Цели:
- Познакомить студентов с жизнью Н.А. Некрасова и основными этапами его творчества; выделить основные мотивы лирики поэта; раскрыть неповторимую особенность лирики и новаторство Некрасова.
- Развивать навыки выразительного чтения стихотворений, умение выделять главное.
- Воспитывать любовь к Родине, к своему народу; пробудить интерес к творчеству Н.А. Некрасова.
Форма проведения занятия: Литературная гостиная.
Оборудование: презентация биографии Н.А. Некрасова, газеты, плакаты с высказываниями о поэте, выставка книг, аудиозапись, музыка.
Методические приемы: сообщение студентов, чтение и анализ стихотворений, беседа, прослушивание аудиозаписи стихотворения.
Словарная работа
Элегия – жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан!
Н.А.Некрасов
Ход занятия
I. Организационный момент
(Проверка присутствующих, объявление целей урока, настрой на работу).
II. Запись темы, эпиграфа.
III. Знакомство с биографией Н.А. Некрасова
(Сопровождается презентацией.) Приложение 1
1) Слово преподавателя: Николай Алексеевич Некрасов. Поэт – гражданин, поэт – трибун. Человек удивительной судьбы. Деятельность Некрасова была необычайно многогранна. Находясь на протяжении почти четырех десятилетий в самом центре идейно-художественной жизни России, он был непосредственным участником весьма важных общественно-литературных событий, был связан со множеством людей.
И.С. Тургенев писал Некрасову: “Твоя жизнь именно из тех, которые должны быть рассказаны – потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовется”.
И сегодня мы поведем наш разговор о жизни и творчестве Н.А. Некрасова. Попытаемся ответить на вопрос о том, каким должен быть поэт, почитаем его стихи.
2) Сообщение студентов
1 Студент. В 1821 г. в местечке Немирово (Украина), в семье отставного майора родился Н.А. Некрасов. Детские годы провел в селе Грешнево на берегу Волги, близ Ярославля. Некрасов вырос в обстановке, которая могла загубить в человеке все лучшие стороны души.
Аудиозапись стихотворения “Родина”. Приложение 2
2 Студент. Это стихотворение “Родина” (1846) звучит как исповедь, написанная, по словам одного из друзей Некрасова, не чернилами, а кровью.
Это стихотворение, как и другие, отразившие события жизни Некрасова, не следует считать просто воспоминаниями: они раскрывают общее во многих человеческих судьбах. Но их автобиографическую точность и правдивость засвидетельствовали многие современники поэта.
1 Студент. Отец будущего поэта, отставной армейский офицер, помещик средней руки, был убежденным крепостником. Его интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные равно страдали от его жестокости, от его тяжелого характера.
2 Студент. В стихотворении “Родина” Некрасов нарисовал образ страдалицы – матери, чью жизнь сгубил “угрюмый невежда”:
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы...
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна,
Она была горда, упорна и прекрасна...
1 Студент. Мать поэта, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали на долю крепостной. Она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.
Свои первые стихи Некрасов написал в 7 лет и преподнес их “любезной маменьке”. Любовью к ней озарено все его поэтическое творчество, вспоминая прошлое, Некрасов написал незадолго до своей смерти в поэме “Мать” (1877):
Чтец: “Мать”
2 Студент. Под влиянием матери Некрасов стал мечтать о литературной деятельности. Учась в ярославской гимназии (1832 – 1837), он писал (сатиры) на одноклассников и лирические стихи.
Проецируется репродукция картины И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”.
1 Студент. На всю жизнь запомнил Некрасов стоны и полные муки глаза бурлаков, которых он увидел еще в детстве на Волге.
Чтец. “На Волге”
2 Студент. А за домом – только выйди за ограду густо разросшегося сада – Владимирка, дорога кандального звона.
Звучит народная песня “Колодники”. Проецируется репродукция картины И. Левитана “Владимирка”. Приложение 3
Этой дорогой шла Россия, скованная по рукам и ногам, но не сломленная, а гневная и сильная. На этой дороге мужала муза народного поэта. Здесь он учился любить и ненавидеть.
