Мультимедийный проект по литературе: "Образ Вечной Женственности в поэтическом мире А.Блока"

Разделы: Литература


Цель проекта:

•Постижение многогранного и многоцветного поэтического мира стихотворений А. Блока;

•Создание речевого художественного видеообраза стихотворений.

•Овладение приемами обработки информации.

•Совершенствование навыков компьютерного дизайна.

Задачи:

•Привлечь к творчеству поэта максимальное внимание учащихся;

•Войти в мир высокой поэзии А. Блока, освоится в нем, испытать радость открытия, приблизиться к его постижению;

•Произвести углубленный анализ стихотворений А. Блока, позволяющий войти в мир настроений и образов;

•Дать почувствовать красоту звучащего слова, его значимость;

•Придать объемное звучание лирическому произведению: научить воспринимать художественный текст не как набор топографических знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир, постичь который можно не только аналитически, но и сенсорно;

•Совместить аналитическое прочтение стихотворения с эмпатией и рефлексией;

•Формировать культуру человеческих взаимоотношений (подросток отвращается от грязи и пошлости, активно предлагаемой телевидением и улицей).

 Этапы работы над созданием проекта по
творчеству А. Блока.

1 этап.

1) Создание проблемной ситуации: создать видеообраз стихотворения, позволяющий наглядно увидеть героев, мир, в котором они живут, дать им возможность “заговорить”, воспроизвести музыку их взаимоотношений.

2) Название проекта: “Образ Вечной Женственности в поэтическом мире А. Блока”.

3) Цель проекта:

  • Постижение многогранного и многоцветного поэтического мира стихотворений А. Блока;
  • Создание речевого художественного видеообраза стихотворений.

4) Задачи:

  • Привлечь к творчеству поэта максимальное внимание учащихся;
  • Войти в мир высокой поэзии А. Блока, освоится в нем, испытать радость открытия, приблизиться к его постижению;
  • Произвести углубленный анализ стихотворений А. Блока, позволяющий войти в мир настроений и образов;
  • Дать почувствовать красоту звучащего слова, его значимость;
  • Придать объемное звучание лирическому произведению: научить воспринимать художественный текст не как набор топографических знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир, постичь который можно не только аналитически, но и сенсорно;
  • Совместить аналитическое прочтение стихотворения с эмпатией и рефлексией;
  • Формировать культуру человеческих взаимоотношений (подросток отвращается от грязи и пошлости, активно предлагаемой телевидением и улицей).

5) Материал для проекта: стихотворения, относящиеся к разным периодам творчества Блока, выстроенные в сюжетной последовательности:

“Мы встречались с тобой на закате…”

“ Я, отрок, зажигаю свечи…”

“ Она стройна и высока…”

“ Вхожу я в темные храмы…”

“ Девушка пела в церковном хоре…”

“ Незнакомка”

6) Введение в проект героев: Он и Она. Вместе с ними мы проходим через всю их жизнь.

7) Формирование групп:

а) художники,
б) чтецы и музыкальные редакторы,
в) аниматоры.

8) Мотивация участников проекта (поддержка инициатив, согласование деятельности, создание психологически комфортной ситуации, выявление потребности в изменении и создании проекта).

2 этап.

Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. (Советский энциклопедический словарь – М. , 1979,– с.107)

Проектирование – рефлексивный тип деятельности по созданию проекта; концептуальный замысел и практическое воплощение того, что должно быть.

  1. Проблемно – ориентированный анализ стихотворений в группах.
  2. Согласование позиций и действий участвующих в проектировании субъектов.
  3. Кооперация участников и видов деятельности.
  4. Ежедневная рефлексия в группе:
    а) соотношение целей и результата (что именно удалось усвоить, что сделать);
  5. б) оценка меры продвижения группы;
    в) предложения по совершенствованию работы на следующий день.

  6. Завершение проекта
    а) соотнесение целей и планируемых результатов с полученными;
    б) оформление проекта;
    в) подготовка презентации.

3 этап.

Презентация (представление проекта). Форма презентации свободная)

Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные.

План защиты (представления) проекта.

  1. Проблемы, задачи.
  2. Цель работы над проектом.
  3. Подготовленность для работы над проектом.
  4. Тема проекта
  5. Цели и задачи проекта.
  6. Структура проекта (составные части).
  7. Краткое содержание проекта.

4 этап.

Экспертиза созданного проекта. Обсуждение проекта на школьном МО учителей русского языка и литературы.

Задания для групп.

1 группа – художники.

Цель: творческое переосмысление авторских образов.

Задачи:

  • сделать построчные иллюстрации поэтического текста, чтобы фон рисунков представлял собой цветовое воплощение мелодики и настроения стихотворения;
  • создавая видеообраз, можно (но не обязательно) придерживаться принципа абсолютной достоверности и реалистичности;
  • каждый рисунок должен стать синтетическим выражением авторской мысли;
  • рисунки желательно представлять не как иллюстрации, а как рисунки ассоциативные.

