Цели:
1. Ознакомление с жизнью и творчеством писателя.
2. Развитие навыков анализа художественного текста, творческого воображения и внимания, умения высказывать самостоятельную точку зрения, развитие связной речи учащихся.
3. Воспитание нравственности, бережного отношения к семейным реликвиям.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, аудиомагнитофон. Стенд “Старые фотографии”, уголок крестьянской избы (самовар, кувшин, утюг, посуда).
Эпиграфы к уроку:
Сколько в человеке памяти,
Столько в нём человека.
В. Распутин.
Как прекрасно устроен человек!
Какой великий дар ему дан –
Память.
В.П.Астафьев.
Ход урока
1. Выступление исследователей по биографии и творчеству писателя по изученным произведениям (“Васюткино озеро”, “Конь с розовой гривой”).
2. Работа по произведению.
А) Сообщение учеников о книге “Последний поклон”.
Вступительное слово учителя о памяти, чтение эпиграфов к уроку, постановка целей урока. Выяснение значения слова “память” по словарю (заранее подготовленный ученик).
Память - это:
- Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.
- Воспоминание о ком-чём-нибудь.
- То, что связано с умершим (воспоминания о нём). (С.Ожегов. Словарь русского языка)
Память обладает поистине волшебными качествами. Она даёт возможность увидеть то, что вы видели когда-то, увидеть много раз то, что наблюдается однажды.
Память бывает разная: память чувств, память ума, память на запахи, вкусовая память, зрительная память, слуховая память, двигательная память, речедвигательная память. Но чтобы они по-настоящему помогали, о них надо заботиться: тренировать и развивать.
Б) Учитель. Сегодня мы поговорим с вами о нравственной памяти. В этом нам поможет писатель Виктор Петрович Астафьев.
- Как вы думаете, как раскрывается в этом рассказе тема памяти? (Фотография - это память)
- Мы с вами узнали, что в рассказе речь идёт об одной фотографии, (краткий пересказ содержания рассказа).
- А если подумать, что такое фотография? (Какое-то мгновение из жизни человека)
(Прослушивание песни из кинофильма “Семнадцать мгновений весны”)
- Творческое задание всему классу. Какое открытие вы сделали себе, прочитав этот рассказ? (Заслушиваются мнения учащихся)
В) Работа над языком произведения.
- Что характерно для языка рассказа? Как вы объясните это явление? Используются просторечные слова, народная речь, чтобы передать сибирский колорит).
3. Работа у стенда “Старые фотографии”. Каждый ученик рассказывает об одной фотографии. (Чтение отрывка из стихотворения Николая Рубцова)
Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет...
Выводы по уроку:
“Семейные архивы — это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив - почётные грамоты дедов, отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода, фамилии. Когда-то нашей жизнью заинтересуются внуки точно так же, как к нам подступает интерес к облику наших предков, к тому, как они жили, как любили...”. (Д. Гранин)
“Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них..., - значит, он не любит их”. (Д.С.Лихачёв)
4. Выставление оценок.
5. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
- “История одной фотографии”.
- “Наш семейный альбом”.