Мультимедийный урок литературы в 9-м классе "Одноцветная жизнь бедна…" (Роль образных средств языка в создании художественного образа в рассказах А.Чехова)

Разделы: Литература


Используемый УМК: Программа литературного образования. 5-9 классы. Авторы: В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, О.Д.Полонская и другие. - М.: Просвещение, 2003.

Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. В.Г.Маранцман, М.А.Бабурина, М.Г. Дорофеева и др.; Под редакцией В.Г.Маранцмана. - М.: Просвещение, 2003.

Изучение литературы в 9 классе. Методическое пособие для учителя/Автор-составитель/докт. пед наук Н.М.Свирина. - М.: Классик Стиль, 2003.

Цель урока: проследить за созданием художественного образа в рассказах писателя при помощи изобразительно-выразительных средств языка.

Задачи урока:

  • рассмотреть с учащимися одну из сторон художественного мастерства Чехова-рассказчика,
  • развивать мыслительную деятельность и творческие способности учащихся,
  • обогащать лексикон учеников,
  • способствовать развитию умения исследовать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
  • учить сопереживать вместе с автором (вчитываться в текст, проникать в мысли автора),
  • продолжить формировать у учащихся понятие о чувстве собственного достоинства.

Презентация.

ХОД УРОКА

Умею кратко говорить о длинных вещах. (А.П.Чехов)

I. Вступительное слово учителя.

Жанр рассказа - малой формы эпических произведений - Чехов довел до совершенства: при возможно малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России 80-90-х годов века. Сегодня на уроке мы будем говорить с вами об одной из сторон художественного мастерства Чехова-рассказчика. Речь пойдет об изобразительно-выразительных средствах языка или тропах, которыми пользуется автор при создании художественного образа. <Слайд1>

II. Работа с текстом.

1. Вспомним рассказ А.П.Чехова "Хамелеон"

- Кто главный герой рассказа? (Очумелов)

- Есть в рассказе художественный образ, который вы сразу видите? (Нет)

- Давайте обратимся за помощью к образным средствам языка и попробуем вслед за автором вылепить образ Очумелова.

1.1. Задания по группам:

<Слайд2>

1-я группа. Задания:

Найдите в тексте глаголы движения, относящиеся к Очумелову. Какие из них употребляются в прямом, а какие в переносном значении? Для чего, с какой целью? (Идет полицейский надзиратель. Делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Резкое динамичное движение, Очумелов не обращает внимания на людей, грубо и неуважительно расталкивает их. Он представитель власти на этой базарной площади).

<Слайд3>

2-я группа. Задания:

Найдите доказательства в тексте того, что перемена самочувствия Очумелова знаменует очередную перемену в его настроении, поведении? (Покраснел от волнения или побледнел от испуга)

При помощи каких изобразительно-выразительных средств языка это показывает автор? (Метафора / олицетворение)

1.2. Индивидуальные задания: (2 человека)

1-й: Представьте себе, что вы Очумелов. Как вы сыграете эпизод со слов ": ишь ты, господи: соскучились по братце:" и до слов: ":цуцик этакий:". (Подобострастие, страх перед вышестоящими чинами)

2-й: Представьте себе, что вы режиссер. Вам нужно объяснить актеру позу, манеру игры. (Ниже ростом, наклониться, заигрывать с собакой)

1.3. Обсуждение текста по вопросам:

- Получается ли у нас образ Очумелова? Каков он? Постарайтесь одним словом определить поведение героя. (Хамелеон, приспособленец в разных ситуациях, уверенный в своей правоте, хотя она меняется каждую минуту, он власть)

- Какие качества своей души Очумелов проявил по отношению к участникам происшествия?

<Слайд4>

- Само название рассказа - образное средство языка. Какое? (Метафора)

- Какова роль образных средств языка в создании художественного образа в этом произведении? Обратимся еще раз к нашей схеме.

<Слайд1>

(Помогают ярче высветить сущность характера Очумелова, которая заключается в том, что правда и справедливость для него не имеют никакого значения: кто сильнее, тот и прав)

1.4. Вывод: Вспомните последние строки рассказа: "Очумелов, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади". Речь идет о шинели, а кажется, что о драгоценной шубе, создается величественный образ. Очумелов запахивается в шинель, как во что-то незыблемое - признак власти, оболочку, футляр, который выделяет его среди обывателей.

Следующий рассказ А.П.Чехова тоже о человеке в своеобразной оболочке, футляре - Беликове. "Человек в футляре"

<Слайд5>

2.1. Беседа по вопросам:

- А в этом рассказе есть готовый художественный образ? (Да)

- Вспомним образ Беликова и проследим, какие образные средства языка работают здесь?

