Цель проекта:
•Постижение многогранного и многоцветного поэтического мира стихотворений А. Блока;
•Создание речевого художественного видеообраза стихотворений.
•Овладение приемами обработки информации.
•Совершенствование навыков компьютерного дизайна.
Задачи:
•Привлечь к творчеству поэта максимальное внимание учащихся;
•Войти в мир высокой поэзии А. Блока, освоится в нем, испытать радость открытия, приблизиться к его постижению;
•Произвести углубленный анализ стихотворений А. Блока, позволяющий войти в мир настроений и образов;
•Дать почувствовать красоту звучащего слова, его значимость;
•Придать объемное звучание лирическому произведению: научить воспринимать художественный текст не как набор топографических знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир, постичь который можно не только аналитически, но и сенсорно;
•Совместить аналитическое прочтение стихотворения с эмпатией и рефлексией;
•Формировать культуру человеческих взаимоотношений (подросток отвращается от грязи и пошлости, активно предлагаемой телевидением и улицей).
Этапы работы над созданием
проекта по
творчеству А. Блока.
1 этап.
1) Создание проблемной ситуации: создать видеообраз стихотворения, позволяющий наглядно увидеть героев, мир, в котором они живут, дать им возможность “заговорить”, воспроизвести музыку их взаимоотношений.
2) Название проекта: “Образ Вечной Женственности в поэтическом мире А. Блока”.
3) Цель проекта:
- Постижение многогранного и многоцветного поэтического мира стихотворений А. Блока;
- Создание речевого художественного видеообраза стихотворений.
4) Задачи:
- Привлечь к творчеству поэта максимальное внимание учащихся;
- Войти в мир высокой поэзии А. Блока, освоится в нем, испытать радость открытия, приблизиться к его постижению;
- Произвести углубленный анализ стихотворений А. Блока, позволяющий войти в мир настроений и образов;
- Дать почувствовать красоту звучащего слова, его значимость;
- Придать объемное звучание лирическому произведению: научить воспринимать художественный текст не как набор топографических знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир, постичь который можно не только аналитически, но и сенсорно;
- Совместить аналитическое прочтение стихотворения с эмпатией и рефлексией;
- Формировать культуру человеческих взаимоотношений (подросток отвращается от грязи и пошлости, активно предлагаемой телевидением и улицей).
5) Материал для проекта: стихотворения, относящиеся к разным периодам творчества Блока, выстроенные в сюжетной последовательности:
“Мы встречались с тобой на закате…”
“ Я, отрок, зажигаю свечи…”
“ Она стройна и высока…”
“ Вхожу я в темные храмы…”
“ Девушка пела в церковном хоре…”
“ Незнакомка”
6) Введение в проект героев: Он и Она. Вместе с ними мы проходим через всю их жизнь.
7) Формирование групп:
а) художники,
б) чтецы и музыкальные редакторы,
в) аниматоры.
8) Мотивация участников проекта (поддержка инициатив, согласование деятельности, создание психологически комфортной ситуации, выявление потребности в изменении и создании проекта).
2 этап.
Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. (Советский энциклопедический словарь – М. , 1979,– с.107)
Проектирование – рефлексивный тип деятельности по созданию проекта; концептуальный замысел и практическое воплощение того, что должно быть.
- Проблемно – ориентированный анализ стихотворений в группах.
- Согласование позиций и действий участвующих в проектировании субъектов.
- Кооперация участников и видов деятельности.
- Ежедневная рефлексия в группе:
а) соотношение целей и результата (что именно удалось усвоить, что сделать); - Завершение проекта
а) соотнесение целей и планируемых результатов с полученными;
б) оформление проекта;
в) подготовка презентации.
б) оценка меры продвижения группы;
в) предложения по совершенствованию работы на
следующий день.
3 этап.
Презентация (представление проекта). Форма презентации свободная)
Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные.
План защиты (представления) проекта.
- Проблемы, задачи.
- Цель работы над проектом.
- Подготовленность для работы над проектом.
- Тема проекта
- Цели и задачи проекта.
- Структура проекта (составные части).
- Краткое содержание проекта.
4 этап.
Экспертиза созданного проекта. Обсуждение проекта на школьном МО учителей русского языка и литературы.
Задания для групп.
1 группа – художники.
Цель: творческое переосмысление авторских образов.
Задачи:
- сделать построчные иллюстрации поэтического текста, чтобы фон рисунков представлял собой цветовое воплощение мелодики и настроения стихотворения;
- создавая видеообраз, можно (но не обязательно) придерживаться принципа абсолютной достоверности и реалистичности;
- каждый рисунок должен стать синтетическим выражением авторской мысли;
- рисунки желательно представлять не как иллюстрации, а как рисунки ассоциативные.
Этапы работы.
1. Теоретическая подготовка. Обработка сведений из теории литературы.
