За 2 недели до начала игры ученикам 3-4 классов раздается задание. (Приложение 1)
Все команды собираются в актовом зале. Затем игра продолжается на территории школы.
Подведение итогов игры и награждение команд проходит в актовом зале школы.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Здравствуйте ребята. Мы приветствуем вас сегодня на литературно-экологическом маршруте. Его для вас подготовили и проведут ученики 7 классов и члены экологического кружка.
Членам жюри раздаются листы оценивания. (Приложение 6)
Наш маршрут не случайно назван строчкой из
произведения французского летчика и писателя
Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Герой Антуана де Сент-Экзюпери – Маленький принц
– человек, прилетевший с крошечного
астероида. “Встал поутру, умылся, привел себя в
порядок – и сразу же приведи в порядок свою
планету”, – любил говорить Маленький принц.
Мы все жители нашей большой и красивой планеты
Земля. Мы должны заботиться, о том, чтобы наша
планета, деревья, животные, птицы, насекомые были
на ней счастливы, и им ничто не угрожало. Для
этого нужно знать правила поведения на планете.
Какие правила вы знаете, мы проверим на
экологической станции нашего маршрута.
Станции Загадочная и Мудрая и проверят вашу
смекалку и знание народных примет и пословиц. На
Живописной станции вам предстоит ответить на
вопросы, связанные с картинами русских
живописцев, изображающих русскую природу. А
на Архитектурной – поработать
строителями и собрать рассыпавшиеся кусочки
изображений полотен русских художников.
Конечно же, многие люди любят природу,
заботятся о ней. Но иногда встречаются люди,
наделённые каким-то особенным отношением ко
всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт
момента, чтобы поделиться с ними сокровенными
секретами, потихоньку от других раскрывает свои
заветные тайны. В присутствии таких людей самые
капризные растения расцветают пышным цветом, а
самые пугливые животные забывают про все свои
страхи.
Одними из тех, кто обладал этим волшебным даром,
были писатели Виталий Валентинович Бианки и
Николай Иванович Сладков. Вы прочитали много
рассказов этих авторов и сегодня две станции
нашего маршрута Литературная и Юбилейная будут
посвящены их произведениям.
Будьте как Маленький принц – человек с большим
горячим сердцем с маленькой планеты. Любите свою
планету и всех, кто живет на ней. В добрый путь.
Участникам раздаются путевые листы. (Приложение 2)
А сейчас – первое испытание «Представление команд и сценки-загадки соперникам». Внимательно смотрите их и отгадывайте, из какого произведения эти маленькие эпизоды.
Станция «Мудрая»
Участникам предлагается восстановить пословицы. Каждую пословицу разрезают на две части. Таким образом, получаются две стопки. Первая – из одной части всех пословиц, вторая – из второй.
Задание: Перед вами рассыпавшиеся пословицы. Нужно их восстановить.
Без корня и полынь не растёт.
Ветра в рукавицу не поймаешь.
Возле леса жить – голодному не быть.
Красна весна цветами, осень – снопами.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Летняя неделя дороже зимней.
Что в августе соберёшь, с тем зиму проведёшь.
В феврале зима с весной встретятся впервой.
Зимой тулуп всякому люб.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, но сыта.
Одно дерево ещё не лес.
Станция «Загадочная»
На этой станции каждой команде предлагается отгадать любые 5 загадок.
Станция «Юбилейная» (по рассказам Сладкова)
На этой станции каждая команда выбирает две любые карточки: 1-2-3-4-5-6-7. Каждая выбранная карточка соответствует названию рассказа Сладкова и содержит вопросы.
1. «Чья проталина?»
- Кто первым нашел проталину? (Сорока)
- Кто ради проталины теплые страны покинул? (Грач)
- Кому было «все-равно», какое время года? (Кроту)
2. «Весна идет»
- Почему волк на Луну воет? (По весне соскучился)
- С какой скоростью весна движется? (2 км/ч или 50 км/сутки)
- Почему лесные жители радуются, слушая, как волк воет? (Bесна скоро)
3. «Бюро услуг»
- Кто предложил организовать Бюро услуг? (Сорока)
- В каком месяце происходят события? (Февраль)
- Кому и чем предлагал помочь Заяц? (Куропаткам, чтобы они под снегом семена и зелень искали)
- Кем хотел работать Волк? (Сторожем)
- Кого записали на должность сторожа? (Сороку)
4. «Зимнее лето»
1. У каких зверей побывала Сорока? (Медведь,
заяц, свиристель, ежик)
2. Кто, по мнению Сороки, самый головастый в лесу? (Медведь)
3. Кто, по мнению Сороки, самый торопливый в лесу? (Заяц)
4. К кому полетела Сорока просить зиму на лето
сменить? (К Лесовику)
5. Кого «бить хотели», кто «был во всем виноват»? (Лесовик)
5. «Как Заяц всех напугал?»