1 Студент. Отец избрал для сына военную карьеру и в 1838 г. отправил его в Петербург для определения в Дворянский полк. Некрасов ослушался отца – подал документы в университет. За это непокорный сын был лишен материальной поддержки. “Восемь лет я боролся с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть... Уму непостижимо, сколько я работал!” – вспоминал поэт. Учиться ему уже не пришлось. Он ютился в петербургских трущобах, бывало, не имел ни пальто, ни сапог, писал лежа на полу – мебель отсутствовала в его подвале – и все-таки не бросал литературных занятий, не отказывался от надежды стать писателем. Он сочинял стихи, рассказы, пьесы; иногда получал за них в журналах грошовую плату.
2 Студент. В эти годы Некрасову стал близок Петербург “чердаков и подвалов”, город тружеников и бедняков. Некрасов увидел и показал Петербург глазами голодного разночинца:
Чтец. “О погоде”, 1859
Начинающий поэт чудом не погиб, не затерялся в этом городе. Несмотря ни на что, он сумел проложить свой путь в литературе. Спасла юношу не только его одаренность, но и поразительная энергия, выносливость, настойчивость – качества, которые и потом сказались в его трудной работе редактора передового журнала.
1 Студент. Огромная заслуга в формировании Некрасова – поэта принадлежит Белинскому. За год до знакомства с Белинским 19-летний поэт опубликовал первый сборник своих стихотворений – “Мечты и звуки” (1840). Некоторые журналы благожелательно отозвались о них. Но Белинский оценил “Мечты и звуки” иначе: “Знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки...” Некрасов сумел подавить в себе обиду и понять справедливость слов критика. “Это был лучший урок” – вспоминал поэт.
2 Студент. В середине 40-х годов под редакцией Некрасова выходят четыре альманаха, среди которых особенно интересны “Физиология Петербурга” и “Петербургский сборник”. Здесь выступили писатели “натуральной школы” – Белинский, Герцен, Тургенев, Достоевский, Некрасов. Одно из своих стихотворений “В дороге” (1845) Некрасов прочитал Белинскому, у того засверкали глаза, он бросился к поэту, обнял его и воскликнул: “Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?”
1 Студент. Что же поразило Белинского в этом стихотворении? Суровая правда, без всяких прикрас, мастерство в передаче народного взгляда на жизнь.
О народе и для народа писал свои стихи поэт. И не случайно многие из них были положены на музыку и пелись простыми людьми в радости и в горе, в работе и в бою. “Коробейники”, “Меж высоких хлебов затерялося”, “Назови мне такую обитель” – все это любимые русскими людьми песни на стихи Некрасова. Мы поем их много лет, отдавая дань уважения русскому народу и его великому поэту.
Звучит народная песня “Меж высоких хлебов затерялося...”
2 Студент. 1847 – 1866 гг. Некрасов возглавляет журнал “Современник”; журнал был под постоянной угрозой закрытия и держался благодаря мужеству и редакторской мудрости Некрасова. После смерти Белинского в 1848 г., в период “мрачного семилетия” в “Современник” пришел (1848 – 1855) Чернышевский. Некрасов сразу же увидел в молодом безвестном журналисте человека огромного ума и таланта. Чернышевский вместе с Некрасовым стал руководителем журнала. Вскоре присоединился Добролюбов.
1 Студент. В начале 1862 г. правительство запрещает издание “Современника” на 8 месяцев, а в июле 1862 увозят в Петропавловскую крепость Чернышевского. Цензурный комитет неоднократно заявлял о вредном направлении органа революционной демократии, о “соблазнительном действии его на молодое поколение”. Полтора года Некрасов и его соратники были лишены своей трибуны. Но с января 1868 г. поэт приступает к изданию нового журнала “Отечественные записки”, который продолжает традиции “Современника”.
2 Студент. В 1863 г. написана поэма “Мороз, Красный Нос” – о трагической стороне народной жизни. В этом же году Некрасов начинает работу над поэмой “Кому на Руси жить хорошо”, над которой работал до конца жизни, но так и не завершил. В начале 1876 г. Некрасов почувствовал симптомы неизлечимой болезни (рак), операция не помогла и через два года его не стало.
1 Студент. В ясный морозный день 11 января 1878 года многотысячная толпа провожала гроб с телом Некрасова на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Впереди плыли огромные венки с надписями: “Слава печальнику горя народного”, “От русских женщин”, “Бессмертному певцу народной скорби”, “Некрасову– студенты”. Венок с надписью “Борцу за свободу” уничтожила полиция, изъяв его еще накануне. Народ, однако, не разгоняли, и потому впервые в России так гласно и “всем миром” хоронили великого поэта.
Основные этапы жизни и творчества (проецируются на доске, студенты записывают в тетрадь).
