Очерк о жизни и творчества Н.А. Некрасова

Разделы: Литература


Цель урока: Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта; обозначить своеобразие художественного мира Некрасова.

Задачи урока:

а) Образовательная –

  • продолжить обучение навыков анализа лирического текста;
  • проконтролировать степень усвоения умения анализировать литературное произведение;
  • продолжить развитие навыков работы с текстом произведения

б) воспитательная

  • для решения задач эстетического воспитания включить в урок чтение стихов наизусть
  • воспитывать гражданскую позицию;

в) развивающая

  • развивать логическое мышление,
  • закрепить умения анализа лирического текста;
  • для развития самостоятельности и наблюдательности включить в урок самостоятельную работу с текстом стихотворения;
  • для развития монологической речи учащихся включить в урок выступления учащихся

Тип урока - лекция.

Методы преподавания: Самостоятельная работа с текстом, эвристическая беседа, индивидуальное выступление учащихся

Оборудование:

  1. Репродукции портретов Некрасова (работы И.Н.Крамского, Н.Н.Ге), книги и открытки с видами тех мест, где жил и бывал Некрасов.
  2. Оформление доски. Работа с лексикой (поэт-урбанист, гражданская поэзия, демократ, свобода, гуманист)
  3. Учебник под ред. Кутузова

План урока.

  1. Творчество Некрасова и его место в русской литературе XIX века.
  2. Детские и юношеские года в Грешневе, учеба в Ярославле и отъезд в Петербург
  3. Жизнь в Петербурге. Первый сборник стихов (1840 г.) «Мечты и звуки». Знакомство с Белинским (1843 г.). Первые стихотворения, принесшие известность («В дороге», «Тройка», «Огородник»)
  4. Некрасов - редактор «Современника». Сборник стихов 1856 г. Поездка за границу, в Италию. Творчество после реформ.
  5. Некрасов в 60-е годы. Последние годы жизни. «Кому на Руси жить хорошо», «Последние песни».

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент 1 мин.
  2. Активизация внимания учащихся (задается вопрос о произведениях Некрасова, изученных ранее).
  3. Вступительное слово учителя 4 мин.

Основные тезисы:      

«В наше время писателю, чтобы достойно проходить литературное поприще, недостаточно одного таланта. Самая личность его много значит. Любовь к истине, превосходящая всякую другую любовь, вера в идеал...- вот что спасет талант от постигающей его нередко апатии и других спутников упадка», - писал Н.А. Некрасов в рецензии на произведение поэта Я.П.Полонского, но эти слова в полной мере можно отнести и к самому Некрасову.

Лекция учителя 10 мин.

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути Н.А.Некрасова, его место в русской литературе XIX века.
  2. Демонстрация учебного фильма (детство и отрочество) - 5 мин.

Лекция учителя (продолжение) 10 мин.

(Начало творческого пути, «Мечты и звуки», знакомство с Белинским, первые стихи, которые принесли известность, работа в журнале и т.д.)

- Работа с классом.

Ставлю проблемный вопрос:

Мог ли Некрасов стать поэтом, который отдал все свои творческие силы служению народа?

Что способствовало этому (жизненные обстоятельства, личные качества) 7 мин.

- Ориентировочная беседа. Учащимся предлагается определить своеобразие художественного мира Некрасова:

  1. глубокая гражданственность и народность поэзии;
  2. приоритет содержания над формой;
  3. развитие реалистических традиций;
  4. отражение действительности в противоречиях и контрастах;
  5. активная жизненная позиция поэта;
  6. социальная тематика и проблематика;
  7. использование в поэтическом языке элементов разговорной и «сниженной» лексики.
  8. 3 мин.

Проведение теста на повторение. (5 мин)

Домашнее задание: Выучить биографию А.Н. Некрасова с. 143

Индивидуальное задание. Выучить наизусть стихи: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Муза», «Элегия».

Приложение