«Мы – братья, дети мы одной страны, Солдаты родины, ее сыны». Урок по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Разделы: Литература


Цель: воспитание чувства патриотизма, интернационализма и гуманизма у учащихся.

Оборудование: рисунки учащихся к произведению, презентация “Мир отстояли – мир сохраним”, пословицы разных народов о мире.

Я хочу, чтобы детей
Были взрослые достойны,
Став дружнее, став умнее,
Не вели друг с другом войны.
Р.Гамзатов

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

“Мы братья, дети мы одной страны,
солдаты родины, ее сыны”.

Так могли сказать во время войны представители разных национальностей и народностей страны, которые сражались и погибали у стен Сталинграда, под Москвой и Ленинградом, в предгорьях Кавказа, на полях Украины, Белоруссии и Прибалтики. Когда под градом вражеских пуль солдат тащил по земле на шинели своего тяжело раненного товарища, он не спрашивал какой тот национальности. Когда русская девушка-санитарка, рискуя жизнью, перевязывала солдата и говорила: “Потерпи, милый”, - она не спрашивала, откуда тот родом. Когда хоронили павших солдат вместе, оставшиеся в живых, не спрашивали, какой тот национальности, а могила получила название “Братская”. Так было на войне?

А что происходило в тылу?

В тылу тысячи и миллионы людей делали все ради победы: сутками стояли у станков, пахали и сеяли, голодали, умирали от адской работы. Особенно тяжело приходилось детям. Они были предоставлены сами себе. Им надо было как-то выжить, поэтому они воровали, делали подкопы...

Вот как об этом говорит в своем интервью А.Приставкин.

II. В гостях у писателя. (2 ученика исполняют роли: писателя и корреспондента.)

Дьяков. Насколько я вас понял, если посмотреть на вашу юность через шары, которыми ограничен взгляд многих на юность сегодняшнюю, то представление о Вашем поколении извратиться?

А. Приставкин. А наше поколение исчезло, исчезает... Как побитое войной поколение рожденных в 1923-1932 годах, которые первыми ушли на фронт, так и те, кто пережил войну в тылу. Мы тоже носим раны, нанесенные войной. Вот почему мне так трудно найти ровесников по беспризорщине.

Дьяков. Признаюсь, несколько неожиданно.

А. Приставкин. А вы представьте. Ведь беспризорщина в послевоенные годы и в военные не была таким локальным явлением, как сейчас, хотя, как известно, у нас сейчас детдомов много и они переполнены. Но то была, если можно так назвать, всесоюзная беспризорщина. На фронте были миллионы людей, репрессированных были миллионы, сколько же оказалось миллионов выброшенных на улицу детей? а еще адова работа женщин в тылу. Моя мама, например, работала у станка по 12 часов, она умерла от туберкулеза. Значит, даже по логике арифметической судить, дети где-то сосредотачивались. Знали бы вы, скольких детей “врагов народа” пришлось мне перевидать, тогда, правда, ни я, ни они не догадывались, чьи они дети и почему папа им не пишет, а мама не приезжает...

Дьяков. Почему вас выселяли на Кавказ? Почему не в Подмосковье, поближе к родным местам?

А. Приставкин. По одному Подмосковью насчитывалось двести или около того детдомов. Это двести банд. Они сражались детдом – на детдом, завоевывали рынки, как ареалы обитания. И сражения бывали нешуточные. Был ведь не только лагерный фольклор. Нами управляли бывшие лагерные “паханы”. В драках за банку тушенки, за “территорию”, за “просто так”, за “ради бога” мощно вырастали группы преступников – так казалось, и так во многом и было.

Дьяков. Теоретически-то понимаешь, но в полной мере все-таки представить не можешь, честно...

А. Приставкин. Вы знаете, что у меня от детдома осталось? Больше ничего не осталось, она – единственная. Знаете, что? Финка для детской руки. Не игрушечная – ею можно было убивать. Ее ведь специально выточили для руки десятилетнего пацана. Оружие сохраняют, вот и, наверное, я поэтому сохранил...

III. Беседа.

Ребята, как вы думаете, всем жилось так тяжело?

Нет, были и мародеры, которые наживались на чужой беде, на горе людском. Ведь не зря появилась в те времена пословица “Кому война – кому мать родна”. В повести “Ночевала тучка золотая” Анатолий Приставкин говорит о директоре Томилинского детского дома, который всю свою родню и несколько собак на детских пайках. Писатель называет настоящую фамилию директора.

