Цели урока:
Образовательная
- познакомить с историей возникновения русского акмеизма;
- отметить тематическое богатство лирики поэтов-акмеистов;
Развивающая
- развивать навыки анализа поэтического произведения;
Воспитательная
- прививать чувство прекрасного;
- воспитывать эмоционально-чувственное отношение к художественным произведениям.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1
2. Постановка проблемы Слайд 2
3. Объяснение нового материала
3.1 "Для акмеистов сознательный смысл слова: Такая же прекрасная форма, как музыка для символистов: Любите существовавшие вещи и свое бытие больше самих себя - вот высшая заповедь акмеизма: Средневековье дорого нам потому, что оно никогда не смешивало различных планов и к потустороннему относилось с огромной сдержанностью." О. Мандельштам. "Утро акмеизма" Слайд 3
"На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем -то было в символизме... В кругах, близких к акмеизму чаще всего произносят имена Шекспира, Рабле, Виллона и Готье. Каждое из этих имен - краеугольный камень для здания акмеизма. Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле - его тело и радость, мудрую физиологичность. Виллон поведал нам о жизни, нимало не сомневающийся в самой себе, хотя знающей все: и бога, и порок, и смерть и бессмертие; Готье для этой жизни нашёл в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента - вот та мечта, которая объединяет люде, называвших себя акмеистами. И. Гумилёв "Наследие символизма и акмеизма" 1913г. Слайд 4
Слово учителя:
Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже 19 и 20 веков, вместе с тем в поэзии модернизма есть предчувствие грядущей катастрофы. Этот период назвали Русским Ренесансом. Искусство Серебряного века стало философией, универсальным взглядом на мир. Никогда прежде слово не было так тесно связано с музыкой и живописью.
Акмеизм вырос из символизма. В 1909 г. молодые поэты, которые посещали собрания символистов у петербургского поэта В. Иванова, создали "Поэтическую академию", где изучали теории стихосложения. В 1911 г. слушатели академии основали новое объединение "Цех поэтов", название которого указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной деятельности. Руководители "цеха" стали Н. Гумилев и С. Городецкий. Осенью 1912 г. на заседании "цеха" было принято решение создать новое поэтическое течение- акмеизм (от греч. "акмэ"- высшая степень чего- либо). В названии подчеркивалось стремление к вершинам искусства. К акмеистам относятся Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городицкий, О. Мандельшам, М. Зенкевич, В. Нарбут. Слайд 5
Акмеизм, по мысли Гумилева, это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.
Акмеизм утверждает земной мир в его зримой конкретности, звучности, красочности.
"Тоской по мировой культуре" назвал акмеизм Мандельштам.
Утверждая самоценность предметного, зримого мира, акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Чувства не раскрываются непосредственно, оно передается психологически значимым жестом, перечислением вещей.
Именно Н. Гумилев, основатель акмеизма, восстал против символистской мистики, расплывчатости, туманности.
Обратимся к манифесту О. Мандельштама "Утро акмеизма". Какое значение акмеисты придавали слову?
Вывод: Поэт требовал от поэзии конкретности, материальности.
3.2 Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.
3.3 Стихотворение Мандельштама "Медлительнее снежный улей:" Слайд 6
Вопросы для обсуждения
- Назвать цветовые прилагательные в этом стихотворении. (Прозрачный, бирюзовая, ледяная, синеглазых)
- Имеют ли они двойственное значение, символизируют что- либо (нет)
- С помощью каких образов в стихотворении показано столкновение вечного и сиюминутного?
- Подтвердить примерами (вечности мороз- трепетание стрекоз)
3.4. Выразительное чтение стихотворения "На бледно-голубой эмали:" Слайд 7
Вопросы для обсуждения
- Появляется ли в этом стихотворении принцип акмеистов - ясность, конкретность, четкость? Доказать примерами.
- Можно ли назвать поэта "моментальным фотографом"? Доказать примерами.
3.5 Демонстрация репродукций И. Грабаря "Февральская лазурь" и Э. Дэга "Голубые танцовщицы". Слайд 8
Вопросы для обсуждения
- На какую из них "ложатся" строки Мандельштама из этого стихотворения? Почему?
- Картины таитянского периода П. Гогена. Слайд 9,10
Слово учителя: Посмотрите, как смешались краски (сочные, без полутонов). Необычная природа для человека, живущего в средней полосе. Гоген, покинув цивилизацию, уехал на Таити, его манили неведомые, экзотические страны. Это было характерно для рубежа веков - уставшие от цивилизации люди стремились к "первобытной земле" Такая же экзотика манила и русского поэта Н. Гумилева. Его влекла к себе Африка. Уже в его первых сборниках ("Путь конквистадоров", 1905 г. "Романтические цветы", 1908; "Жемчуга", 1910) видны черты поэтического мира Гумилева: подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам. Слайд 11
В своем художественном. воображении поэт свободно перемещался в пространстве и во времени: античный мир, рыцарская эпоха ,"время великих географический открытий, Китай, Индия, Африка .
3.6 Выразительное чтение стихотворения Н.Гумилева "Жираф" подготовленным учеником.
