При изучении рассказа В.П. Астафьева “Мальчик в белой рубахе” не обязательно следует повторять с учащимися тот материал, который был задействован ранее. Но наш опыт свидетельствует о том, что ребята, повзрослев, читают известные им эпизоды с другим настроением, делают другие акценты на прочитанном. Поэтому мы представляем ребятам возможность еще раз самостоятельно повторить эпизоды автобиографии Виктора Петровича (Приложение 1), приготовить презентацию “Биография В. П. Астафьева в фотографиях” (Приложение 2), познакомиться с воспоминаниями о писателе людей, близко его знавших. Перед обращением к этим воспоминаниям можно попросить учащихся выделить в мемуарах наиболее интересные для них эпизоды.
Так, в воспоминаниях Василия Обыденко “История одной фотографии” (Приложение 3) основное внимание уделяется взаимоотношениям В. П. Астафьева и девятилетней Иринки. Известный писатель, обремененный многими делами и обязанностями, находит удовольствие в беседе с девочкой. Подробно объясняет ей встретившееся в рассказе “Стрижонок Скрип” непонятное словосочетание: “Встать на крыло - значит начинать жить, взрослеть, становиться самостоятельным, пробовать свои силы, которые заложила в тебе природа, защищаться от более сильного, завести свое потомство. У каждой птицы свое время становления на крыло, как и у человека: один раньше становится на ноги, другой — позже”. Так разговор с ребенком оказывается одновременно своеобразным напутствием во взрослую жизнь.
Не могут учащиеся не обратить внимания на то, как серьезно отнесся писатель к самому процессу фотографирования: Виктор Петрович специально пошел переодеться, сменить домашнюю майку на рубашку, так как “негоже фотографироваться с ребенком в таком виде”.
Воспоминания Василия Обыденко свидетельствуют о том, что отношения к детям у писателя были всегда самые серьезные. Может быть, поэтому рассказы о детях и для детей так трогают сердца читателей.
В воспоминаниях Марины Савиных “Профессия прекрасная и проклятая” (Приложение 4) Виктор Петрович предстает перед нами в роли учителя молодых талантов. Важно, чтобы ребята увидели, как ответственно относился он к работе с одаренными детьми. Особую ценность для учителя – словесника представляет речь писателя на церемонии открытия Красноярского литературного лицея 26 октября 1998 года. В этой речи В. П. Астафьев характеризует работу писателя? “Профессия прекрасная и проклятая. Ничего тяжелее нет… Если только вы соглашаетесь с тем, что вы будете литераторами, готовьтесь к огромному внутреннему постоянному труду, постоянному чтению от утра до вечера, чтению не только того, что вам нравится, но чаще всего того, что вам не нравится, совершенствованию, обязательному приобщению к музыке, к природе… без этого никакого литератора не бывает”. Таким образом, данные материалы позволяют учащимся представить писателя одновременно как отзывчивого, внимательного, умеющего находить общий язык с детьми человека и требовательного, сурового, представляющего в полной мере ту ответственность, которую должен чувствовать перед обществом и самим собой творческий человек.
Вопросы по биографии В.П.Астафьева:
- Откуда пришли в Сибирь предки Астафьева?
- Расскажите о прадеде писателя, Якове Максимовиче Астафьеве, его занятиях и характере.
- Чем запомнился Виктору Петровичу его дед, Павел Яковлевич Астафьев?
- Почему односельчане прозвали членов семьи Астафьевых Мазовскими? Как мазовском доме появилась Мария Егоровна Осипова, “бабушка из Сисима”?
- Почему будущий писатель был назван Виктором? При каких обстоятельствах это произошло?
- Что случилось с семьей Астафьевых в первые годы Советской власти, в пору раскулачивания и коллективизации?
- Какие трудности пришлось преодолеть семье Павла Астафьева, направляясь в Игарку?
- Какова судьба Лидии Ильиничны Потылицыной, матери писателя? С каким чувством рассказывает о ней в автобиографии В.П.Астафьев?
- Найдите и прочитайте фрагмент автобиографии писателя, рассказывающий о его военном пути.
- Что вы узнали о жизни В. П. Астафьева на Урале? Прочитайте фрагменты автобиографии писателя, в которых Виктор Петрович рассказывает о природе Урала. Определите, какие чувства писатель воплощает в этих пейзажных зарисовках.
- Как Виктор Петрович объясняет свой переезд в Красноярск. Прочитайте соответствующий фрагмент автобиографии.
- Укажите, какие чувства испытывал В. П. Астафьев, вернувшись на сибирскую землю.