IV. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова
Слово преподавателя: Именем Некрасова может быть обозначена целая эпоха в художественном развитии нашей страны. Он отдал свой великий талант, свет своей благородной души служению народу, борьбе за его счастье. Взволнованное слово поэта морем разливалось по всей стране, внушало ненависть к угнетению, веру в свободу человека. Сейчас мы поговорим о лирике поэта, попытаемся выделить ее своеобразие, основные темы.
Сообщение студентов. (Студенты выделяют особенности поэзии, основные темы и записывают в тетрадь.)
3 Студент. Первый народный поэт, он писал о народе и для народа, зная его думы, нужды, заботы и надежды. Связь с народом наполняла особым смыслом жизнь Некрасова и составляла главное содержание его поэзии.
Чтец. “Умру я скоро. Жалкое наследство...”
4 Студент. Сороковые годы становятся для поэта временем перелома, знаменуют поиски новых путей и своего места в литературе.
В эти годы он печатал мало стихотворений, но много работал над ними, пытаясь овладеть складом народной речи, чтобы потом ввести слова, обороты, конструкции простонародного языка в язык поэтический. В середине 40-х годов появляется один из первых его опытов в этом роде – стихотворение “В дороге”, посвященное доле русской крестьянки. С этого стихотворения начался новый период жизни и творчества Н. А. Некрасова: настоящая литературная работа среди людей, духовно близких ему и понимающих его.
3 Студент. Так вошел в стихи Некрасова народ, а сам он заговорил с народом на доступном и привычном для него языке.
Ему казалось, что строгое разграничение “высокой” поэзии и “низкой” прозы, которое бытовало в литературе до него, было искусственным, и он искал синтеза, сочетая несочетаемое – поэтическую речь с языком публицистики и даже газетного очерка и фельетона. А само поэтическое слово становилось у него простым и ясным – без “второсмыслов” – и выражало только свое непосредственное, конкретное значение, как в словаре. Только такое слово и могло нести народу представление о сложных социальных и нравственных проблемах. Но этим простым словом управляло сильное чувство.
4 Студент. Он умел видеть и изображал увиденное с поразительной простотой. Его стихи не исторгали слез, но заставляли содрогнуться от ужаса:
Чтец. “Гробок”
3 Студент. Жизнь в его стихах была печальна и радостна, отвратительна и прекрасна, смешна и возвышенна. Нередко он видел трагическое в обыденном и сам признавался в одном из писем: “Каждая мелочь вырастает в моих глазах до трагедии”1. А в стихах писал: “Мерещится мне всюду драма” (“Ванька”).
4 Студент. Горячо сострадая, поэт не менее остро испытывал чувство протеста. Поэтому так уничтожающе безжалостны сатиры молодого Некрасова. За исключением лирических стихов, каждое его стихотворение обличало буржуазный строй, лживость царской политики, цензуру, отношение к народу. Обличение рождалось из сострадания, но наиболее завершенной и цельной формой его обличений были сатиры:
Чтец. “Современная ода”
Аудиозапись “Нравственный человек”. Приложение 4
3 Студент. Он много думал о назначении поэта, но эти мысли никогда еще не просились у него на бумагу с такой силой, как в день смерти Гоголя. Этот день, 21 февраля 1852 года, стал днем траура для русской литературы, и смерть Гоголя была осмыслена ею как событие историческое.
4 Студент. В этот день Некрасов написал стихотворение “Блажен незлобивый поэт...” – свою первую поэтическую декларацию. На полюсах своей системы ценностей он обозначил внешне противоположные и внутренне враждебные понятия – “спокойного искусства” и “карающей лиры”. Свой же “тернистый путь” – путь “обличителя толпы, ее страстей и заблуждений” Некрасов избрал давно.
3 Студент. Много позднее, в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, он скажет об этом так: “Иди к униженным, иди к обиженным,– там нужен ты”. “Польза” стала целью его поэзии, а любовь-вражда, любовь-ненависть– источниками, питающими ее.
Чтец. “Муза”
4 Студент. Его “кнутом иссеченная Муза” пела совсем другие, не сладкогласные, песни. И порывы этой “печальной спутницы печальных бедняков” были тоже другими.
Муза вошла в его поэзию как-то внезапно и незаметно. Казалось, что для ее появления не было предпосылок. Но, появившись, она сразу же утвердила себя как Муза с большой буквы. Позднее он сам определил ее место в мире: “Сестра народа – и моя!” (“Музе”).
