Отражение этнокультуры славян в художественной литературе и топонимии

Разделы: Литература


Древней песни несущая эхо
В необъятном, в ковыльном краю,
О казачка двадцатого века,
Да постигну ль я душу твою?
Т.Кузовлева

Этнокультура славян и современность – тема, объединяющая несколько гуманитарных дисциплин, преподаваемых в школе: российскую историю, литературу в ретроспективе, литературное краеведение. Обратившись к прошлому, проследим закономерности и путь её формирования.

Этнокультура наших предков зародилась под влиянием необходимости объединиться перед лицом природных трудностей, желания сохранить свою жизнь, поэтому ими позже легко была принята христианская идея соборности. Пройден путь от коллективного бессознательного этноса к целостной системе взглядов на личность и ее место в мире. Поэтому органична связь этноса с окружающим миром, признание идеальности, цельности его, отражён как естественный повтор циклов жизни и смерти по примеру природы.

Обожествление жизни – феномен первокультуры, оно проявляется и сейчас в каждом ребенке, уверенном в естественности вечной жизни благодаря произведениям устного народного творчества. Фольклор в переводе с английского – “народная мудрость, знание”. Именно от этого, от богатства языка, от способности подмечать в предметах речи характерные их признаки, иными словами, от полноты и всесторонности интеллектуального развития зависит искусство речи. В нём важную роль играют знания наследия предков, устного народного творчества.

Осознание славянами себя как нации произошло в дописьменную эпоху. А.Н. Толстой отмечал: “Изустная литература… была достоинством и умом народа: она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души”. Рождение письма позволило закрепить национальную идею уже развитым и образным языком фольклора, передать её глубинную суть потомкам.

Христианская духовная культура, этнокультура в образовательном и воспитательном процессе всегда занимала не последнее место. В одном из ранних букварей, дошедших до нас (автор В.Ф. Буруев с “прочими соработниками”), уже была не только азбука, но и заповеди, притчи, наставления. Неистребимо и сейчас желание педагогов передать юношеству в наследство семантические столпы русской словесности, ее концепты: Истину, Любовь, Добро, Красоту, Справедливость, Свободу, Честь, Отечество, Православие.

В.Г.Белинский в круг детского чтения рекомендовал вводить произведения устного народного творчества. А.С.Пушкин в фольклоре “для обновления литературы видел неисчерпаемые возможности”, которые блестяще могут реализовать поэты и писатели. Царевна-лебедь Пушкина восходит к народному поэтическому образу Обиды, женщины с лебедиными крыльями; Золотая рыбка отражает не материальную ценность золота, а идеальную (вспомним золотое слово Святослава). Автор использует народную магию чисел: 33 богатыря (Илья Муромец сиднем сидел 30 лет и 3 года, возраст Христа - 33 года).

Живая народная речь, говоры отражены в сказке Ершова с фольклорным сюжетом “Конёк-Горбунок”, в рассказах Л.Толстого, народный антропоморфизм в “Каштанке” А.П. Чехова. 57 народных сказок “методом реставрации” вернул детям А.Н.Толстой.

По словам М.Горького: “Формальная, сюжетная и дидактическая зависимость художественной литературы от устного народного творчества… несомненна и очень поучительна”.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской национальной идеи, культуры, изучения истории России для воспитания нравственной личности, гражданина. Но зачастую только школа противостоит средствам массовой информации, в основном пропагандирующим примитивный суррогат жизни иванов родства не помнящих.

Для возрождения славянской культуры просто необходимо возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной фольклором и Православием, историко-культурным наследием родного края.

Так имя-топоним как голос предков зовёт нас к истокам, возвращает утраченное тайное знание через этнос. Например, знакомство с историей заселения Ставропольского края в ходе и после Кавказской войны пробуждает в юных индивидах архетип совместного действия, отраженный ранее в названиях местности. Язык хранит информацию о тех, кто осваивал эти земли. Мы можем получить через него в топонимах ответы на многие вопросы об истории и культурных традициях предков. Он транслирует через время информацию об имядателях, их духовности, укладе жизни.

П.Флоренский утверждал, что “всякая культура может быть истолкована как деятельность организации пространства”. Легенды о родных местах, православные притчи дают богатую пищу для ума, являются ценным материалом для проведения уроков литературы, краеведения, дополнительных занятий, факультативов, кружков в общеобразовательных учреждениях.

В МОУ СОШ №2 села Александровского 7 лет работает детское творческое объединение “Исток”, в основе деятельности которого лежит изучение памятников устного народного творчества, поэтики фольклора Ставропольского края в творчестве ставропольских писателей и создание собственных произведений с учетом местных языковых и культурных особенностей. Ведётся поисковая, научная, проектная и творческая работа по следующим направлениям: “Казачьи традиции и православные праздники”, “Литературное наследие Ставрополья”, “Народные промыслы Северного Кавказа”.

К 225-летию нашего села силами объединения был создан мультимедийный проект, в который вошли и видео-, и магнитные записи носителей местного диалекта, сказительниц, старожилов, и сообщения о местных поэтах и творческие презентации. Этому предшествовала большая подготовительная работа. Ребята участвовали в этнологических экспедициях, собирали сведения о традициях и обрядах, легенды о природных памятниках села Александровского.

Одна из них о Босовой горе несёт идею человеческой силы духа. Около ста пятидесяти лет назад мужчина (то ли Босов, то ли просто ходил босой) выбил в горе пещеру-нишу, кровати, стол и лавки и жил там отшельником, стойко претерпевая и зной и холод. Народная память поэтизирует, украшает вымышленными подробностями эту историю, которая теперь имеет право на жизнь как памятник устного народного творчества местного значения.

Ярославна тоскует по мужу, Иисус кормит голодных хлебом – реминисценцией этих эпизодов этноса славянско-христианской культуры звучит другая александровская легенда о появлении родника, благодаря горькой вдовице, размочившей слезами сухие корки для малых детей своих. Эта легенда о топониме “Вдовин колодец”.

Идея защиты мирного труда, борьбы нечистой и крестной силы прослеживается в одной из местных легенд об образовании Тамузловского ландшафта. Ангел, сажающий деревья, сеет добро, Демон - холодные камни, зло. Слезы Ангела по легенде дали начало реке Тамузловке, возникшей “тому назло”, Демону, значит. Топонимический дублет этой легенды объясняет более позднюю замену буквы “о” на “а”. В этом варианте легенды отражена борьба казаков с врагами, история возникновения поселения. “Близ горы Лягушки казаки расположились на отдых. Враги прервали их сон. Отбили нападение казаки, далеко прогнали незваных гостей. “А где же пожитки наши и узлы?” - спрашивали они друг у друга. “Там узлы”,- услышали эхо в ответ и решили на том месте и обосноваться”.

Камень, похожий на лягушку, и сейчас не даёт покоя пытливым умам александровцев, а значит, потомкам будет, над чем подумать, читая между строк многочисленных легенд о нашем понимании добра и зла.

Цель подобных занятий – познакомить учащихся с историко-культурным наследием малой родины; сформировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры; обеспечить духовно-нравственное и психологическое благополучие подрастающего поколения.

Родина начинается из глубинки, от дома с резными наличниками, от порога сельской школы. Работать с полной отдачей для процветания России будет только тот, кого научили ее любить.

Фото №1 Каменная лягушка – источник вдохновения

сочинителей разных времён

Фото №2 Каменная черепаха

 

Фото№3 Каменные слоны или столбы, или сараи

(фантазия местных жителей неиссякаема)