Вот
Она
Россия
Моя любимая страна
В.В. Маяковский
Цель урока:
Показать значение образа России в творчестве В.В. Маяковского.
Задачи:
- обеспечить рабочую обстановку;
- обеспечить восприятие, осмысление и усвоение;
- подчеркнуть значимость и актуальность данной темы; развитие нового материала в самостоятельной деятельности;
- развивать у учащихся гражданскую позицию;
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование урока: Оформленная доска; плакаты, созданные руками учащихся, отражающие эпоху В.В.Маяковского. Презентация, раздаточный материал (стихи поэта, алгоритм),
Методические приёмы: Беседа, работа группами, работа в парах, анализ стихотворений, дискуссия, исследование, интерактивный метод.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
- 1.Учитель приветствует всех присутствующих в классе и начинает разговор о В.В.Маяковском.
- 2.Урок начинается с прослушивания “Стихотворения о Советском паспорте”.
- 3.Учащиеся смотрят презентацию и слушают стихотворение в исполнении Яхонтова.
II. Беседа
Вопросы классу
- Какие чувства вызывает у Маяковского “краснокожая паспортина”?
- Убедительно ли звучат последние строки стихотворения?
- Какую тему поднимает поэт в стихотворении о советском паспорте?
Вывод: Учащиеся приходят к тому, что в данном стихотворении прослеживается тема Родины, любви к своему Отечеству.
Учитель говорит о том, что эта тема не нова. Тема Родины является одной из ключевых тем в русской литературе и переходит к домашнему заданию.
III. Проверка домашнего задания
Дома вы должны были ответить на вопрос:
Какой видели Родину русские поэты: Лермонтов М.Ю., Некрасов Н.А., Блок А.А.?
Выполняя домашнее задание, вы работали в творческих группах по заданному алгоритму, исследуя творчество данных поэтов:
1 группа – творчество М.Ю.Лермонтова;
2 группа – творчество Н.А.Некрасова;
3 группа – творчество А.А.Блока.
Каждый учащийся из группы должен был выписать ключевые строки, подтверждающие особенности раскрытия темы, лидер группы должен был сделать вывод, опираясь на ключевые строки, и выбрать основную цитату, которая бы служила ответом на данный вопрос.
Учитель осуществляет опрос каждой группы
Ученики зачитывают ключевые строки из стихотворений поэтов. Лидеры групп делают вывод в устной форме и, выбранную цитату, подтверждающую ответ на вопрос, прикрепляют на доску.
Вывод: Как мы видим, образ Родины каждый поэт видит по-своему. Но наша задача: показать значение образа России в творчестве В.В. Маяковского.
IV. Исследовательская работа
1. Для того чтобы выполнить эту задачу, мы переходим к следующему этапу нашей работы – это исследование. За основу мы возьмём уже знакомый вам алгоритм и ряд произведений поэта (см. Приложение). Данный раздаточный материал находиться у вас на партах.
Учащиеся формулируют тему исследования и записывают её в алгоритм. Исходя из темы, формулируют вопрос исследования, также записывают его в алгоритм.
2. Ученики работают с алгоритмом в группах и выполняют задания №1 (см. Приложение).
3. Коллективное обсуждение (выборочно зачитываются ключевые строки, выбирается основная строка, которая шире раскрывает тему исследования и записывается на доске).
4.Учащиеся сопоставляют отношение к Родине В.В.Маяковского с предыдущими поэтами и указывают на особенности раскрытия темы.
5. Каждая пара чётко формулирует особенность раскрытия темы и записывает её на отдельном листе, затем прикрепляют на доску.
6. Анализ особенностей раскрытия темы.
Вывод: В.В.Маяковский по-новому, шире взглянул на социалистическое Отечество. В его стихах возникает образ новой Советской страны, охваченной творческим, созидательным трудом. Он выразительно передаёт счастье, радость жизни, любовь советского народа к Родине. Поэт верит в новый строй.
7. Дискуссия.
Думаю, что вы со мной согласитесь, что произведения В.В.Маяковского современны и актуальны.
Что же для нас, живущих в XXI столетии, особенно важно и ценно?
Учащиеся называют те особенности, которые являются важными для граждан XXI столетия. Выбирают из тех, которые находятся на доске и прикрепляют их под словом актуально. Тем самым, доказывая современность и актуальность взглядов В.В.Маяковского.
8.Учитель сообщает о том, что данная тема будет рассматриваться в дальнейшем при изучении творчества современных писателей и поэтов.
9.Учащиеся, работая в парах, вновь возвращаются к работе с алгоритмом и выполняют задание №2. (см. Приложение)
V. Итог исследовательской работы
1.Ученики зачитывают строки, которые они выбрали для названия темы урока и эпиграфа.
2.Учитель слушает и соглашается с выбором ребят, но сообщает им о том, что свой выбор, они должны будут аргументировать при написании сочинения по данной теме.
VI. Вывод урока
1.Урок заканчивается чтением произведения В.В.Маяковского и просмотром презентации (одиннадцатиклассник выразительно читает отрывок из поэмы “Хорошо” глава №17, в презентации слайды отражают события нового времени).
2. Учитель говорит о значимости выбранных строк для прочтения.
Отечество
славлю,
которое есть,
но трижды -
которое будет.
Эти строки наполнены верой в Россию, в новое Отечество.