3 Студент. Она не была похожа на классическую богиню. На ее лице то и дело сменялись выражения скорби и боли, унижения и гнева, тоски и ярости, любви и мщения. “Муза мести и печали”, она была неизменной спутницей поэта, н так же, как некогда Вергилий провел Данте по кругам ада небесного, Муза показала Некрасову ад земной:
Чтец. “Муза”
4 Студент. Чувствуя веление времени, поэт перефразирует емкую формулу К.Ф. Рылеева “Я не поэт, а гражданин”. Некрасов делает эту формулу властно-императивной: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.
3 Студент. Герои стихотворений Некрасова огородник и простая девушка, с тоской глядящая вслед промчавшейся тройке, и ямщик, которого женили на крестьянской девушке, забавы ради воспитанной в господском доме, и пьяница, и падшая женщина (“Когда из мрака заблужденья...”). Это крестьяне и интеллигенция, духовенство и дворяне – все сословия тогдашней России.
4 Студент. Он умел писать для простых людей и говорить за них, никогда не фальшивя. Поэт почти не касался в своих стихах “вечных” тем, потому что народ был занят насущным и злободневным. Стихи Некрасова почти всегда сюжетны и нередко остропублицистичны. За частным случаем, вырванным из гущи народной жизни, встает в его стихах и поэмах жизнь крепостной России со всеми страшными и уродливыми ее подробностями.
3 Студент. С первых шагов в литературе поэт начал широко вводить в свои стихи прямую речь; почти всегда это речь людей из народа. Впервые в истории русской поэзии она зазвучала так естественно и органично.
Чтец. (“B деревне”)
4 Студент. Поэт постоянно взывал к самосознанию народа, объясняя, как постыдно терпение. И все же он неустанно искал в народной среде силы, способные к действию, сопротивлению, возмущению. Он верил, что найдет их, – свидетельство тому его поэма “Кому на Руси жить хорошо”.
3 Студент. В выносливости простого человека, в его любви к работе видит Некрасов залог будущего России и мечтает о том дне, когда труд станет для народа радостным. Его “Железная дорога” – реквием труженикам, а “Песня о труде”, простая как заповедь,– гимн человеческой деятельности:
Чтец. “Песня о труде”
4 Студент. Смерть двадцатипятилетнего Добролюбова потрясла Некрасова. Он лишился незаменимого сотрудника и друга, одного из тех немногих, кто, по его меткому слову (сказанному, правда, о другом человеке), “поощрял людей быть честными”. В 1864 году поэт написал стихотворение, посвященное памяти Добролюбова. В созданном им образе были явственно различимы черты борца за народное благо, сурового аскета, подчинившего свою жизнь общему делу. Это был тип “нового человека”; таких людей незадолго до этого показал Чернышевский в своем романе “Что делать?”. Сам он позднее написал в примечании к этому стихотворению: “Я хлопотал не о верности факта, а старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов”.
3 Студент. Эта тема, высокий строй души того, о ком он писал, заставили Некрасова найти для этого стихотворения совсем новую форму, с особой лексикой и интонацией. В стихотворении появился одический пафос, столь несвойственный поэзии Некрасова.
Чтец. “Памяти Добролюбова”
4 Студент. Добролюбов был первым, о ком он писал словно от имени Истории, а она, как он хорошо знал по опыту, таких-то и обрекала на гибель. Но она же впоследствии и возводила их на пьедестал.
3 Студент. Между тем та жизнь, которой поэт жил изо дня в день и в которой так редко встречались герои, предъявляла к нему свои требования, в том числе и творческие, подсказывала темы самые будничные и незаметные, заставляла писать о себе, своем внутреннем мире, о любви к женщине и о русской женщине вообще – о ее характере и беспримерно трудной судьбе.
4 Студент. Его прекрасные стихи о любви были мужественны и полны глубокого чувства. Эти стихи принято называть “панаевским циклом”, потому что почти все они были обращены к Авдотье Яковлевне Панаевой – той женщине, с которой его связали долгие годы любви. У них были общие творческие интересы, и они вместе работали, печатая в “Современнике” совместно написанные романы. Ей посвятил Некрасов такие прекрасные строки:
Чтец. “Прости”
3 Студент. Его стихи были остродраматичны. Впервые в истории русской лирики в них были не только любовь, сожаление, позднее раскаяние, но совершался конфликт. Некрасов словно преодолел замкнутость лирического монолога; в его стихах появилось второе лицо, к которому обращался, с кем спорил, кого умолял, упрекал, перед кем исповедовался его лирический герой.
