Цель урока: Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта; обозначить своеобразие художественного мира Некрасова.
Задачи урока:
а) Образовательная –
- продолжить обучение навыков анализа лирического текста;
- проконтролировать степень усвоения умения анализировать литературное произведение;
- продолжить развитие навыков работы с текстом произведения
б) воспитательная
- для решения задач эстетического воспитания включить в урок чтение стихов наизусть
- воспитывать гражданскую позицию;
в) развивающая
- развивать логическое мышление,
- закрепить умения анализа лирического текста;
- для развития самостоятельности и наблюдательности включить в урок самостоятельную работу с текстом стихотворения;
- для развития монологической речи учащихся включить в урок выступления учащихся
Тип урока - лекция.
Методы преподавания: Самостоятельная работа с текстом, эвристическая беседа, индивидуальное выступление учащихся
Оборудование:
- Репродукции портретов Некрасова (работы И.Н.Крамского, Н.Н.Ге), книги и открытки с видами тех мест, где жил и бывал Некрасов.
- Оформление доски. Работа с лексикой (поэт-урбанист, гражданская поэзия, демократ, свобода, гуманист)
- Учебник под ред. Кутузова
План урока.
- Творчество Некрасова и его место в русской литературе XIX века.
- Детские и юношеские года в Грешневе, учеба в Ярославле и отъезд в Петербург
- Жизнь в Петербурге. Первый сборник стихов (1840 г.) «Мечты и звуки». Знакомство с Белинским (1843 г.). Первые стихотворения, принесшие известность («В дороге», «Тройка», «Огородник»)
- Некрасов - редактор «Современника». Сборник стихов 1856 г. Поездка за границу, в Италию. Творчество после реформ.
- Некрасов в 60-е годы. Последние годы жизни. «Кому на Руси жить хорошо», «Последние песни».
ХОД УРОКА.
- Организационный момент 1 мин.
- Активизация внимания учащихся (задается вопрос о произведениях Некрасова, изученных ранее).
- Вступительное слово учителя 4 мин.
Основные тезисы:
«В наше время писателю, чтобы достойно проходить литературное поприще, недостаточно одного таланта. Самая личность его много значит. Любовь к истине, превосходящая всякую другую любовь, вера в идеал...- вот что спасет талант от постигающей его нередко апатии и других спутников упадка», - писал Н.А. Некрасов в рецензии на произведение поэта Я.П.Полонского, но эти слова в полной мере можно отнести и к самому Некрасову.
Лекция учителя 10 мин.
- Основные этапы жизненного и творческого пути Н.А.Некрасова, его место в русской литературе XIX века.
- Демонстрация учебного фильма (детство и отрочество) - 5 мин.
Лекция учителя (продолжение) 10 мин.
(Начало творческого пути, «Мечты и звуки», знакомство с Белинским, первые стихи, которые принесли известность, работа в журнале и т.д.)
- Работа с классом.
Ставлю проблемный вопрос:
Мог ли Некрасов стать поэтом, который отдал все свои творческие силы служению народа?
Что способствовало этому (жизненные обстоятельства, личные качества) 7 мин.
- Ориентировочная беседа. Учащимся предлагается определить своеобразие художественного мира Некрасова:
- глубокая гражданственность и народность поэзии;
- приоритет содержания над формой;
- развитие реалистических традиций;
- отражение действительности в противоречиях и контрастах;
- активная жизненная позиция поэта;
- социальная тематика и проблематика;
- использование в поэтическом языке элементов разговорной и «сниженной» лексики.
- 3 мин.
Проведение теста на повторение. (5 мин)
Домашнее задание: Выучить биографию А.Н. Некрасова с. 143
Индивидуальное задание. Выучить наизусть стихи: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Муза», «Элегия».