор Кобылин?
- Второе путешествие Микши добровольное, это путешествие в прошлое - по следам отца. Что изменилось в Микше? Что узнал он об отце?
- Почему учитель Павлин Фёдорович не стал говорить с Микшей и закрыл перед ним дверь?
- Что понял Микша в конце жизни, почему пошёл на старое кладбище?
- Как вы думаете, почему погиб Микша?
В идеальном варианте учащиеся должны прийти к выводу о том, что Микша в силу своей крепкоголовости свободен от угрызений совести, но расплата приходит всё равно. Воспоминания Микши о прошлом, пробудившаяся совесть стали причиной его гибели.
Работа с эпиграфом к уроку. Как вы понимаете смысл высказывания Ф. А. Абрамова?
- Крепкоголовый не один Микша. Доказательство тому - последняя глава, самая короткая. Какая здесь названа причина смерти Микши? Как районные журналисты называют старое кладбище?
- Какие же проблемные вопросы поднимает автор на страницах своей повести?
- В чём актуальность повести Ф. Абрамова "Поездка в прошлое"?
- Выход из нравственного тупика есть. В чем он , по-вашему, заключается?
Обобщение. Подведение итогов.
Мы проанализировали повесть "Поездка в прошлое". Какие же направления анализа выделим?
Проверка индивидуального задания.
Дополняя ваши наблюдения, могу предложить схему анализа идейно-художественного своеобразия повести.
- Прочитайте текст.
- Вспомните, что вы знаете о его авторе.
- Определите жанр произведения.
- Определите тему произведения.
- Подумайте над смыслом заглавия текста. Почему именно такое заглавие выбрал автор?
- Выделите смысловые части произведения.
- Как соотносятся начало и конец произведения?
На каком приеме/приёмах построено произведение? (Сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)
Понаблюдайте над лексикой произведения. Обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором.
Сформулируйте идею текста. Помните, что идеей можно назвать не только выражение определённой мысли, но и передачу какого-либо чувства, настроения, состояния.
Каково ваше впечатление от произведения?
Для лучшего понимания произведения сравните его с другим произведением автора.
Однако, когда речь идёт об анализе идейно- художественного своеобразия произведения малой формы, следует помнить: своеобразие предполагает избирательность материала. От вас не требуется скрупулезно фиксировать все элементы содержания и формы. Анализируется то, что представляется важным.
Что, по-вашему, является важным в содержании повести Ф. Абрамова?
Домашнее задание. Выставление оценок за урок.