- Е.И. Богомолова. “О некоторых особенностях поэтического стиля А. Блока”. Пособие для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. “Высшая школа”, М., 1989 –с.330.
- С.И. Львова. “Слова – символы в поэтическом тексте”. “Звукопись”. “Интонация, как ритмико – мелодическая сторона звучащей речи”. Уроки словесности 5-9 классы. Издательский дом “Дрофа”, М., 1997-с.313-317, с.94-96, с.159-180.
2. Создание фона и цвета.
- Выстраивание ассоциативных рядов, так или иначе связанных с цветом или звуком.
- Активное использование терминов: аллитерация, ассонанс.
- Установление звуко – цветовых соотношений, например: “а”– светлый, широкий
“э” – теплый, узкий
“и”– холодный
“у” – мрачный, протяжный
“о”– темный, бесконечный
“ы” – краткий, резкий
- Ассоциативное значение цвета: желтый – теплый, устремленный к человеку, но беспокоящийся;
Синий – холодный, он зовет в бесконечное, это цвет неба и т. д.
(/ Лит-ра в школе-№1– 2005– с.32; Н.Н. Рогалевич. Словарь символов и знаков. Харвест, Минск, 2004-с.462-465).
3. Создание образа.
1) Индивидуальная работа по построчному семантическому анализу стихотворения.
2) Анализ художественных тропов:
а) почему автор использует тот или иной эпитет;
б) какое значение имеет авторская метафора;
в) для чего использовано сравнение;
г) какие другие тропы использованы в
стихотворении: метонимия, синекдоха, перифраз,
гипербола и др.;
д) выясните лексическое значение непонятных
слов.
3) Анализ стилистических фигур:
а) инверсия;
б) повторы;
в) анафора;
г) разрыв строки;
д) анализ использованных знаков препинания.
4) На материале стихотворения обозначьте многоплановость, многоликость лирических героев.
5) Каков внутренний мир героя: о чем думает, к чему стремится, каковы его поступки.
6) Ощутите, из какого материала сделано стихотворение (семантика слов, оттенок значения)
7) Создайте бумажный черновой эскиз будущего видеообраза стихотворения.
Задания для 2 группы– чтецов и музыкальных редакторов.
Задачи:
а) найти нужную интонацию для прочтения
стихотворения;
б) выбрать темп, скорость, громкость
прочтения;
в) показать внутреннее состояние, эволюцию
образа, дать героям возможность обрести реальный
голос;
г) создать речевой художественный образ
(звукообраз);
Этапы работы:
1. Теоретическая подготовка: звукопись, темп, ритм, мелодика, интонация стихотворения, пауза (логическая, психологическая), логическое ударение, парцелляция.
2. Проанализировать уровни стихотворения:
– звуковой (какое звучание стихотворению
придает звукопись: контрастное, плавное,
тревожное, торжественное, спокойное, молитвенное
и т. д.);
– ритмический (ритм: чередование и безударных
слогов; рифма: мужская, женская, дактилическая,
гипердактилическая; парная, кольцевая,
перекрестная. Какое настроение создает ритм,
каким единым тоном окрашивает стихотворение, как
подчеркивает характеры героев);
– семантический (выявление лексического
значения непонятных слов, какую смысловую
нагрузку они придают тексту).
3. Как построено стихотворение:
- сколько в стихотворении строф или частей, каковы они по форме, как связаны между собой;
- как звучит начало и конец стихотворения;
- какая картина нарисована и с помощью каких художественных средств, краски какого цвета доминируют;
- как движется поэтическая мысль (с помощью лирического сюжета, смены картин, интонация и т. д.);
- какие мотивы присутствуют в стихотворении и в каких образах воплощаются (мотив ожидания, встречи, молитвы, свидания и т. д.).
4. Обоснование выбранного прочтения стихотворения:
- как должно звучать стихотворение;
- какими оттенками чувства должно быть наполнено
(решимость, безрассудство, верность, любование,
боль, страх и т. д.);
- какова сила чувства лирического героя;
– на какие слова должен падать смысловой акцент.
5. Подобрать музыкальный фон, помогающий понять смысл стихотворения.
Задания для 3 группы – аниматоров.
Задачи:
- поиск необходимой информации в библиотеке и Internet;
- фотомонтаж иллюстраций;
- создание презентации средствами Microsoft PowerPoint
Этапы работы:
- качественный отбор иллюстративного материала;
- сканирование изображений, текстов;
- обработка рисунков в программах Photoshop и Corel Draw;
- создание фонового оформления;
- оформление слайдов презентации;
- запись и обработка звукообразов;
- настройка показа презентации проекта;
- показ и оценка презентации группами;
- внесение корректив в работу;
- показ презентации проекта МО учителей русского языка и литературы школы.
Если у вас есть желание ознакомиться с презентацией к данной статье, просьба обращаться к автору