Этапы работы.

1. Теоретическая подготовка. Обработка сведений из теории литературы.

    • Е.И. Богомолова. “О некоторых особенностях поэтического стиля А. Блока”. Пособие для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. “Высшая школа”, М., 1989 –с.330.
    • С.И. Львова. “Слова – символы в поэтическом тексте”. “Звукопись”. “Интонация, как ритмико – мелодическая сторона звучащей речи”. Уроки словесности 5-9 классы. Издательский дом “Дрофа”, М., 1997-с.313-317, с.94-96, с.159-180.

2. Создание фона и цвета.

    • Выстраивание ассоциативных рядов, так или иначе связанных с цветом или звуком.
    • Активное использование терминов: аллитерация, ассонанс.
    • Установление звуко – цветовых соотношений, например: “а”– светлый, широкий

“э” – теплый, узкий
“и”– холодный
“у” – мрачный, протяжный
“о”– темный, бесконечный
“ы” – краткий, резкий

    • Ассоциативное значение цвета: желтый – теплый, устремленный к человеку, но беспокоящийся;

Синий – холодный, он зовет в бесконечное, это цвет неба и т. д.

(/ Лит-ра в школе-№1– 2005– с.32; Н.Н. Рогалевич. Словарь символов и знаков. Харвест, Минск, 2004-с.462-465).

3.  Создание образа.

1) Индивидуальная работа по построчному семантическому анализу стихотворения.

2) Анализ художественных тропов:

а) почему автор использует тот или иной эпитет;
б) какое значение имеет авторская метафора;
в) для чего использовано сравнение;
г) какие другие тропы использованы в стихотворении: метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола и др.;
д) выясните лексическое значение непонятных слов.

3) Анализ стилистических фигур:

а) инверсия;
б) повторы;
в) анафора;
г) разрыв строки;
д) анализ использованных знаков препинания.

4) На материале стихотворения обозначьте многоплановость, многоликость лирических героев.

5) Каков внутренний мир героя: о чем думает, к чему стремится, каковы его поступки.

6) Ощутите, из какого материала сделано стихотворение (семантика слов, оттенок значения)

7) Создайте бумажный черновой эскиз будущего видеообраза стихотворения.

Задания для 2 группы– чтецов и музыкальных редакторов.

Задачи:

а) найти нужную интонацию для прочтения стихотворения;
б) выбрать темп, скорость, громкость прочтения;
в) показать внутреннее состояние, эволюцию образа, дать героям возможность обрести реальный голос;
г) создать речевой художественный образ (звукообраз);

Этапы работы:

1. Теоретическая подготовка: звукопись, темп, ритм, мелодика, интонация стихотворения, пауза (логическая, психологическая), логическое ударение, парцелляция.

2. Проанализировать уровни стихотворения:

– звуковой (какое звучание стихотворению придает звукопись: контрастное, плавное, тревожное, торжественное, спокойное, молитвенное и т. д.);
– ритмический (ритм: чередование и безударных слогов; рифма: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая; парная, кольцевая, перекрестная. Какое настроение создает ритм, каким единым тоном окрашивает стихотворение, как подчеркивает характеры героев);
– семантический (выявление лексического значения непонятных слов, какую смысловую нагрузку они придают тексту).

3. Как построено стихотворение:

  • сколько в стихотворении строф или частей, каковы они по форме, как связаны между собой;
  • как звучит начало и конец стихотворения;
  • какая картина нарисована и с помощью каких художественных средств, краски какого цвета доминируют;
  • как движется поэтическая мысль (с помощью лирического сюжета, смены картин, интонация и т. д.);
  • какие мотивы присутствуют в стихотворении и в каких образах воплощаются (мотив ожидания, встречи, молитвы, свидания и т. д.).

4. Обоснование выбранного прочтения стихотворения:

- как должно звучать стихотворение;
- какими оттенками чувства должно быть наполнено (решимость, безрассудство, верность, любование, боль, страх и т. д.);
- какова сила чувства лирического героя;
– на какие слова должен падать смысловой акцент.

5. Подобрать музыкальный фон, помогающий понять смысл стихотворения.

Задания для 3 группы – аниматоров.

Задачи:

  • поиск необходимой информации в библиотеке и Internet;
  • фотомонтаж иллюстраций;
  • создание презентации средствами Microsoft PowerPoint

Этапы работы:

  • качественный отбор иллюстративного материала;
  • сканирование изображений, текстов;
  • обработка рисунков в программах Photoshop и Corel Draw;
  • создание фонового оформления;
  • оформление слайдов презентации;
  • запись и обработка звукообразов;
  • настройка показа презентации проекта;
  • показ и оценка презентации группами;
  • внесение корректив в работу;
  • показ презентации проекта МО учителей русского языка и литературы школы.

Приложение 1

Приложение 2

Проект А.Блок

Если у вас есть желание ознакомиться с презентацией к данной статье, просьба обращаться к автору