- Где Заяц услышал советы против простуды? (Около избушки лесника по радио)
- Кого Заяц считал самым страшным врагом? (Себя)
- Чего Заяц боялся больше всего? (Простудиться)
6. «Загадочный зверь»
1. Кто оказался загадочным зверем? (Белка)
2. Кто был старым врагом загадочного зверя? (Куница)
3. С какого дерева слышался голосок
загадочного зверя? (Ель)
7. «Отчего у лисы длинный хвост?»
1. Почему у лисят хвост вытягивается? (От
любопытства)
2. Где, по мнению лисят, «шевелится что-то
невиданное и неслыханное»? (У выхода из норы)
Станция «Литературная» (по рассказам Бианки)
На этой станции каждая команда выбирает две любые карточки: 1-2-3-4. Каждая выбранная карточка соответствует названию рассказа Бианки и содержит вопросы к нему.
1. «Кто чем поет?»
1. Какой музыкальный инструмент был у дятла? (Дерево
– барабан, нос – палочки)
2. Чем бекас поет? (Хвостом)
3. Из кого на лугу целый струнный оркестр
получился? (Из саранчи)
2. «Чьи это ноги?»
1. Кто сверху все видит, а снизу никого узнать не
смог? (Жаворонок)
2. Чьи высоченные ноги «по земле идут, через
большие кочки, как через малые комочки земли,
шагают, пальцами в землю след вдавливают»? (Журавль)
3. С кем спорил Жаворонок? (С Медянкой)
3. «Чей нос лучше?»
1. Кого увидел Мухолов-тонконос? (Дубонос)
2. Кто услышал разговор Мухолова-Тонконоса с
Дубоносом? (Клест-крестонос)
3. Кто сказал, что «хороший нос должен быть прямой
и длинный, чтоб им козявок из тины доставать
удобно было»? (Бекас-долгонос)
4. «Как муравьишка домой спешил?»
1. На чем и на ком муравьишка добирался домой? (Гусеница,
майский жук, паук, кузнечик, блоха)
2. Почему муравьишка оказался так далеко от дома? (Сидел
на листике, ветер подул и сдул его)
3. Успел ли муравьишка добраться до дома? (Да)
4. На ком он смог перепрыгнуть через забор? (На
кузнечике).
Станция Живописная
На этой станции каждая команда выбирает две любые карточки: 1-2-3-4-5-6-7-8-9. Каждая выбранная карточка соответствует номеру вопроса.
Для 1 вопроса необходимо иметь репродукции картин.
- «Золотая осень» Левитан;
- «Март» Левитан;
- «Утро в сосновом лесу» Шишкин;
- «Рожь» Шишкин;
- «Грачи прилетели» Саврасов;
- «Дети, бегущие от грозы « Маковский;
- «Первый снег» Пластов.
Вопросы:
1. Назови картину и ее автора. (Показать 3
картины)
2. Какие деревья изображены на картине Левитана
«Золотая осень»? (Березы)
3. Каких животных и в каком количестве изобразил
Шишкин на картине «Утро в сосновом бору»? (4
медведя)
4. На фоне каких деревьев золотится рожь на
картине Шишкина «Рожь»? (Сосны)
5. Какое явление природы изображено на картине
Маковского? (Показать репродукцию картины –
гроза)
6. Предположите, почему дети оказались в поле? (Ходили
за грибами, т.к. у девочки в руках корзина с
грибами)
7. Угадайте, о какой картине и какого автора
идет речь: картина принадлежит перу двух русских
художников, но коллекционер Павел Третьяков
стёр подпись одного из них, так что сейчас
автором картины указывается один. (Картина
русских художников Ивана Шишкина и Константина
Савицкого. Савицкий нарисовал медведей, но
коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись,
так что сейчас автором картины указывается один
Шишкин.Это картина «Утро в сосновом лесу»)
8. О какой картине идет речь: Проснулись утром
дети, выглянули в окно и удивились: за одну ночь
все вокруг побелело. Выбежала на крыльцо девочка
с младшим братом. Девочка не успела даже одеться:
накинула на голову большой теплый платок и в
одном легком платье выскочила из избы. Ноги
успела сунуть в валенки. Она, закинув голову,
смотрит на падающий снежок. (Пластов «Первый
снег»)
9. Этюды к этой картине были написаны в деревне
Молвитино Костромской губернии.
