Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный…
А.Мирцхулава
Сколько бы мы не говорили о роли книги в обучении и воспитании подрастающего поколения, мы не сможем сказать все (не хватит времени). Но то, что ребенок с помощью книги развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя, мы знаем точно.
Я обозначила две проблемы, с которыми столкнулась в своей работе:
- нравственно-эстетическое воспитание через чтение;
- привлечение средств массовой информации к решению актуальных проблем чтения детей и подростков.
Чтение – это творчество и сотворчество. Читатель должен возвыситься до уровня писателя, мыслить его образами, концепциями. Понять его картину мира, его идеи, размышлять, чувствовать, думать…
С 7 лет учение становится ведущей деятельностью ребенка, освоение жизни в этом возрасте происходит в своеобразной форме – как накопление, узнавание и запоминание самых различных фактов и явлений окружающего мира.
Познавательные интересы детей широки и в то же время поверхностны, неустойчивы. Готовность к усвоению нового, удовольствие, радость узнавания нового характерны для маленького читателя. Важно, чтобы ребенок накапливал самое ценное, способствующее воспитанию художественного вкуса, культуры слова, духовного мира в целом.
Я провела опрос среди учащихся младших классов (7–9 лет), который показал, что дети любят читать (80% к числу опрошенных), считают книгу лучшим подарком (80%), будут переживать, если не будут уметь читать (80%). И при этом есть библиотека только у 20% к числу опрошенных, привлекает больше книга, чем телевидение 40%, посещают библиотеку часто 50% к числу опрошенных.
На первых парах самостоятельного чтения умственная деятельность ребенка направлена на преодоление трудностей к полноценному восприятию и пониманию прочитанного.
В среднем звене школы учащиеся приобщаются к чтению, включаются в читательскую деятельность, овладевают основными навыками и приобретают первоначальный читательский опыт. У них зарождается мотив собственного духовного роста в процессе чтения – “читаю, чтобы быть умным, лучше рассуждать”.
Учащимся среднего звена (11-14 лет) я предложила анкеты о чтении, т.е. как они читают и понимают текст. При начинании чтения текста дети не всегда имеют цель и мотив (60%), в основном им удается сосредоточиться на тексте (67%), понимают структуру читаемого текста (88%), не обращают внимания или понимают после прочтения (12%). Возвращаются к прочитанному по каким-либо причинам (73%), никогда – 27%. Всегда читают, молча и не проговаривают (67%).
Среди мотивов чтения довольно распространен учебный – “чтобы хорошо учиться” и больше узнать (80%).
Есть подростки с плохой техникой чтения, читающие мало, относящиеся к книге только как к источнику информации, не запоминающие авторов.
Большинство подростков не приучены относиться к чтению художественной литературы как к труду и творчеству, как к занятию, требующему затрат умственных усилий. Они называют литературных героев, авторов и название произведений, которые изучали недавно на уроках или вообще в детстве.
Исследования показали, что 90% читателей приходят в библиотеку за деловой (учебной) информацией (если что-то задали) и только 10% берут книги для души.
Но на сегодняшний день преобладает чтение ради развлечения (20%) или добыть какую-либо информацию (68%).
К урокам литературы относятся:
В настоящее время возникла еще одна серьезная проблема духовной жизни человека: падает интерес к книге. Его заполняет телевидение, видео, компьютер, Интернет, сотовый телефон, которые во многих случаях не могут заменить книгу.
Ученые выделяют две модели чтения: западную и российскую. Западная – это чтение ради получения информации, знаний. А российское – воспитание через чтение духовно-нравственных ценностей. Наши учащиеся предпочитают западную модель чтения, т. к. посещают библиотеку и читают большую часть литературы с целью получить какую-либо информацию.
Я постоянно веду поиск новых форм и методов развития литературных интересов детей и подростков, популяризации и распространения книги, изучая опыт других педагогов-словесников. Ведь без чтения нет настоящего образования. Учу ребят тому, что надо не только уметь читать, но и перечитывать. Чтение – это труд, творчество, самовоспитание духовных сил, воли. Я и мои коллеги находят возможность проводить такие мероприятия, как неделя детской книги, творческие уроки, литературные гостиные, конкурсы чтецов, литературные вечера, игры. Совершаем интереснейшие поездки по стране (г. Москва, г. Волгоград, с. Тарханы, г. Воронеж, Дивногорье, монастыри и церкви). Делаем все, чтобы как можно больше популяризировать книгу и чтение. Проводим уроки внеклассного чтения (1–9 классы), где дети рассказывают о книге и рекламируют ее для прочтения своим одноклассникам. Выставки книг изучаемых писателей (на всех уроках с 1 по 9 класс). Сотрудничаем с сельской библиотекой (проводим совместно мероприятия, конкурсы).
Литература
- Научно-методический журнал “Воспитание школьников” №2, 2003 г.//С. Янина “Без чтения нет настоящего образования”, с.15.
- Научно-методический журнал “Воспитание школьников” №3, 2003 г.//В. Новосельцев “Новые подходы к пропаганде книги и развитию литературных интересов учащихся”, с.9.