Чтец. “Мы с тобой бестолковые люди”
4 Студент. Почти одновременно со стихами о любви появились стихи о женской доле. Видимо, это было внутренне связано. В этих стихах тоже были “она” и “он”, только по-другому связанные, тоже разыгрывалась драма, но не просто любовная, а обусловленная всем строем жизни, “социумом”. Здесь были и любовь, и психологическое развитие чувства, и неизбежный крах: “Бедная! Лучше вперед не гляди!” (“Свадьба”).
3 Студент. И еще в этих стихах была судьба женщины, ее биография, которая легко прочитывалась в двух-трех строках: “С детства судьба невзлюбила тебя: Беден и зол был отец твой угрюмый, Замуж пошла ты – другого любя”.
4 Студент. Высокого драматизма полны были и его собственные лирические исповеди. Он не раз исповедовался и каялся в стихах – в.том, что мало сделал, что слово его прозвучало недостаточно громко, каялся в минутах слабости и неуверенности в себе.
3 Студент. Поэт подводил итоги и в “Элегии” 1874 года, но уже несколько по-иному. Его “Элегия” была своеобразной вариацией на темы державинского и пушкинского “Памятников”. Однако в отличие от своих предшественников он говорил не только о том, чем будет “любезен народу”, не только о посмертной славе, но прежде всего о гражданском идеале поэта, о высоком назначении его Музы.
“Элегия” (читает преподаватель)
4 Студент. Для его Поэта не так уж важна посмертная слава, главное для него – сознание исполненного долга и вера в то, что семя, брошенное им на ниву народную, со временем даст всходы.
3 Студент. В 1876–1877 годах, преодолевая боль, Некрасов создавал свои предсмертные стихи – “Последние песни”. Он знал, что умирает, и торопился подвести итоги, высказать то, что сейчас было бесконечно важно для него. Боль и предсмертная тоска давали знать о себе и потому наряду с философскими и лирически-проникновенными стихами в этот цикл ворвались поты отчаяния: “О небо! смерть пошли скорей!”
4 Студент. Вся его жизнь была поглощена трудом, любовью и ненавистью, азартом борьбы, и сейчас, прикованный к постели, выбитый из привычной колеи, он ощущал страх перед внутренним угасанием. Стихи были единственным, что наполняло его теперешнее существование. Поэтому поэт страстно молил свою Музу: “Могучей силой вдохновенья Страданья тела победи, Любви, негодованья, мщенья Зажги огонь в моей груди!”
3 Студент. Его Муза состарилась и умирала вместе с ним, но как и раньше, она была “сестрой народа”. Мысли о народе не покидали его: на краю могилы он продолжает работать над поэмой “Кому на Руси жить хорошо”, создает стихотворение “Сеятелям” – произведения, в которых не было и намека на приближающуюся смерть. Это было написано прежним Некрасовым, трибуном и борцом. В своем стихотворении поэт отвечал на горькие слова Пушкина: “К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич”. Стихотворение Некрасова звучало как завещание: он пламенно, как в былые дни, призывал:
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ...
4 Студент. Поэт и сам всю жизнь был “сеятелем”, но теперь знал, что ему уже не увидеть всходов.
Однако его гражданский темперамент и благородство помыслов, высокое поэтическое мастерство – все это непреходящие ценности, завещанные им потомкам и оставившие глубокий след в творчестве русских и советских поэтов. – Ребята, в чем же своеобразие лирики Н.А.Некрасова
Своеобразие лирики Н.А. Некрасова (проецируется на доске, студенты записывают)
– Это своеобразие некрасовской лирики, конечно
же, обусловлено и ее тематикой, идейностью.
Каковы основные темы лирики поэта?
Основные темы лирики Н.А. Некрасова (проецируются на доске, студенты записывают)
V. Анализ стихотворений (по выбору студентов)
VI. Итог урока
(Выставление оценок.)
Слово преподавателя: Некрасов создал поэзию, выражающую душу народа. Никогда не оставляла поэта вера в то, что будущее за ним.
VII. Домашнее задание
Знать биографию поэта и основные темы лирики
(стр. 205–211).
Выучить 1 стихотворение Н.А. Некрасова.
Знать содержание поэмы “Кому на Руси жить
хорошо”.
Индивидуальное задание. История создания поэмы
“Кому на Руси жить хорошо”.