Цели:
- систематизация и обобщение знания учащихся по творчеству М Горького;
- проверка читательской наблюдательности учащихся, подготовка к письменной работе по творчеству М Горького;
- воспитание гуманизма, чувства доброты и сострадания, уважения к личности, к человеку; интереса к творчеству Горького.
Урок сопровождается презентацией (Приложение 1)
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и цели урока
II. Слово учителя
Итак, у нас сегодня необычный урок –
урок-соревнование. Представляю команды:
1 команда – Данко; 2 команда –
Вопросы будут представлены: а) на
наблюдательность б) аналитические.
Успешно справившиеся с игрой получают титул
«Знатока творчества Горького», освобождаются от
сочинения по творчеству Горького. Проигравшие
будут писать домашнее сочинение по творчеству
Горького.
МОГУТ ИГРАТЬ:
а) прочитавшие только внимательным образом
программные произведения Горького
б) имеющие чувство времени (буквальное и
относительное)
ОБЛАДАЮЩИЕ:
а) сверхнаблюдательностью
б) сверхоперативностью.
УМЕЮЩИЕ: перевоплощаться в образы литературных героев.
III. Итак, Внимание! Игра!
Раунд первый. «Блиц-разминка» (по биографии писателя).
Каждый из команды тянет билет с вопросом.
Раунд второй. «Знаешь ли ты произведения Горького?»
Каждая команда по очереди получает вопрос, на который надо ответить.
Раунд третий. «Цифровой»
- Назвать число, месяц и год рождения Горького (16 марта 1868)
- Сколько лет было Алеше, когда дед отправил его в люди? (с 1879 (11 лет)) и сколько он находился в «людях» (1879-1884 5 лет)
- Когда Горький совершает первое путешествие по Руси (1891, маршрут Поволжье, Дон, Украина, Крым, Кавказ)
- Когда и по какому поводу Николай 2 напишет на одном из докладов, касающихся Горького следующее: Более чем оригинально? (1902 25 декабря Академия наук избирает Горького почетным академиком, но в марте был издан указ об отмене избрания Горького в почетные академики в виду того, что он привлечен по политической статье.)
- После Октябрьской революции непросто сложились отношения М. Горького с новой властью (Горький отрицательно оценивает победу ВОСР, но заключает договор с большевиками об образовании издательства «Всемирная литература» избран в Совет Народных депутатов. Но тем не менее вынужден покинуть страну по совету Ленина.) Сколько лет живет Горький за границей. Когда возвращается в Россию Советскую (октябрь 1921 – 9 мая 1933 (12 лет)).
- Когда умер Горький? (27 мая 1936 – заболевает гриппом, 6 июня появляется первый бюллетень о состоянии здоровья Горького, 8 июня – посещ. Молотов и Сталин, 18 июня – в 11:10 Горький умирает,20 июня – траурный митинг .Урна с прахом замурована в Кремлевской стене.)
Раунд IV. «Ретроспективный» (на воспроизведение)
1. Воспроизвести содержание легенды о Ларре?
2. Легенда о Данко?
Как 2 концепции жизни: легенда о Ларре –
утверждение, в котором развенчивается эгоизм и
индивидуализм.
Легенда о Данко – герой отдает всего себя людям.
В жизни всегда есть место подвигам?
Раунд V. «Блиц»
Знание драматургии Горького.
Кто из персонажей пьесы «На дне»:
- не хочет примиряться с жизнью на дне: «Я рабочий человек и смалых лет работаю… вылезу, кожу сдеру, а вылезу» (слесарь Клещ).
- Мечтал о такой жизни, чтобы самому себя можно было уважать (вор Васька Пепел)
- Верит, что на том свете будет лучше, и все же хочет хотя бы еще немного на свете пожить? (Анна, жена Клеща)
- Живет мечтами о большой, настоящей человеческой любви? (Настя)
- Лег среди улицы, играет на гармошке и орет: «Ничего не хочу, ничего не желаю» (сапожник Алешка)
- Говорит человеку, который предлагал ей выйти замуж: «замуж выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть» (Квашня, торговка пельменями)
- Возмущается… «и зачем людей разнимают, когда они дерутся? Давать бы бить друг друга свободно… стали бы меньше драться, потому побои – то помнили бы дольше» (полицейский Медведев).
- Всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту исчез от полицейских «яко дым от огня».
Раунд VI. «Мозговая атака»
Из каких произведений эти строки?
- «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» (песня о Соколе)
- «Пусть сильнее грянет буря» (Песня о Буревестнике)
Чей это портрет, какое произведение?
- Волосатый, угрюмый, с маленькими глазками; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, но с нехорошей усмешкой. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке. (Михаил Власов, «Мать»)
- Была она высокая, немного сутулая, ее тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком , точно она всегда боялась задеть что-то.» (Ниловна, «Мать»)
- Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были грустны и слезились. Ее сухой голос звучал странно и хрустел, точно старуха говорила костями»
- Старый затравленный волк, хорошо знакомый обитателям гавани, заядлый пьяница, ловкий смелый вор. («Челкаш»)
- Она сутула, почти горбата, очень полная, а двигалась легко, ловко, точно большая кошка, она и мягкая такая же как этот ласковый зверь» (бабушка Алеши, «Детство»)
- Шел на казнь и трубку курил: «Идет себе и курит, руки в карманах, один ус на плече лежит, а другой на грудь свесился» (Гуцул-разбойник, «Старуха Изергиль»).
Раунд VII. «Хронологический»
Вопрос общий для обеих команд. Биография Горького дана не только фрагментарно, но и с полным нарушением хронологии. Попытайтесь восстановить последовательность.
Умер В.В. Каширин (дед) – Алеша П. в «людях» –
написан рассказ «Макар Чудра» – знакомство с А.
Калюжным – знакомство с Короленко – первое
путешествие по Руси.
(Алеша в «людях» – умер дед – знакомство с
Короленко – «Макар Чудра» за подписью Горький).
Раунд VIII. «Героический»
Выбрать любой персонаж ранних романтических произведений Горького и представить его (не только внешность, но и манеры, отношение к окружающим.)
Раунд IX. «Литературный герб»
Каким, по-вашему, мог быть литературный герб Горького? Представить эскиз герба, дать краткое описание. Какие слова взяты в качестве девиза?
Раунд X. «Заключительный» (тезисы и план к сочинению).
«Что я понимаю и с чем спорю в произведениях Горького?»
Раунд XI. «Чей вопрос лучше?» Придумать вопрос и задать противнику.
IV. Домашнее задание
– В сегодняшний век мы разучились писать
письма. Более того – мы не хотим писать письма.
Наш век разрушил эту традицию – обмениваться
посланиями, письмами.
Нам же надо доказать обратное. Нам с вами на
уроках литературы разрешено читать чужие письма,
дневники (Ахматова, Цветаева о любви).
Итак, письма нам нужны! Напишите письмо
Максиму Горькому.