Цели урока: развитие навыков работы с текстом, постановка нравственных вопросов: честность, трудолюбие, долг; попытка вызвать у учеников отклик на эти вопросы.
Методические приемы: беседа по вопросам, пересказ эпизодов, чтение эпизодов текста по ролям; работа в группах; выборочное чтение.
Оборудование: портрет писателя, книжная выставка “Уроки правды” (посвященная творчеству В.П. Астафьева).
Ход урока
Вступительное слово учителя
Дорогие ребята, вам очень повезло. Повезло в том, что на уроках литературы у вас есть возможность познакомиться с творчеством замечательного писателя – В.П.Астафьева.
Знакомство с книжной выставкой:
- 1 раздел: “Виктор Астафьев: право на искренность” (Литература о писателе)
- 2 раздел: “Далекая и близкая сказка” (Произведения, посвященные детям).
- 3 раздел: “Памятливая проза” (Книги, посвященные ВО войне).
Слово учителя:
В маленьком рассказе “Стрижонок Скрип” В.П.Астафьева говорится о том, как стрижиха принесла своему птенцу в клюве дождевую каплю: “Какая это была вкусная капля! Стрижонок проглотил ее и пожалел, говорит, что капля маленькая.”
По сравнению со всем, что написал В.П.Астафьев, произведение “Конь с розовой гривой” тоже всего лишь капля, и, прочитав его, вы, может быть, пожалеете, что оно такое маленькое.
Но тема, поднятая во многих рассказах Астафьева, - тема взросления, становления личности человека – большая и многогранная. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает его старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе “Конь с розовой гривой”, как раз из таких.
4. Проверка домашнего задания.
- Ребята, дома вы прочитали рассказ, и я предложила вам выразить свое впечатление о прочитанном через ваше творчество (рисунки, стихи, сочинения-миниатюры и т.д.). Что у вас получилось? (дети представляют свои работы)
- Спасибо, мне было очень интересно услышать ваше мнение, я его очень ценю.
5. Беседа по вопросам.
- Посмотрите, пожалуйста, на тему нашего сегодняшнего урока и скажите, как вы понимаете выражение “память прошлого”? (ученики высказывают свое мнение).
- Важна ли для человека память прошлого? Зачем она нужна?
Давайте проанализируем произведение и попытаемся понять, почему память возвращает писателя к этой истории.
- Ребята, вспомните элементы композиционного плана произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
- Что является завязкой рассказа?
(Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему “пряник конем” )
- Получил ли мальчик долгожданный пряник?
(Да, получил)
- Казалось бы, история имеет счастливое завершение, но почему через много лет, после многих событий, автор пишет: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”?
- В каком случае бабушка обещала купить внуку пряник? (если он нарвет землянику)
- Как в рассказе об этом говорит автор? (чтобы “трудом своим заработать пряник”)
- Обратите внимание на выражение “трудом своим”. Мы привыкли говорить “своим трудом”. Этот прием называется инверсия. Запишите в тетрадь определение этого понятия:
Инверсия – необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности.
Слово “труд” важно для мальчика, он понимает, что даром ничего не дается.
6. Работа в группах.
Прочтите эпизод сбора ягод. Отметьте в предложенной таблице действия героев рассказа.
1 группа Поведение главного героя |
2 группа Поведение Левонтьевых |
Старательно, стал собирать ягоды скорее и т.д. | Бросали, барахтались, плакали, дразнились, напластали, побросали и т.д. |
- Как относятся к труду герои рассказа? Как вы думаете, для чего противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?
- Как герой оказался в зависимости от Саньки?
(Санька поддразнивает героя: “Бабушки Петровны испугался! Эх, ты”, “Скажи уж лучше - боишься ее, и еще и жадный!” Герой идет на поводу у Саньки “А хочешь, все ягоды съем?”)
- Давайте прочитаем по ролям диалог Саньки и главного героя.
- Сразу герой отказался от того, чему его учила бабушка?
(Нет, в нем идет борьба: покаялся, хорохорился я, гаснущим голосом, напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой) .
- Расскажите о том, как развлекались ребята? (Пересказ эпизода)
- Как герои относятся к своим поступкам?
- Что кроме страха перед бабушкой мучит мальчика? Давайте проследим, о чем он размышляет?
- Прочитайте выразительно описание рыбалки и летнего дня, второго дня после проступка. Подумайте, почему В.П.Астафьев так подробно описывает в рассказе этот летний ясный день?
(Он внутренне готовится к встрече с бабушкой, его мучит стыд. Природа, красота и гармония летнего дня поступку героя, которому не хватило мужества не пойти на поводу у друзей).
- Какова развязка истории?
- Какой момент описываемого дня был для него самым тяжелым? (Чтение эпизодов)
- Кто из близких людей помогает мальчику выйти из такого трудного положения? Какой совет был дан герою?
(Дедушка помогает выйти из невыносимого положения: “Попроси прощения…”)
- Почему бабушка все-таки купила пряник обманувшему ее внуку?
(Бабушка видела, что он мучится и раскаивается в своих поступках, она простила внуку и повлияла на душу ребенка. Вот почему и пишет через много лет автор: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой”
- Какой урок, как вы думаете, извлек герой из этой истории?
- А какой жизненный урок получили вы после знакомства с произведением?
7. Выявление отношения обучающихся к уроку.
Обведите на листе бумаги свою ладонь и запишите
- на большом пальце – что вы хотите узнать о В.П.Астафьеве и его творчестве;
- на указательном пальце – что вы почерпнули для себя на уроке;
- на среднем пальце – что вам не понравилось;
- на безымянном пальце – психологическая атмосфера нашего урока;
- на мизинце – чего не хватало на уроке.
8. Заключительное слово учителя.
Конь с розовой гривой в рассказе В.П.Астафьева - всего лишь пряник, который является символом детства и урока, преподнесенного жизнью. Я надеюсь, что рассказ оставит след в вашем сердце, пробудит память прошлого и поможет оценить ваши поступки.
6. Оценки за урок.
7. Домашнее задание: сочинение-миниатюра “Поступок, за который мне стыдно”