Задачи урока:
- познакомить учащихся с поэзией Гумилева, посвященной Африке;
- соединить литературный образ с географическими образами и понятиями воедино, развивая эмоциональную сферу учащихся;
- развивать чувство прекрасного, творческие способности учащихся.
Оборудование урока:
-
географические карты,
-
магнитофон для музыкального оформления,
-
выставка книг Н. Гумилева,
-
выставка творческих работ учащихся, посвященных Африке.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Сообщение темы урока, цели и задач урока
3. Содержание урока
Учитель географии:
Сегодня у нас не простой урок, а урок – путешествие.
И отправимся мы в Африку в компании необыкновенного человека, поэта, путешественника, одного из создателей этнографического музея в Санкт-Петербурге. Имя этого человека Николай Гумилев. Давайте на минуту перенесемся в заснеженный Петербург начала ХХ века.
Учитель литературы рассказывает о необычном увлечении молодого поэта Гумилева, о его страстном желании посетить африканский континент и ради этой мечты оставившего свою прекрасную невесту Анну Ахматову.
Учитель географии добавляет об африканских путешествиях Гумилева, о его “Африканском дневнике”, показывая книгу на книжной выставке. Читает строки из “Африканского дневника”.
Учитель географии: Вот такой представлял поэт Африку до своей поездки на африканский континент. А вот такой представили Африку наши ребята (обращает внимание на выставку рисунков учащихся выставке творческих работ). Прокомментируйте, ребята, свои рисунки. Какой вы увидели природу Африки? Какая она на ваших рисунках?
Учитель географии: Мы изучили природу Африки. Какой можно сделать вывод?
(учащиеся отмечают: климат жаркий, сухой, у экватора много лесов).
Учитель географии: Это мы узнали из учебника по географии, а теперь давайте собираться в путь с поэтом-путешественником Гумилевым, и, я думаю, образы, созданные в его стихотворениях, помогут нам расширить наши представления об Африке.
Учитель литературы:
Вот такой увидел Гумилев Африку:
Оглушенная ревом и топотом,
Облаченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы.Про дела твои и фантазии.
Про звериную душу послушай.
Ты на дереве древнем Евразии
Исполинской висящей грушею.
Учитель географии:
Вы согласны с поэтом? Силуэт Африки на карте похож, по-вашему, на грушу?
А кто думает иначе? А кто расскажет о географическом положении Африки?
(сообщения ребят)
Учитель географии:
Итак, Африка омывается морями. Одно из них Красное море. Послушайте, каким его увидел Николай Гумилев.
(Ученица читает стихотворение “Красное море”)
Учитель литературы беседует с учащимися по тексту стихотворения:
Каким поэт увидел море?
С чем его сравнивает?
(Учащиеся находят сравнения: “акулья уха”, “негритянская ванна”.)
Учитель географии просит учащихся с точки зрения знаний об африканской природе объяснить яркие метафоры поэта.
(Ребята рассуждают, спорят, работают с текстом.)
Учитель географии просит показать на карте прозвучавшие в стихах географические названия: Суэц, Красное море и др.
(Ребята работают по карте.)
Учитель географии:
Путешествия по Африке, конечно, привели Гумилева в пустыни. Послушайте, какое впечатление они произвели на него.
(Ученица читает стихотворение “Сахара”.)
Учитель литературы задает вопросы по тексту стихотворения:
Какова природа пустыни?
Что подметил поэт?
Какими художественными средствами создает образ пустыни и ее характер?
Учитель географии просит ребят показать пустыни на карте Африки, просит ответить на вопрос:
Почему возникла пустыня Сахара?
Учитель литературы читает самое любимое стихотворения поэта об Африке
“Абиссиния”. Просит ребят объяснить, почему именно оно очень нравилось поэту.
Учитель географии задает вопросы:
Какова природа Абиссинии? Каков рельеф? Почему здесь такой рельеф? Как рельеф влияет на течение рек? Что характерно для рек Африки?
Задает вопрос творческой группе учащихся, готовивших стихотворения Гумилева: Есть ли у поэта стихотворения об озерах Африки?
(Ученица читает стихотворение “Озеро Чад”.)
Учитель литературы задает вопросы по тексту стихотворения.
Учитель географии:
А меня растрогали нежные и трогательные строки Гумилева о животном мире африканского континента.
(Ученик читает стихотворение “Носорог”, комментирует его.)
Учитель географии читает свое любимое стихотворение Гумилева “Жираф” на фоне мелодии. (Ребята говорят о своих впечатлениях о прочитанном стихотворении.)
Учитель географии задает вопросы:
В каких природных зонах живут носороги, жирафы?
Как животные приспосабливаются к жизни в таких условиях?
4. Заключительная часть урока. Выводы по теме.
Учитель географии:
Вот и закончилось наше путешествие по Африке в компании необыкновенного человека, поэта, путешественника Николая Гумилева. Но мы с ним не прощаемся. В этом году летом мы совершим путешествие в Санкт-Петербург и обязательно будем в музее этнографии и вновь встретимся с этим удивительным человеком, вернее вещами, которые привез из своих путешествий по Африке поэт. Он сам когда-то предсказал свою встречу с потомками. Послушайте:
Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир, волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый, необманный.Он мог стать вашим тоже и не стал,
Его вам было мало или много,
Должно быть, плохо я стихи писал
И вас неправедно просил у Бога.Но каждый раз вы склонитесь без сил
И скажете: “Я вспоминать не смею
Весь мир иной меня обворожил
Простой и грубой прелестью своею”.
1917 год
Учитель литературы: А мы еще не раз встретимся с поэтом на уроках литературы, выучим его стихи к поездке.
5. Подведение итогов урока.
Учителя вместе с ребятами оценивают работу творческих групп, учащихся.
Домашнее задание: самостоятельно прочитать стихотворения Н.Гумилева об Африке, нарисовать иллюстрации к стихам поэта.
Приложение 1 к уроку: ( Флеш-презентация: “Африка в поэзии Николая Гумилева” )