Цель урока: научить детей чувствовать ответственность за людей, животных и научиться любить их.
Оформление: плакат, посвящённый Сент-Экзюпери, рисунки учеников к сказке «Маленький принц».
Эпиграф: «Мы в ответе за тех, кого приручили..»
Предварительная подготовка:
- Исполнение на гитаре канцоны Милано (или аудиозапись «Мой город золотой» в исполнении Бориса Гребенщикова).
- Сообщение учащегося о жизни Сент-Экзюпери.
- Выписанные афоризмы из сказки «Маленький принц».
- Сценка «Маленький принц и Роза».
- Сценка «Маленький принц и Лис».
ХОД УРОКА
Один учащийся исполняет на гитаре канцону Милано.
Учитель: Ребята, мы не случайно начали наш урок с канцоны Милано, более известной нам как песня «Мой город золотой» в исполнении Бориса Гребенщикова. Начинается эта песня словами «Под небом голубым…». С небом была связана жизнь французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который был известен также как бесстрашный лётчик. Много раз спасал он своих друзей, потерпевших аварии. Как-то близкий друг Сент-Экзюпери Анри Гийоме, которому писатель посвятил свою книгу «Планета людей», выполняя очередной полёт, разбился в Андах. Антуан 5 дней кружил над горами, пока не нашёл своего друга.
Гийоме: Лёжа в снегу, я тебя видел, а ты
меня не замечал.
Антуан удивился: Как же ты мог знать, что это Я
тебя ищу?
Гийоме улыбнулся: Кто же ещё решился бы летать
так низко нал пиками гор?
Учитель: О чём говорит этот эпизод? Каким человеком был Сент-Экзюпери? (Сообщение ученика о биографии писателя)
Учитель: А теперь давайте
поговорим о сказке «Маленький принц». Что
представляет собой это произведение? Кому оно
посвящено? Почему эта сказка называется
философской? Какие образы-символы встречаются в
произведении? (Роза, Лис, Змея, Пустыня). Давайте
поговорим о каждом из них.
Итак, Роза.
Разыгрывается сценка «Маленький принц и Роза»
– Ах, я насилу проснулась... Прошу
извинить... Я еще совсем растрепанная...
Маленький принц не мог сдержать восторга:
– Как вы прекрасны!
– Да, правда? – был тихий ответ. – И заметьте, я
родилась вместе с солнцем.
Кажется, пора завтракать. Будьте так добры,
позаботьтесь обо мне...
Маленький принц очень смутился, разыскал лейку
и полил цветок ключевой водой.
Скоро оказалось, что красавица горда и
обидчива, и Маленький принц совсем с ней
измучился. У нее было четыре шипа, и однажды она
сказала ему:
– Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!
– На моей планете тигры не водятся, – возразил
Маленький принц. – И потом, тигры не едят траву.
– Я не трава, – тихо заметил цветок.
– Простите меня...
– Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь
сквозняков. У вас нет ширмы?
"Растение, а боится сквозняков... очень
странно... – подумал Маленький принц. – Какой
трудный характер у этого цветка".
– Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У
вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета.
Там, откуда я прибыла...Где же ширма?
– Я хотел пойти за ней, но не мог же я вас не
дослушать!
Тогда она закашляла сильнее: пускай его
все-таки помучит совесть!
Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный
цветок, и рад был ему служить, но вскоре в душе его
пробудились сомнения. Пустые слова он принимал
близко к сердцу и стал чувствовать себя очень
несчастным.
– Напрасно я ее слушал . Никогда не надо слушать,
что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и
дышать их ароматом. Мой цветок напоил
благоуханием всю мою планету, а я не умел ему
радоваться. Эти разговоры о когтях и тиграх... Они
должны бы меня растрогать, а я разозлился...
Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по
словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат,
озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За
этими жалкими хитростями и уловками надо было
угадать нежность. Цветы так непоследовательны!
Но я был слишком молод, я еще не умел любить.
Учитель: Какой вывод мы можем
сделать из этой сценки? Куда потом направился
Маленький принц? С кем он повстречался? Какое
разочарование постигает его на Земле?
А теперь поговорим о Лисе, который раскрыл
Маленькому принцу самый главный секрет.
Разыгрывается сценка «маленький принц и Лис»:
Вот тут-то и появился Лис.
– Здравствуй, – сказал он.
– Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц
и оглянулся, но никого не увидел.
– Я здесь, – послышался голос. – Под яблоней...
– Кто ты? – спросил Маленький принц. – Какой ты
красивый!
– Я Лис, – сказал Лис.
– Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. –
Мне так грустно...
– Не могу я с тобой играть, – сказал Лис. – Я не
приручен.
– Ах, извини, – сказал Маленький принц.
Но, подумав, спросил:
– А как это – приручить?
– Ты нездешний, – заметил Лис. – Что ты здесь
ищешь?
– Людей ищу, – сказал Маленький принц. – А как
это – приручить?
– У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это
очень неудобно! И еще они разводят кур. Только
этим они и хороши. Ты ищешь кур?
– Нет, – сказал Маленький принц. – Я ищу друзей. А
как это – приручить?
– Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. –
Оно означает: создать узы.
– Узы?
