Патриотический дух в произведениях поэта-земляка Винникова Анатолия Алексеевича

Разделы: Литература


Во многих школах нашей республики вводятся в расписание учебных занятий уроки бурятской литературы. Бурятская литература является неотъемлемой частью российской многонациональной литературы, но программа по литературе для общеобразовательных школ не включает изучение региональной литературы. Только благодаря национально-региональному компоненту базисного плана стало возможным изучение данного предмета. Формой изучения литературы родного края мы избрали факультативное занятие, программа которого составлена на основе “Программы по бурятской литературе для русских школ РБ” под редакцией Шагдурова С.Ш. Цель факультативного курса: через народное творчество, через литературу Бурятии помочь учащимся “открыть мир” родного края; формировать гражданскую позицию и патриотические чувства учащихся.

Один раздел программы курса отведён изучению творчеству местных авторов, непосредственно нашим землякам-онохойцам. Цикл занятий посвящён творчеству поэта Винникова Анатолия Алексеевича.

Анатолий Алексеевич родился 24 октября 1936 года в Ростовской области в семье военного лётчика. Родители погибли во время войны, Анатолий воспитывался в детском доме в Томской области. Учился в Рижском мореходном училище, служил в армии, работал на судах Одесского пароходства, работа монтажником в Бресте, Ангарске., Балабаново. Окончил Минский лесотехнический институт. С 1974 года по 1996 год работал на Онохойском ЛПК. В настоящее время проживает посёлке Онохой.

“Любовь к родине начинается с любви к матери”,- утверждал классик. Анатолий Алексеевич очень любил свою мать, но во время одной из бомбёжек в годы Великой Отечественной войны она погибла. До сих пор поэт помнит весь ужас произошедшего. Горечь потери до сих пор переживает, и говорит о любви к своей матери в стихах:

…Под этот гул мы плакали во сне.
Молилась бабка: “Бедные детишки…”
А мама говорила: “Нет, мальчишки,
Мы выживем, мы всё переживём.
*******************************
Мы выжили, мы всё перенесли,
Мы пережили все лихие беды…
Ах, мама, мама, милая моя,
Одна лишь ты не дождалась Победы…

Детство и юность поэта прошли в детском доме. Война осталась для поэта страшной бездной. Воспоминания о войне до сих пор тревожат душу поэта, весной грохот ледохода на реках напоминает ему о военном времени:

Сегодня канонада над рекой.
Там, на реке, заторы льдины рвут.
Под этот мирный и знакомый гул
Я вспоминаю год совсем другой…
Под городом кипел кровавый бой.
И день, и ночь гремела канонада.
За родину, за жизнь, за нас с тобой
Сражалась вся гвардейская бригада…

День Победы для поэта особенный. Много стихотворений посвящено простому солдату. Одно из них - “К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне”. Автора тревожит мысль: всегда ли люди будут помнить тех, кто отдал жизнь за Родину? Чувствуется ответственность поэта перед павшими, и это чувство передаётся читателю:

… Лишь 9 мая встречаемся мы
На могилах солдатских случайно.
И приносим венки, и приносим цветы
В память павшим, как боль покаянья…

Все события, которые происходят в нашей большой стране и в нашем краю не оставляют Анатолия Алексеевича равнодушным. Своим поэтическим словом поэт откликается на всё происходящее, выражая любовь, боль, беспокойство и сострадание. В каждом слове звучит чувство патриотизма, любовь к своей Родине, к своему народу. Слышится ответственность поэта- гражданина за события за события, которые произошли в 1969 году на острове Даманском:

… Но нет больше вас, кто недавно со мною
Делили и радость, и горе порою.
Вы там полегли, на далёком Даманском.
Что домом вам стал и печалью материнской.

А в мире опять полыхают зарницы,
И вновь матерям в целом мире не спится.
На разных широтах за правду на свете
С оружьем в руках их сражаются дети.

Боль души поэта за тех, кто воевал в Афганистане и Чечне, слышна в строках:

Словно звёзды на Млечном далёком пути
Светят всем нам солдатские души,
Пополняясь погибшими после войны
И в Чечне, и в Афгане – на море и суше…

Спитак… Старшеклассники едва ли знают об этом городе, о землетрясении, которое произошло в 80-ые годы. Поэт рассказывает о великодушии и сострадании, взаимовыручке людей, что не проходит мимо внимания школьников:

Пусть далеко Армения от нас,
В беде, друзья, мы не покинем вас.
И плачет с вами, слёзы не тая,
Бурятия, республика моя.

