Цели:
- Помочь учащимся разобраться в идейном содержании рассказа Л. Андреева.
- Развивать художественный вкус, творческие способности учащихся; внимательного и вдумчивого отношения к слову.
- Воспитывать доброе и внимательное отношения к природе, животному миру; подвести учащихся к мысли об ответственности каждого из нас за то, что происходит вокруг.
Оборудование: фотовыставка «Мои верные друзья», слова для словарной работы, карточки для работы в парах, эпиграф, магнитофонная запись песен «Собачий секрет», «Не дразните собак…».
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся класса делятся на группы.
1 группа - готовит речь в защиту животных, пишет лозунги.
2 группа - учит наизусть стихотворения о собаках: С.Есенин «Песнь о собаке», В. Инбер «Ирландский сеттер Джек» и другие.
3 группа - подбирает материал о памятниках собакам, интересные факты из жизни собак.
4 группа - готовит оформление фотовыставки «Мои верные друзья». (Используются фотографии животных, которые принесут дети, составляются подписи к этим фотографиям, экскурсовод.)
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Рефлексия «Читаю тему урока и думаю…» (ответы 2-3 учащихся озвучиваются).
3. Слово учителя.
Наш мир неповторим и вечен. Наша жизнь в этом мире – мгновение. Но осознаем ли мы это? Существует точное наблюдение: воздух мы «замечаем» тогда, когда его не хватает. Когда нет воды, понимаем ценность ее. Ценим здоровье тогда, когда тяжело заболели или когда в дом постучалась беда… К нам ко всем она, кажется, уже постучалась. Один за другим исчезают на земле целые виды растений, животных, птиц. Гибнут реки, озера, степи, луга… Человек почему-то перестает быть человеком, а больше напоминает дикаря. Вспомним трагедию Белого Бима…. К сожалению, она повторяется. Сегодня нам предстоит соприкоснуться с горькой судьбой другой собаки, о которой нам поведал в рассказе «Кусака» Леонид Андреев. На прошлом уроке мы прочитали рассказ. А сегодня попробуем разобраться в прочитанном.
4. Чтение эпиграфа.
Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться,
Чтобы потом у запертых дверей,
Когда окончен пир, не очутиться.
В. Сергеев
- Ребята, в конце урока вы должны будете изложить свое понимание эпиграфа в применении к событиям рассказа «Кусака».
5. Беседа.
- Какие чувства вызвал у вас рассказ? Запишите в тетради название цвета, при помощи которого можно выразить ваше настроение от рассказа. (Радостное – оранжевый, восторженное – красный, приятное – желтый, спокойное – зеленый, грустное – синий, тревожное – фиолетовый, крайне неудовлетворительное – черный.)
- Запишите слова-ассоциации к слову Кусака. Почему такие слова подобрали?
- Почему так назван рассказ?
- Какова тема рассказа?
- Какую проблему ставит перед нами писатель?
- Как вы думаете, кто виноват в одиночестве собаки?
- Когда Л.Андреев как бы наделяет собаку свойствами человека? («Жучка! – позвал он ее именем, общим всем собакам… Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли…»)
- Что изменилось в жизни собаки после встречи с дачниками?
6. Как относились дачники к Кусаке? Дополните предложения, добавляя слова из текста. (Работа в парах по карточкам).
Карточка №1
- Они ей позволили…
- Шутили по поводу…
- Жалели, что она…
- Но никто не видел…
- Кормили…
- Уехали, а …
Вывод: Интересовался ли кто судьбой Кусаки по-настоящему?
7. Звучит песня в исполнении Т.и С. Никитиных «Собачий секрет».
Чем похожи и чем отличаются песня и рассказ?
8. Проследите за описанием природы. Как описание природы перекликается с описанием жизни Кусаки? (Работа в парах по карточкам).
Карточка №2
- «Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонек: то отражались на стекле упавшая звезда или остророгий месяц посылал свой робкий луч».
- «Наступила весна, тихая дача огласилась
громким говором, скрипом колес и грузным
топотом людей, переносящих тяжести.
Приехали из города дачники, целая веселая
ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных
воздухом, теплом и светом; кто-то кричал,
кто-то пел, смеялся высоким женским
голосом». Жадно и нетерпеливо, желая
охватить и сжать в своих объятьях все
видимое, она (хорошенькая девушка в
форменном платье) посмотрела на ясное
небо, на красноватые сучья вишенки,
быстро легла на траву, лицом к горячему
солнцу. Потом так же внезапно вскочила и,
обняв себя руками, целуя свежими устами
весенний воздух, выразительно и серьезно
сказала:
- Вот весело-то!»
И Кусака расцветает «всей собачьей душой». - «Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. Прорывался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль. Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо заполнил он пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с тьмой и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он».
9. В чем актуальность этого рассказа в наши дни? Подчеркните самое главное, на ваш взгляд. Добавьте, если можете, что-то свое. (Работа в парах по карточкам).
Карточка №3
- Судьба многих животных сегодня напоминает историю Кусаки.
- Сегодня есть много неплохих, но безответственных людей, а ведь еще французский писатель Экзюпери говорил, что «мы в ответе за тех, кого приручаем».
- Рассказ пробуждает боль и сострадание к «братьям нашим меньшим» (так называл зверей русский поэт С. Есенин).
10. Как вы думаете, как сложится дальнейшая судьба Кусаки?
11. Домашнее задание: написать отзыв по рассказу.
12. Митинг в защиту животных.
Ребята, к сегодняшнему уроку вы по группам готовили задание, которое выбрали. Своими выступлениями вы будете призывать одноклассников бережнее относиться к братьям нашим меньшим.
- Речь в защиту животных.
- Лозунги.
- Чтение наизусть стихотворений о собаках.
- Учащиеся 3 группы рассказывают о памятниках собакам.
- Учащиеся 4 группы подобрали фотографии, оформили фотовыставку, придумали интересные названия к фотографиям. Один ученик в роли экскурсовода знакомит с выставкой.
- Звучит один куплет детской песни «Не дразните собак…».
13. Вернемся к эпиграфу урока.
Как вы понимаете эпиграф в применении к событиям рассказа Л. Андреева «Кусака»?
14. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…
15. Итог.
Выставление оценок, благодарность ученикам.