<Слайд5>

- Название рассказа "Человек в футляре" - метафора. Цель использования ее в рассказе? (Ярче представить характер героя).

- Для чего Чехов использует гиперболы?

2.2. Работа с текстом:

- Найдите описание картины лунной ночи в начале и в конце рассказа "Человек в футляре". Подумайте, какие образные средства языка использует автор для создания этой картины? (:освещала луна. Была уже полночь:)// (тихий сон; уснувшие ивы; на душе становится тихо; укрывшись в тенях; укрывшись от трудов, забот и горя; улица кротка, печальна, прекрасна; звезды смотрят ласково и с умилением)

- Какое настроение вызывает она у вас? А почему ночь, а не день?

- Какой покой изображён здесь? (Непрочный, благополучие кажущееся)

- Какое состояние вносит эта картина в вашу душу? ( Усиливает горечь от того, что человеку трудно живется на этой прекрасной земле)

2.3. Слово учителя.

В рассказах Чехова нет прямой авторской оценки. Он уходит от художественной проповеди. Он верит в могучую силу искусства. Его лаконизм возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя, который о многом должен догадываться сам.

2.4. Подведение итогов.

- Над чем смеется, что обличает автор рассказа? (Робость, трусость, приспособленчество, которые сдерживают протест и служат охраной режиму)

- К чему призывает автор, создав такой художественный образ?

( К общественной активности, к борьбе с "футлярностью", с "беликовщиной")

- Найдите словесный образ, ярко описывающий Беликова и окружающую его среду. Подтвердите текстом. ( Стоячее болото, затягивающее в себя все живое:)

3. Слово учителя.

Человек влияет на среду. Вспомните рассказы А.П.Чехова, в которых среда влияет на человека. ("Крыжовник") Да. Но это лишь переходный этап от Беликова к Ионычу. А вот на образе Дмитрия Ионыча Старцева ярче всего показано, как среда влияет на человека. "Ионыч"

<Слайд7>

Мы привыкли, что пейзаж помогает понять душу героя, его чувства, способствует созданию образа. На это же направлены и образные средства языка. А у А.П.Чехова пейзаж не выделяется, он неприметен, занимает очень скромное место. Видимо, это не случайно.

3.1.Работа с мультимедиа. <Слайд7>

Задание для всего класса: на экране появляется запись, только указывающая или называющая эпизод, а учащиеся зачитывают те места из текста или приводят примеры, в которых доказывается высказанная выше мысль.

3.2.Слово учителя. Цветовая палитра - прекрасный помощник любого художника. Свои, особенные краски и оттенки использует Антон Павлович Чехов. Неправда ли?!

<Слайд8>

III. Вывод.

Пошлость и обывательщина способны убить даже самого умного, культурного человека. Разрушена человеческая личность. Создан художественный образ. Почему такой? Для чего создал его Антон Павлович Чехов? Для того чтобы мы задумались над тем, что так жить нельзя!

IV. Домашнее задание. Подготовьте сочинение-миниатюру на тему: "Писать талантливо, то есть кратко:"

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ.

1. Тексты рассказов А. П.Чехова: "Хамелеон", "Человек в футляре", "Ионыч" (любое издание).

2. Мультимедийное сопровождение.

3. Карточки с индивидуальным заданием.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

1. Литература. 9 кл. Учеб. - хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч./ В.Г.Маранцман, А.В.Белова, М.Г.Дорофеева и др.; Под ред. В.Г.Маранцмана. - М.: Просвещение, 2003.

2. Изучение литературы в 9 классе. Методическое пособие для учителя/Автор - составитель/докт. пед наук Н.М.Свирина. - М.:Классик Стиль, 2003.

3. Литература в школе. Научно-методический журнал. Основан в августе 1914 года. № 7. - М.:ООО "Редакция журнала "Уроки литературы", 2004.

4. Паскевич Н. Я. Уроки мастеров слова: учебное пособие по литературе (7-9 классы). Краснодар: ОИПЦ "Перспективы образования", 2000.

5. Сайт www.library. ru /2/Lit./sectons читателям" Литературные имена. А.П. Чехов.

6. Интернет -.Библиотека Алексея Пономарева www.Library.ru/author/chekhov/index html

7. Сайт Гуманитарного Фонда "Чеховский центр" www.antonchekhov.ru

8. Сайт Обучение школьников изобразительно-выразительным средствам при изучении грамматики.

9. http://kupinos.narod.ru/APO4.html (муниципальное образовательное учреждение - планирование и проведение уроков).

Презентация.