Во время военных действий гибнут люди- это как-то можно понять. А вот как понять смерть людей, особенно детей, в мирное время?! В Заиграевском районе в посёлке Горхон убили детей в лесу. Ужас содеянного человеком объял каждого нормального человека. И, конечно же, Анатолий Винников не мог промолчать:

Нет, никогда не забудут
Не только в Горхоне – везде.
Как малолетних девчонок
Твари убили в тайге…

Школьники слышат возмущение, осуждение и всеобщее презрение к убийцам, и никто из них не остаётся равнодушным.

Навсегда судьба поэта переплелась с судьбой посёлка Онохой: здесь выросли дети, родились внуки, здесь прошли зрелые годы. Онохой стал для поэта второй родиной. Все онохойцы знают “Песню об Онохое”, стихи которой написаны Анатолием Винниковым, а музыка принадлежит местному композитору Геннадию Севостьяновичу Ленкину:

В Сибири родной
Над Удою рекой
Посёлок таёжный
Стоит Онохой.
Ему никогда
Не скажу я: “Прощай!”
Всем сердцем люблю я
Родимый свой край…

В Онохойском лицее № 21 есть кадетский класс, почётным гостем которого является наш поэт. Для кадетов он написал гимн:

… Мы сегодня кадеты- мальчишки ещё.
Всем служить нам придётся когда-то.
Защищать нашу Русь, Забайкалье своё
Будем верой и правдой, ребята.

Забайкалье моё, ты одно на Руси,
Край привольный и нами любимый.
И нигде, никогда, где бы не были мы
Не забудем твой облик родимый.

В словах гимна звучит патриотический пафос, любовь к родному краю.

Не равнодушен поэт к людям, которые внесли свою лепту в развитие посёлка, в воспитание детей, но рано ушедшие в мир иной. Одно из своих стихотворений Анатолий Винников посвятил памяти Виктора Чикачёва, великолепного футболиста, прекрасного тренера. Во времена Чикачёва футбол процветал в посёлке:

Сегодня в Онохой пришёл футбол.
И в память друга – Вити Чикачёва,
Надеюсь, не забыли вы такого,
Турнир друзьями будет проведён.

Друзья, дружба в творчестве поэта занимают особое место, и ребята понимают, что это большая человеческая ценность.

В творчестве поэта сливаются воедино любовь, родина и природа. В его стихотворениях представлены великолепные картины родного края. Поэт любуется природой и вовлекает читателя в это любование. В строках его стихотворений слышится шум Байкала, мелодия тайги, звон капели, запах снега…

. . Люблю морозную погоду,
Когда снежок, не торопясь,
Слегка скользя по небосводу
На землю падает, ложась.

… Осень, нет тебя милее.
Я люблю твой нежный взор.
На деревьях пламенеет
Листьев пламенный узор…

Винников 6 лет ходил в походы в разные страны мира. Видел заморскую красоту, южные страны, но не нашёл края лучше, красивее, чем Забайкалье.

У поэта есть сестра, которая проживает на юге. В его сборнике есть “Письмо сестре”, в котором слышится любовь и гордость за свой суровый край- Забайкалье:

… Когда у вас везде красуются
И пахнут розы.
У нас багульник лишь цветёт
Назло морозам!

Поэт ощущает своё родство с природой, Забайкальем, посёлком Онохой, с людьми, которые живут рядом. Творчество Винникова многогранно. На его стихотворениях можно воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, родному краю, сострадание к слабым и беззащитным. Его стихи легко читаются и никого не оставляют равнодушными, заставляют задуматься о смысле и назначении жизни. В каждом произведении поэта ощутима его личность, перед нами поэт-гражданин, назначение которого “глаголом жечь сердца людей”, и у него это получается.

Библиография

  1. А.Винников “А мы живём в Забайкалье.”
  2. А.Винников “Снова я с тобой, Сибирь родная…”
  3. А.С.Пушкин “Пророк
  4. С.Т.Забадаев, Х.Д. Гочеева “Программы по бурятской литературе для русских школ РБ”.
  5. Семейный архив поэта.