– Вот именно, – сказал Лис. – Ты для меня пока
всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как
сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я
тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица,
точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но
если ты меня приручишь, мы станем нужны друг
другу. Ты будешь для меня единственный в целом
свете. И я буду для тебя один в целом свете...
– Я начинаю понимать, – сказал Маленький принц.
– Есть одна роза... Наверно, она меня приручила...
– Очень возможно, – согласился Лис. – На Земле
чего только не бывает.
– Это было не на Земле, – сказал Маленький принц.
Лис очень удивился:
– На другой планете?
– Да.
– А на той планете есть охотники?
– Нет.
– Как интересно! А куры там есть?
– Нет.
– Нет в мире совершенства! – вздохнул Лис.
Но потом он опять заговорил о том же:
– Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а
люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди
все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если
ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем
озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч
других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и
прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно
музыка, и я выйду из своего убежища. И потом –
смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я
не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля
ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя
золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня
приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне
тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру... Лис
замолчал и долго смотрел на Маленького принца.
Потом сказал:
– Пожалуйста... приручи меня!
– Я бы рад, – ответил Маленький принц, – но у меня
так мало времени. Мне еще надо найти друзей и
узнать разные вещи.
– Узнать можно только те вещи, которые приручишь,
– сказал Лис. – У людей уже не хватает времени
что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в
магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где
торговали бы друзьями, и потому люди больше не
имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг,
приручи меня!
– А что для этого надо делать? – спросил
Маленький принц.
– Надо запастись терпеньем, – ответил Лис. –
Сперва сядь вон там, поодаль, на траву – вот так. Я
буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова
только мешают понимать друг друга. Но с каждым
днем садись немножко ближе...
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же
место.
– Лучше приходи всегда в один и тот же час, –
попросил Лис. – Вот, например, если ты будешь
приходить в четыре часа, я уже с трех часов
почувствую себя счастливым. И чем ближе к
назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа
я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю
цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в
другое время, я не знаю, к какому часу готовить
свое сердце... Нужно соблюдать обряды.
– А что такое обряды? – спросил Маленький
принц.
– Это тоже нечто давно забытое, – объяснил Лис. –
Нечто такое, отчего один какой-то день становится
не похож на все другие дни, один час – на все
другие часы. Вот, например, у моих охотников есть
такой обряд: по четвергам они танцуют с
деревенскими девушками. И какой же это чудесный
день – четверг! Я отправляюсь на прогулку и
дохожу до самого виноградника. А если бы охотники
танцевали когда придется, все дни были бы
одинаковы, и я никогда не знал бы отдыха.
Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал
час прощанья.
– Я буду плакать о тебе, – вздохнул Лис.
– Ты сам виноват, – сказал Маленький принц. – Я
ведь не хотел, чтобы тебе было больно; ты сам
пожелал, чтобы я тебя приручил...
– Да, конечно, – сказал Лис.
– Но ты будешь плакать!
– Да, конечно.
– Значит, тебе от этого плохо.
– Нет, – возразил Лис, – мне хорошо. Вспомни, что
я говорил про золотые колосья.
Он умолк. Потом прибавил:
– Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что
твоя роза – единственная в мире. А когда
вернешься, чтобы проститься со мной, я открою
тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
– Вы ничуть не похожи на мою розу, – сказал он им.
– Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого
не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем
не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним
подружился, и теперь он – единственный в целом
свете.
Розы очень смутились.
– Вы красивые, но пустые, – продолжал Маленький
принц. – Ради вас не захочется умереть. Конечно,
случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет,
что она точно такая же, как вы. Но мне она одна
дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал
каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным
колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от
ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или
трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал,
как она жаловалась и как хвастала, я
прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она
– моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
– Прощай... – сказал он.
– Прощай, – сказал Лис. – Вот мой секрет, он очень
прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного
глазами не увидишь.
– Самого главного глазами не увидишь, – повторил
Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
– Твоя роза так дорога тебе потому, что ты
отдавал ей все свои дни.
– Потому что я отдавал ей все свои дни... –
повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
– Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не
забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого
приручил. Ты в ответе за твою розу.
– Я в ответе за мою розу... – повторил Маленький
принц, чтобы лучше запомнить.
Учитель: Какой вывод можно
сделать из этой сценки? Какие чувства испытал
Маленький принц? А знаете ли вы, что Сент-Экзюпери
очень любил животных? Он ухаживал за собакой,
котом, обезьяной, газелью, гиеной и хамелеоном. В
письме матери в 1927 году он рассказывал: « Я
приручил хамелеона. Приручать – это моя задача.
Мне она подходит. Славное слово!» А в 1928 году в
письме свое сестре Габриэль писатель говорил о
своём новом питомце: «Я воспитываю
лисёнка-фенека, зовётся также лисой-одиночкой. Он
меньше кошки, и у него огромные уши. Он
очарователен!»
Мы с вами не поговорили ещё о Змее и Пустыне, а
также о лётчике. Что вы скажите о них? Чем
заканчивается сказка? Какая мудрость
открывается нам писателем? Какие афоризмы вы
выписали?
А теперь давайте разгадаем кроссворд. (Приложение
1)
Учитель: В конце урока я хотела бы, чтобы мы с вами вспомнили всё, о чём говорили, и посмотрели презентацию. (Приложение 2)