Рассказ “Мальчик в белой рубахе”, небольшой по объему, может быть прочитан или прослушан в классе. Ученики живо воспринимают описанные события, сочувствуют горю матери, пытаются найти виновников беды. По содержанию произведения предлагаются вопросы, при ответах на которые ребята обращают внимание на такие детали и ситуации, которые помогают им представить жизнь сибиряков в 1930-е годы, голодные и тяжелые не только для людей, но и для животных:
- Почему дети оказались без присмотра?
- Как переживали в деревне тяжелое время домашние животные?
- Почему отправились в лес сыновья тетки Апрони?
- Как старшие ребята подбадривали уставшего в пути Петеньку?
- Каково прозвище старшего мальчика?
- Каково прозвище среднего сына тетки Апрони?
- Почему ребята не смогли помешать уйти Петеньке?
- Какое настроение было в это время у тетки Апрони?
- Что предприняли односельчане, чтобы найти Петеньку?
- Как в дальнейшем переживала тетка Апроня потерю младшего сына?
Данные вопросы позволяют ученикам не только воссоздать событийный ряд рассказа, но и обратить внимание на пейзажные и психологические зарисовки, воплощающие своеобразный авторский комментарий к событиям. Эту же роль выполняют и тестовые задания. (Приложение 5)
Особое внимание следует уделить в рассказе описаниям природы, так как в них представлена авторская оценка изображаемой картины жизни. Для этого анализируются некоторые эпизоды (Приложение 6). Учитель может акцентировать внимание детей на следующие изобразительно- выразительные средства, используемые автором при описании встретившегося на пути мальчишек ущелья, в котором “нет воды, но дополна раскаленного острого камешника, принесенного потоками во время вешневодья”, ребята “ миновали раскаленное ущелье, уморившее в камнях траву и все живое, кроме змей и ящерок”. Эпитеты (“раскаленный”, “уморивший”) позволяют писателю создать картину надвигающейся всеобщей катастрофы. Еще ничего страшного с детьми тетки Апрони не произошло, но читатели уже почувствовали, что гибель угрожает всему живому. Учитель может обратить внимание ребят на то, как готовит автор читателей к восприятию надвигающейся беды, характеризуя состояние “тяжко уставшей” тетки Апрони: “Обычные крестьянские думы и тревоги, укорачивающие знойный день, гасящие время, скрашивающие нудь однообразного нелегкого труда. Нет, не предсказывало материнское сердце беды. Глохнут, притупляются чувства и предчувствия у тяжко уставшего человека”. Так писатель объединяет уставших мальчишек, Саньку и Ванюху, и “тяжко уставшую” их мать, не сумевших предчувствовать надвигающуюся беду, тем самым призывая читателей к прощению и сочувствию.
Подобная работа на уроке с изобразительно-выразительными средствами позволяет учителю обратить внимание ребят на мастерство писателя, на психологизм его творческой манеры, на смысловую оправданность каждого слова.
Завершая изучение рассказа В. П. Астафьева, мы предложили ученикам в конце урока написать мини-сочинение на одну из тем:
- Каковы причины исчезновения Петеньки?
- Чему учит нас рассказ В. П. Астафьева “Мальчик в белой рубахе”?
- Чем поразил вас рассказ В. П. Астафьева “Мальчик в белой рубахе”?
Фрагменты сочинений свидетельствуют о том, что семиклассники, познакомившись с произведением В. П. Астафьева, извлекли соответствующий нравственный урок: “Рассказ В.П.Астафьева научил меня помогать младшим. В этом произведении присутствовал обман. Хотя ложь была не злой, но всё равно она была. Мальчики всего лишь хотели, чтобы маленький Петенька пошёл быстрее. Но этим обманом они навредили младшему брату”; “Это произведение учит нас быть ответственными по отношению к младшим, не обманывать, так как это приводит к трагическим последствиям”; “Я надеюсь, что после прочтения этого рассказа все задумаются над своими поступками и будут внимательнее к младшим братьям и сёстрам”; “История семьи, описанная автором, учит нас состраданию, сочувствию, умению понимать чужую боль. Особенно поражает сила материнской любви: мать по ночам слышит шаги своего сына, но не может его дозваться”. Эти отзывы позволяют нам говорить о том, что В. П. Астафьев своими рассказами учит ребят ответственности за совершаемые поступки, чуткости и внимательности к тем, кто рядом. Так изучение рассказа “Мальчик в белой рубахе” становится для семиклассников познанием основных нравственных законов жизни человека.