Цель: раскрыть многоплановость проблематики повести Булгакова, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве писателя, показать актуальность произведения, развить умения и навыки анализа прозаического произведения.
Опережающее домашнее задание:
Индивидуальные исследования:
- История создания повести.
- Место действия и прототип профессора Преображенского.
- Смысл названия произведения.
Отобрать материал и подготовиться к характеристике образов:
1ряд – пес Шарик и Шариков;
2 ряд – профессор Преображенский;
3 ряд – Швондер и “товарищи”.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Дайте письменный ответ по теории литературы: сатира и ее виды (у доски).
Сатира – вид комического.
Предмет изображения – пороки.
Источник – противоречие между
общечеловеческими ценностями и
действительностью жизни.
Виды сатиры:
- Юмор - добрый смех.
- Ирония – насмешка.
- Сарказм – едкая, язвительная насмешка, высшая степень иронии.
Средства сатиры:
- Гиперболизм - преувеличение,
- Гротескность – соединение фантастического и реального,
- Контраст – противопоставление,
- Реализация метафоры,
- Несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией и художественным миром М. Булгакова. Какие факты биографии произвели на вас впечатление? Назовите известные вам произведения писателя.
2. Сегодня в центре нашего внимания повесть “Собачье сердце”.
Ответьте на вопросы по произведению (викторина).
Какова история создания повести (инд. сообщение)?
3. Аналитическая беседа.
Чтобы понять “двойное дно” повести: сатирический и философский подтекст используем опыт медленного чтения и пойдем вслед за автором.
Учитель читает строки из “Двенадцати” Блока.
Ветер, ветер,
На ногах не стоит человек,
Ветер, ветер,
На всем божьем свете!
От здания к зданию
Протянут канат,
На канате – плакат:
“Вся власть Учредительному собранию!”
Впереди - сугроб холодный.
-Кто в сугробе – выходи!..
Только нищий пес голодный
Ковыляет позади.
Чьи это строки и зачем я их прочитала?
Какие строки повести перекликаются с блоковскими строками. Прием реминисценции. Зачем?
Показать масштаб, глобальность происходящего.
Опишите Москву, в которой происходит действие.
Хаос, разруха, ненависть.
Чьими глазами мы видим Москву?
Глазами собаки. Прием внутреннего монолога. Прием отстранения. Узнать характер наблюдателя через восприятие событий и их оценку, спрятать свою оценку событий. Но она видна в авторской иронии.
Это литературная традиция. В каких произведениях повествование ведется от лица собаки?
Пес Шарик. “У, у…” какие чувства вызывает? Каким он вам представляется?
Неглупое существо, умеет оценивать жизнь улицы, быт, нравы, делает выводы, сочувствует барышне, представляет образ хама-хозяина. Ироничный, любознательный, наблюдательный, чувство юмора.
Что противостоит жизни улицы с ее разрухой? Где происходит действие? Кто является благодетелем Шарика?
Контраст. Пречистенка. Профессор Преображенский – прототип (инд. исследование)
Как Булгаков относится к профессору?
Уважительно, любовно, воплощение уходящей культуры, духа аристократизма, любуется культурой его быта. Булгаков тоже был аристократом, одно время носил монокль.
Какая проблема связана с образом профессора?
Роль русской интеллигенции. Она является интеллектуальным потенциалом общества и влияет на духовную, нравственную атмосферу жизни страны. Булгаков считал интеллигенцию “лучшим слоем общества, ощущая кровную связь с ней.
Как автор относится к пациентам профессора?
Пренебрежительно с иронией, обличает непманов. Средство: несоответствие высокого и низкого.
Случайна ли фамилия Преображенский?
Превращение, церковная фамилия. Начинается в Сочельник (23 декабря по 6 января) Рождество, заканчивается весной, на Пасху. Реминисценция из Библии. Это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно богу.
С какой целью приводит Шарика?
Совершить научный эксперимент.
Представлял ли он, к чему приведет эксперимент?
Тема ответственности ученого за свое открытие.
Как Булгаков описывает Преображенского в момент операции?
Экспрессивные детали показывают сатанинский смысл насилия над природой, античеловеческий смысл.
И вот Шарик превращается в Шарикова. Какие приемы использует автор?
Гротеск. Реализация метафоры: кто был ничем, тот станет всем. Зачем использует фантастическую ситуацию. Помогает понять абсурдность идеи.
Дайте характеристику Шарикова.
Безобразное примитивное существо, ругань, омерзительная внешность. Гротеск служит созданию типического характера. Шариков – нарицательное, агрессивный тупой невежественный.
Как изменилась жизнь Преображенского с появлением Шарикова?
Дом превращается в АД. Тема дома сквозная у Булгакова. Дом – средоточие человеческой жизни. Большевики уничтожили дом как основу семьи, основу человеческого общества.
“Потоп” грозит уничтожить “Вселенную” профессора.
Какие образы связаны с проблемой социального эксперимента?
Эти “товарищи” представлены в образе Швондера. Дайте характеристику этого персонажа.
Формализм, бюрократия, идеолог, “духовный пастырь” Шарикова, несет не меньшую ответственность за человекообразного монстра, натравливает Шарикова на профессора. Реализация метафоры “спустить собаку”. Передал дух эпохи.
Уравниловка = равенству.
Учитель: Ситуация, описанная в "Собачьем сердце", имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека. Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя формализмом, который грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности. Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства.
Проведите параллель между социальным экспериментом, описанным в антиутопии Замятина “Мы” и булгаковским социальным экспериментом (инд.исследование).
В каких сценах ярко проявляется характер Шарикова?
“Звездный час” – поступление на службу. “Вчера котов душили, душили” - преследование своих – характерная черта всех шариковых. Уничтожают своих, заметая следы собственного происхождения.
Обманул девушку. Чужды стыд, совесть, мораль. Присуши ненависть, злоба.
Сравните Швондера и Преображенского.
Различное: культура – антикультура. Общее: стремление переделать мир.
Швондер – экспроприация. Преображенский – за хорошие деньги обслуживает аморальных людей.
Почему профессор вернул Шарикова в прежнее состояние?
Понял, что шариковы, сфабрикованные творцами, сядут им на шею, что природа не терпит надругательства над собой.
Что б могло произойти, если бы Шариков не вернулся в прежнее состояние?
Каков же смысл названия произведения (Инд. сообщение)?
Актуально ли произведение сегодня?
Сформулируйте проблему повести, отраженную в следующих афоризмах и прокомментируйте ее
- Нравственность должна быть путеводной звездой науки. С. Буффле
- Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед. Аристотель
- Тому, кто не постиг уроки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
Ответственность за свои деяния не только научной интеллигенции, но и каждого человека, к тому же если он наделён властью: духовной, политической, экономической и так далее.
4. Итог урока:
Вспомните Достоевского, который не верил, что в один миг можно сделать человека безгрешным и праведным. Он говорил о возможности “выделаться” в человека.