"Память как духовная опора в жизни человека". Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу В.П. Астафьева "Мальчик в белой рубахе"

Разделы: Литература


При изучении рассказа В.П. Астафьева “Мальчик в белой рубахе” не обязательно следует повторять с учащимися тот материал, который был задействован ранее. Но наш опыт свидетельствует о том, что ребята, повзрослев, читают известные им эпизоды с другим настроением, делают другие акценты на прочитанном. Поэтому мы представляем ребятам возможность еще раз самостоятельно повторить эпизоды автобиографии Виктора Петровича (Приложение 1), приготовить презентацию “Биография В. П. Астафьева в фотографиях” (Приложение 2), познакомиться с воспоминаниями о писателе людей, близко его знавших. Перед обращением к этим воспоминаниям можно попросить учащихся выделить в мемуарах наиболее интересные для них эпизоды.

Так, в воспоминаниях Василия Обыденко “История одной фотографии” (Приложение 3) основное внимание уделяется взаимоотношениям В. П. Астафьева и девятилетней Иринки. Известный писатель, обремененный многими делами и обязанностями, находит удовольствие в беседе с девочкой. Подробно объясняет ей встретившееся в рассказе “Стрижонок Скрип” непонятное словосочетание: “Встать на крыло - значит начинать жить, взрослеть, становиться самостоятельным, пробовать свои силы, которые заложила в тебе природа, защищаться от более сильного, завести свое потомство. У каждой птицы свое время становления на крыло, как и у человека: один раньше становится на ноги, другой — позже”. Так разговор с ребенком оказывается одновременно своеобразным напутствием во взрослую жизнь.

Не могут учащиеся не обратить внимания на то, как серьезно отнесся писатель к самому процессу фотографирования: Виктор Петрович специально пошел переодеться, сменить домашнюю майку на рубашку, так как “негоже фотографироваться с ребенком в таком виде”.

Воспоминания Василия Обыденко свидетельствуют о том, что отношения к детям у писателя были всегда самые серьезные. Может быть, поэтому рассказы о детях и для детей так трогают сердца читателей.

В воспоминаниях Марины Савиных “Профессия прекрасная и проклятая” (Приложение 4) Виктор Петрович предстает перед нами в роли учителя молодых талантов. Важно, чтобы ребята увидели, как ответственно относился он к работе с одаренными детьми. Особую ценность для учителя – словесника представляет речь писателя на церемонии открытия Красноярского литературного лицея 26 октября 1998 года. В этой речи В. П. Астафьев характеризует работу писателя? “Профессия прекрасная и проклятая. Ничего тяжелее нет… Если только вы соглашаетесь с тем, что вы будете литераторами, готовьтесь к огромному внутреннему постоянному труду, постоянному чтению от утра до вечера, чтению не только того, что вам нравится, но чаще всего того, что вам не нравится, совершенствованию, обязательному приобщению к музыке, к природе… без этого никакого литератора не бывает”. Таким образом, данные материалы позволяют учащимся представить писателя одновременно как отзывчивого, внимательного, умеющего находить общий язык с детьми человека и требовательного, сурового, представляющего в полной мере ту ответственность, которую должен чувствовать перед обществом и самим собой творческий человек.

Вопросы по биографии В.П.Астафьева:

  1. Откуда пришли в Сибирь предки Астафьева?
  2. Расскажите о прадеде писателя, Якове Максимовиче Астафьеве, его занятиях и характере.
  3. Чем запомнился Виктору Петровичу его дед,  Павел Яковлевич Астафьев?
  4. Почему односельчане прозвали членов семьи Астафьевых Мазовскими? Как  мазовском доме  появилась Мария Егоровна Осипова, “бабушка из Сисима”?
  5. Почему будущий писатель был назван Виктором? При каких обстоятельствах это произошло?
  6. Что случилось с семьей Астафьевых  в первые годы Советской власти, в пору раскулачивания и коллективизации?
  7. Какие трудности пришлось преодолеть семье Павла Астафьева, направляясь в Игарку?
  8. Какова судьба Лидии Ильиничны Потылицыной, матери писателя? С каким чувством рассказывает о ней в автобиографии В.П.Астафьев?
  9. Найдите и прочитайте фрагмент автобиографии писателя, рассказывающий о его военном пути.
  10. Что вы узнали о жизни В. П. Астафьева на Урале? Прочитайте фрагменты автобиографии писателя, в которых Виктор Петрович рассказывает о природе Урала. Определите, какие чувства писатель воплощает в этих пейзажных зарисовках.
  11. Как Виктор Петрович объясняет свой переезд в Красноярск. Прочитайте соответствующий фрагмент автобиографии.
  12. Укажите, какие чувства испытывал В. П. Астафьев,  вернувшись на сибирскую землю.