Стихотворение "Жираф" 1907 г. Слайд 12
Поэт подробно многоцветно отыскивает красоты далекой Африки. Это рассказ человека, который действительно наблюдал необыкновенные, для привыкшего русским пейзажам, картины. Но вспоминая об "изысканном жирафе" герой преображает и без того прекрасную реальность.
3.6.1 Первичное закрепление материала
Выписать сравнения, красочные эпитеты. (Изысканный жираф, грациозная стройность, волшебный узор, подобен цветным парусам корабля; бег плавен, как радостный птичий полет, таинственные страны, черные девы, тяжелый туман, немыслимые травы)
Какие строки напрямую перекликаются с картинами Гогена?
Найти черты акмеистического почерка. (Точное изображение. Имеющийся подтекст внутренний, а не внешний, как у символистов).
Сказочным описанием лирический герой хочет отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России, но веселые сказки таинственных стран только усугубляют одиночество и отчужденность героев.
Последние строки звучат почти безнадежно.
Ты плачешь? Послушай: далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф.
3.7 Стихотворение "Озеро Чад". Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. Слайд 13
3.7.1 Мини-исследование
План исследования. Работа по группам.
- Какие образы рождаются при чтении этого стихотворения?
- С помощью каких художественных средств они создаются? (сравнения, эпитеты, метафоры)
- Выделить "экзотические" сравнения.
3.7.2 Защита мини - проекта
3.8 Продолжение лекции о Н.Гумилёве
Слайд 14
Творчество поэта привлекает новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованностью мыслей; личность - мужеством и силой духа.
Гумилёв считал, что право называться поэтом принадлежит тому, кто не только в стихах, но и в жизни старается быть лучше, идущим впереди остальных. Быть поэтом, по его понятиям, достоин только тот, кто, яснее других сознавая человеческие слабости, эгоизм, страх смерти, личным примером, в главном и в мелочах, силой воли преодолевает "ветхого Адама". И, от природы робкий, застенчивый, болезненный человек, Гумилев стал охотником на львов, уланом, добровольно пошедшим воевать, заслуживший два Георгиевских креста за храбрость. То же, что собственной жизнью, он проделал и с поэзией. Мечтательный, грустный лирик, он стремился вернуть поэзии ее прежнее значение: выбирал сложные формы, "грозовые" слова, брался за трудные эпические темы. Девизом Гумилева были слова: "всегда линия наибольшего сопротивления". Это мировоззрение делало его в современном ему литературном кругу одиноким, хотя и окруженным поклонниками и подражателями. Незадолго до смерти Гумилев сказал: ":я сегодня смотрел, как кладут печку, и завидовал - угадай кому? - кирпичикам. Так плотно их кладут, так тесно, и еще замазывают каждую щелку. Кирпич к кирпичу, друг к другу, все вместе, один за всех, все за одного. Самое тяжелое в жизни - одиночество. А я так одинок:"
3.9 Воспроизведение записи стихотворения А.Ахматовой.
Слайд 15
3.9.1 Рассматривание репродукций, прослеживание общих черт в творчестве художников и поэтессы.
Репродукции картин: В. Борисов - Мусатов "Осенний мотив", "Пробуждение", "Водоем" , пейзажи К.Коровина; К. Сомов "Дама в голубом", В.Поленов "Бабушкин сад", "Заросший пруд". Слайд 16
Выразительное чтение стихотворения А.А.Ахматовой подготовленным учеником.
3.9.2 Стихотворение "Я научился просто, мудро жить:".
Слайд 16
Вопросы для обсуждения
- Какая из картин наиболее созвучна со строками этого стихотворения?
Стихотворение "Я не знаю, ты жив или умер:". Чтение заранее подготовленным учеником.
Вопросы для обсуждения
- Вызывает ли это стихотворение Ахматовой настроение, подобное настроению какой-либо из этих картин?
- Что объединяет их помимо внешней формы, системы образов?
- Почему мы привлекаем такие картины, а не полотна Гогена, например?
Продолжение лекции.
Течение акмеизма объединило яркие индивидуальности. Сегодня мы коснулись только трех имен. Их ранняя лирика имела черты выбранного ими направления, но правила и ограничения невозможны для настоящих поэтов, поэтому сегодня мы сравнивали тончайшие чувства стихотворных строк с живописной манерой. Акмеизм ориентирован на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Так у Бенуа на картине "Прогулка короля" (1906 г) изображено шествие по дорожкам версальского парка мимо бассейна. Живые, движущиеся люди кажутся здесь менее подвижными, чем бронзовые путти фонтана, которые протягивают руки к идущим, как будто приглашая их остановится и принять участие в своей игре. Слайд 18
Ясность, простота, конкретность стихотворных образов в творчестве Гумилева, Ахматовой и Мандельштама получили разнообразные и очень индивидуальные проявления. И сегодня деятели литературы и искусства обращаются к их творчеству.
Подведение итогов урока.
Завершение урока: видеоролик с песней на слова Н.Гумилёва в исполнении А. Домогарова.
Список использованной литературы:
- Гаричева Е. Обзорный урок по поэзии серебряного века. "Литература в школе", 2002, №3
- Изучение поэзии "Серебряного века" в школе, Самара, 1993
- Серебряный век русской поэзии, М., "Просвещение", 1993
- Поэзия серебряного века в школе. М., 2007