Цели:
- Показать нетрадиционные способы представления новых слов на уроке и некоторые способы ведения словарной работы; рассмотреть возможность использования этих приемов на различных этапах урока;
- Активизировать умственную деятельность учащихся, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, самостоятельности, умения прогнозировать; формирование беглости, осознанности, правильности чтения;
- Воспитать чуткое, внимательное отношение к слову, к смыслу, который оно таит в себе.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Приветствие гостей. Настрой на хорошую работу. Создание деловой, доброжелательной обстановки в коллективе.
2. Сообщение темы урока, задач урока и форм деятельности на уроке.
Подготовить детей к активизации мыслительной деятельности. Сконцентрировать их внимание на выполнении заданий.
3. Нетрадиционные приемы представления новых слов, когда слово пишется полностью, но с различными осложнениями.
Урок проводится с показом Flash-презентации <Приложение1>.
Приемы слов.
- “Зашумление” слов с помощью линий, штрихов простых рисунков, пересекающих буквы. Ответ: "детектив".
Дополнительный пример “зашумления” слов – <Рисунок1> – слово “мезонин”
- Что называют детективом?
- Кого называют детективом?
- Где можно точно узнать значение слова?
- Знакомство со значением слова по словарю в учебнике.
- Наложение одного слова на другое
Ответ: Шопен, Рерих, Бетховен, Чюрлёнис.
Дополнительный пример “наложения” слов – <Рисунок2> – слова “дровосек”, “купец”, “крестьянин”
На какие группы можно разбить эти фамилии? (художники и композиторы)
- Назовите произведения этих художников, композиторов.
- Какой прием они использовали в своем творчестве? (олицетворение)
- Какие другие виды искусства знаете?
- Кто создает литературу?
- Чем рисуют они (писатели, поэты)?
- Зачем же мы, как детективы, изучаем литературу, слова, при помощи которых она создается?
- Графическое искажение написания слова
к
в
а р т
е
т
- Как вы думаете, что обозначает это слово? (графическое написание слова подсказывает его значение).
Дополнительный пример “графического искажения написания слов" – <Рисунок5>, <Рисунок6> – слова “невежда”, “тема”
- Изменение порядка слогов или букв -"хаявет" ("ветхая")
Дополнительный пример “изменения порядка слогов или букв” в слове – <Рисунок7> – слово “землянка”
Работа в парах:
- На столах лежат листочки с прилагательными.(11 слов) Учащимся предлагается подобрать к данному слову синонимы на основе своей интуиции, жизненного опыта. (Дети выбирают: старая, дряхлая, разрушающаяся)
- В каком произведении мы встречались с этим словом? Что оно описывает?
- Как вы думаете, почему А.С.Пушкин выбрал именно это слово?
Дополнительный пример “усложнения” слов – <Рисунок3>, <Рисунок4> – слова “антракт”, “завалинка”
- Нетрадиционные приемы представления слов с отсутствием частей букв или некоторых букв полностью.
1. Пунктирно написанные слова.
Ответ: "брег".
Дополнительный пример “пунктирного написания слов” – <Рисунок9> – слово “невод”
Сейчас мы употребляем это слово в речи? Как можно назвать такое слово? (устаревшим) Прочитайте другие устаревшие слова: "брада"," врата"," млеко".
- Как они звучат в современном языке?
- Как такое явление называется в русском языке? (полногласие, неполногласие)
2. Частично закрытые слова.
Ответ: "контраст". Слово неслучайно записано черным и белым цветом, на основе этой подсказки дети выходят на лексическое значение слова.
Дополнительный пример “частично закрытых слов” – <Рисунок8> – слово “гласят гонцы”.
3. Слова с отсутствием гласных - "крсть" ("корысть").
- Что обозначает это слово? Подберите синонимы.
- Какого человека можно назвать корыстным?
- Подберите антоним. А как понимать это слово?
– <Рисунок10> – слово “кликать”.
4. Слова с некоторыми прикрытиями.
Ответ: "кафтан".
Дети вспоминают и читают наизусть стихотворение Д. Кедрина “Скинуло кафтан зеленый лето..”.
Дополнительный пример “слов с некоторыми прикрытиями” – <Рисунок11>– слово “багрец”.
5. Слова, написанные с помощью фрагментов букв.
Ответ: "ноктюрн".