Почему писатель в своем творчестве обратился к теме военного детства?

Сам Анатолий Приставкин был детдомовцем и прошел все круги ада, которые описывает в своей повести. Когда началась война писателю было всего 10 лет. Он родился в Подмосковном городке Люберцы. Рано осиротел, прошел детдом, колонию, беспризорщину, ремесленное училище. Поэтому он в повести часто переходит к исповедальному “мы”. Они несут в повести особое напряжение, сообщают рассказываемому силу документа, жизненного свидетельства. Детство героев повести – это детство автора, его тяжелый опыт, его пережитое.

Итак, обратимся к первым страницам повести. (Рассказ учащегося.)

Историческая справка.

В 29-м томе Большой Советской Энциклопедии написано: “В 1944 году Чечено-Ингушская АССР была упразднена; Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957года национальная автономия чеченского и ингушского народов была восстановлена.

Всего две даты. А что было между двумя этими загадочными датами?

Горе, смерть, взрывы. Вырывали из обычной жизни, с родных мест целые народы. Чечены, крымские татары, калмыки, немцы Поволжья. Кто-то сотрудничал с гитлеровцами, а наказание всем, всему народу. Шли эшелоны с одного края земли на другой. И гремели взрывы. Здесь история преподносит нам один из самых своих жестоких уроков. Не все, что кажется противным здравому смыслу, совести, нормальным человеческим представлениям и понятиям, невозможно.

  • Как встречает колонистов обещанный рай? (Ответы учащихся.)

(Один учащийся зачитывает отрывок из текста.)

  • Дети понимали, что происходит вокруг? А взрослые?
  • Как живется Кузменышам на Кавказе?
  • Как называет писатель дорогу в горы?

Зачитывается отрывок.

Ребята, что вы испытывали, читая эту сцену?

Давайте прислушаемся к тому, что говорит оставшийся в одиночестве герой повести, провожая брата в последний путь. К кому обращен этот вопрос?

  • Кто занимает место растерзанного Сашки рядом с его братом?
  • Что хочет сказать писатель таким завершением своей повести?

(Инсценировка эпизода: два мальчика дают друг другу клятву.)

  • Что вы можете сказать об этой сцене?
  • Против чего и кого направлена повесть Анатолия Приставкина?

Против этого затянувшегося ослепления, против нравственной глухоты и направлена повесть Анатолия Приставкина. Это повесть – воспоминание. Повесть – предупреждение.

Взаимоотношения между разными народами волновали не только А. Приставкина, но и других писателей и поэтов. Одним из них является дагестанский поэт Расул Гамзатов. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Я хочу прочитать еще раз строки Р. Гамзатова.

Мне все народы очень нравятся,
И трижды будет проклят тот,
Кто вздумает и кто пытается
Чернить какой-нибудь народ.
Ф.Лаубе:

Мы хотим жить без страха
За любовь и за детство
За мечты и за шелест берез...
Мы хотим, чтоб на свете
Всех народов соседство
Было добрым, без войн и угроз.

Максим Танк:  Мое пожелание всем народам будет старым-престарым: хочу мира. Без мира наши заботы и наши надежды – ничто. Как парус – ничто без ветра. Пусть в наши паруса дует солнечный ветер мира и несет нас в прекрасное будущее.

Ребята, а как вы относитесь к людям другой национальности? (Ответы учащихся.)

Прислушались ли вышестоящие органы к голосу разума?

Нет. 23 ноября 1993 года российские воска вошли в Чечню. Началась российско-чеченская война. Страшная, жестокая, где погибли тысячи детей, женщин, стариков. Все это показал в своем фильме “Чистилище” Александр Невзоров.

Вы все посмотрели этот фильм?

  • Какие эпизоды показались вам самыми страшными, от которых стынет кровь?
  • Почему свой фильм Александр Невзоров назвал “Чистилище”?
  • А что происходит сегодня?
  • Что сегодня должен сделать каждый из нас, чтобы мы все жили в мире и согласии? (Ответы учащихся.)

Обращение к пословицам разных народов о мире, к картинам художников.

Как видите, ребята, нет народа, который не хотел бы мира. Наша с вами задача: сохранить мир, не сеять вражды между людьми разных национальностей, относиться с уважением друг к другу, ведь только в нашей школе учатся дети более 14 национальностей.