Доработка картины происходила в Москве, в
мастерской художника. А начиналось все так:
Однажды утром что-то разбудило художника. Он
глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело
небо и… Художник настежь распахнул створки окна.
Резкий холод ворвался в комнату, но художник не
замечал ничего. Вот оно! Началось!.. Робкий луч
солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал
рыхлым, пористым, словно вата, маленькими
зеркальцами заблестели первые лужицы. С ликующим
пронзительным криком, стаями и в одиночку, птицы
кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые
черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали
прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
Схватив палитру, так и не захлопнув окна,
художник стал пристраиваться на подоконнике со
своей работой. О какой картине и какого
художника идет речь? (Саврасов «Грачи
прилетели»)
Станция Архитектурная
На этой станции командам предлагается поработать строителями и собрать рассыпавшиеся кусочки изображений полотен русских художников (т.е. на время собрать пазл).
Станция Экологическая
На этой станции каждой команде предстоит выдержать несколько испытаний.
Задание 1. «Чьё высказывание?»
А) «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире».
Подсказка. Писатель-натуралист, которого часто называют лесным корреспондентом. Его известные рассказы: «Кто чем поёт», «Чей нос лучше», «Приключения муравьишки», «Первая охота», «Лесные домишки» и самая знаменитая «Лесная газета».
Б) "Мы с нетерпением ждем сигналов из космоса,
от далеких цивилизаций. И как-то не
прислушиваемся к сигналам, что непрерывно звучат
у нас на земле, – позывные птиц
и зверей... Вслушайтесь в голоса живого!».
Подсказка. Этот писатель органично совместил в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого. Известные произведения «Сорочьи тараторки», «Воробьишкина весна», «Лесные тайнички», «Хитрющий зайчишка», «Медвежья горка», «Неслух» и др.
Задание 2. «Кто быстрее соберёт «мусор» в контейнер»
Перед командой высыпается условный мусор:
бруски, шишки, пенопласт, пластмассовые бутылки и
т.д.
По сигналу каждая команда по одному переносят
«мусор» в контейнер поштучно. Кто быстрей
справиться, тот победил.
Задание 3. «Как поступишь ты?» (Приложение 4)
Задание 4. «Знатоки природы» (Приложение 5)
Задание 5. «Что мы знаем об охране природы»
- Вы увидели в лесу гнездо птицы. Как вы должны вести себя дальше? (Не трогать яйца руками. Не брать в руки птенцов. Не вытаптывать траву у гнезда).
- Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).
- Назовите причину лесных пожаров. (Непотушенный костер, окурок, молния).
- Как правильно разжечь в лесу костер? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить его подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн, полить).
- Пришел один мальчик в лес за грибами. Нашел один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Погубил грибницу).
- Весной, когда у берез начинается сокодвижение, вы часто идете в лес за соком. Что вы должны сделать после того, как возьмете у березы сок? (Замазать отверстие в стволе).
Правильные ответы:
Задание 1
А) В.Бианки
Б) Н.Сладков
Задание 2
Фиксируем время сбора мусора в контейнер
Задание 3
1. Компас 2. На поляне 3. Подбирать с земли 4. Залить водой 5. Взять с собой 6. Полиэтилен 7. Жареными 8. Пройти мимо 9. Рвать по одной только спелые ягоды 10. Пройти мимо 11. Не трогать 12. Вести себя тихо и сдержанно
Задание 4
1. б) красная
2. б) заповедники
3. в) стриж (140км/ч)
4. б) вблизи водоёмов
5. б) страус
6. а) белый
Задание 5
Зачитывать вслух вопросы и проверять правильность ответов.