Что обозначает это слово? (От французского “ночь”). Прослушивание фрагмента “Ноктюрна” Ф. Шопена.
Дополнительный пример “слов, написанных с помощью фрагментов букв” – <Рисунок12> – слово “багор”.
- Нетрадиционные приемы представления слов на основе различных операций с буквами.
1. Прием “математическое равенство”.
ЛУК + ОН + МОР – Н +ЕЛЬ – ЕЛ + Е = Л . . . . . . . Е
Из каких частей образовано это слово? Что оно может обозначать?
Дополнительный пример “слов – математических неравенств” – <Рисунок20> – слово “стойбище”.
2. Прием “зигзаг” (см. <Приложение1>).
М М Х Д М
ИУОАОКО
РВ С ТЛ З А
И Я Ь
Дополнительный пример приема “зигзаг” – <Рисунок21> – слова “падчерица”, “валежник”, “мачеха”.
3. Предварительная замена букв.
ПАТАБА МАЧЛУ
Дополнительный пример “предварительной замены букв” – <Рисунок13> – слова “коромысло”, “околица”.
4. Составление слова из пропущенных букв.
Ч-СЫ ДО-ОГА ГОРО - - - А (аршин)
- Кто может сказать, какое значение имеет это
слово?
(русская старинная мера длины, равная 71 см). - Как можно понять выражения: “писать аршинными буквами”, “словно аршин проглотил”?
Дополнительный пример “составления слова из пропущенных букв” – <Рисунок14> – слова “сосна”, “дорога”, “путешествовать”.
- Нетрадиционные приемы представления слов с использованием символов, шифров, кодов.
1. Разгадывание шифровки-анаграммы.
ТАСИВЛЦЕ 35816472 (светлица)
Дополнительный пример “разгадывания шифровок-анаграмм” – <Рисунок15> – слово “лоханка”.
2. Прочтение слова в соответствии с кодом.
П С Е О Й Н З А А Т Ж А
("пейзаж", "соната")
Что можно услышать, а что увидеть?
Оказывается, сонату можно и услышать, и увидеть. Рисунок учебника – Чюрленис “Соната звезд”
Дополнительный пример “прочтения слова в соответствии с кодом” – <Рисунок16> слова “целина”, “бугор”.
3. Прочтение слова по коду.
К М Б О А У Р К Щ И В Г З
Шифр: 2, 5, 7, 8, 10, 13. ("маркиз") <Рисунок17>
На <Рисунок18> отображен способ прочтения слова по коду – “вельможа”.
4. Прочтение слов с помощью геометрических фигур (см. <Приложение1>).
А Ш Е К И Н П О Ц У
Дополнительный пример “прочтения слова с помощью геометрических фигур” – <Рисунок19> слова “чулан”, “крынка”.
- Нетрадиционные приемы представления слова, связанные с изученным материалом по русскому языку.
Л | Т | Ф | Д |
Е | Г | Н | А |
С | Е | Х | К |
Прочитать слово, убрав все буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
- Работа с текстом.
Лев заболел и не мог выходить из дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. Пригласил лису, а она в дом не вошла, остановилась на пороге. Лев спросил: “Почему ты не входишь?” А она ему отвечает: “Я вижу много следов, которые ведут только к твоему дому”. И ушла.
- Правильно ли поступила лиса?
- Почему?
- Какой лев и какая лиса?
Обратить внимание учащихся на слово “только” и сделать правильные выводы.
- Подведение итогов урока.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пос. для студ. высш. пед.уч. заведений. М.: Изд. центр “Академия”, 2002.
2. Оморокова М.И. Чтение в начальных классах: метод.пос. Тула: Изд-во “Родничок”; М.:Изд-во “Астрель”, “АСТ”, 2003.
3. Обучаем по системе Л.В.Занкова. Первый год обучения – М., 1993.
4. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Урок чтения //Образовательная система “Школа 2100” Педагогика здравого смысла: Сб.мат./Под науч. Ред. А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2003.
5. О.П. Королева. Нетрадиционные приемы словарной работы на уроках литературного чтения. (Internet-ресурс)
Техническое оформление материала, подготовка презентаций, Flash-показов – учитель информатики МОУ СОШ № 37 г. Ульяновска Ямкина Елена Владимировна (http://shk37.simd.ru, shk37-ul@narod.ru, shk37@access.uven.ru)