Рассказ “Мальчик в белой рубахе”, небольшой по объему, может быть прочитан или прослушан в классе. Ученики живо воспринимают описанные события, сочувствуют горю матери, пытаются найти виновников беды. По содержанию произведения предлагаются вопросы, при ответах на которые ребята обращают внимание на такие детали и ситуации, которые помогают им представить жизнь сибиряков в 1930-е годы, голодные и тяжелые не только для людей, но и для животных:

  1. Почему дети оказались без присмотра?
  2. Как переживали в деревне тяжелое время домашние животные?
  3. Почему отправились в лес сыновья тетки Апрони?
  4. Как старшие ребята подбадривали уставшего в пути Петеньку?
  5. Каково прозвище старшего мальчика?
  6. Каково прозвище среднего сына тетки Апрони?
  7. Почему ребята не смогли помешать уйти Петеньке?
  8. Какое настроение было в это время у тетки Апрони?
  9. Что предприняли односельчане, чтобы найти Петеньку?
  10. Как в дальнейшем переживала тетка Апроня потерю младшего сына?

Данные вопросы позволяют ученикам не только воссоздать событийный ряд рассказа, но и обратить внимание на пейзажные и психологические зарисовки, воплощающие своеобразный авторский комментарий к событиям. Эту же роль выполняют и тестовые задания. (Приложение 5)

Особое внимание следует уделить в рассказе описаниям природы, так как в них представлена авторская оценка изображаемой картины жизни. Для этого анализируются некоторые эпизоды (Приложение 6). Учитель может акцентировать внимание детей на следующие изобразительно- выразительные средства, используемые автором при описании встретившегося на пути мальчишек ущелья, в котором “нет воды, но дополна раскаленного острого камешника, принесенного потоками во время вешневодья”, ребята “ миновали раскаленное ущелье, уморившее в камнях траву и все живое, кроме змей и ящерок”. Эпитеты (“раскаленный”, “уморивший”) позволяют писателю создать картину надвигающейся всеобщей катастрофы. Еще ничего страшного с детьми тетки Апрони не произошло, но читатели уже почувствовали, что гибель угрожает всему живому. Учитель может обратить внимание ребят на то, как готовит автор читателей к восприятию надвигающейся беды, характеризуя состояние “тяжко уставшей” тетки Апрони: “Обычные крестьянские думы и тревоги, укорачивающие знойный день, гасящие время, скрашивающие нудь однообразного нелегкого труда. Нет, не предсказывало материнское сердце беды. Глохнут, притупляются чувства и предчувствия у тяжко уставшего человека”. Так писатель объединяет уставших мальчишек, Саньку и Ванюху, и “тяжко уставшую” их мать, не сумевших предчувствовать надвигающуюся беду, тем самым призывая читателей к прощению и сочувствию.

Подобная работа на уроке с изобразительно-выразительными средствами позволяет учителю обратить внимание ребят на мастерство писателя, на психологизм его творческой манеры, на смысловую оправданность каждого слова.

Завершая изучение рассказа В. П. Астафьева, мы предложили ученикам в конце урока написать мини-сочинение на одну из тем:

  1. Каковы причины исчезновения Петеньки?
  2. Чему учит нас рассказ В. П. Астафьева “Мальчик в белой рубахе”?
  3. Чем поразил вас рассказ В. П. Астафьева “Мальчик в белой рубахе”?

Фрагменты сочинений свидетельствуют о том, что семиклассники, познакомившись с произведением В. П. Астафьева, извлекли соответствующий нравственный урок: “Рассказ В.П.Астафьева научил меня помогать младшим. В этом произведении присутствовал обман. Хотя ложь была не злой, но всё равно она была. Мальчики всего лишь хотели, чтобы маленький Петенька пошёл быстрее. Но этим обманом они навредили младшему брату”; “Это произведение учит нас быть ответственными по отношению к младшим, не обманывать, так как это приводит к трагическим последствиям”; “Я надеюсь, что после прочтения этого рассказа все задумаются над своими поступками и будут внимательнее к младшим братьям и сёстрам”; “История семьи, описанная автором, учит нас состраданию, сочувствию, умению понимать чужую боль. Особенно поражает сила материнской любви: мать по ночам слышит шаги своего сына, но не может его дозваться”. Эти отзывы позволяют нам говорить о том, что В. П. Астафьев своими рассказами учит ребят ответственности за совершаемые поступки, чуткости и внимательности к тем, кто рядом. Так изучение рассказа “Мальчик в белой рубахе” становится для семиклассников познанием основных нравственных законов жизни человека.