Литература
-
"Порохом пропахнувшие строки…" (поэзия Великой Отечественной войны) 2014
Тема Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности, а стихи о ней знает каждый россиянин. Цель занятия; определить значение поэтического жанра в годы войны. Для этого необходимо познакомить учащихся со стихами и судьбой некоторых поэтов, выявить причины популярности поэзии в те годы, при этом развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать стихи, формировать гражданско-патриотические качества.
-
Методическая разработка урока по теме "Произведения М.М. Пришвина о природе". 6-й класс 2014
Цель урока – способствовать развитию творческой самостоятельности ученика. На уроке реализуется идея непрерывного обогащения духовной культуры ученика за счет творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания художественного произведения.
-
Эйдос-конспект на уроках русского языка и литературы 2014
Использование эйдос-конспекта оправдано на уроках при изучении основных изобразительно-выразительных средств языка, функционально-смысловых типов речи, так как активизирует воображение, обучает образной речи, требует осмысления художественной роли изобразительно-выразительных средств языка.
-
Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературы 2014
Ученик активизирует свою познавательную деятельность, с его опытом считаются. Опыт учащихся учитывается при постановке вопросов. В ходе урока выявляется субъектный опыт детей по данной теме и происходит совместное обсуждение и планирование содержания урока, предоставляется возможность выбора. Таким образом, ученик активно участвует в образовательном процессе и анализирует достигнутые результаты. На уроке осуществляется самооценка и взаимооценка.
-
Элективный курс по литературе. Тема: "В удивительном мире сказок". 5-й класс 2014
Цель курса - используя возможности данного элективного курса, способствовать формированию УУД. Учебно-тематический план и расширенное поурочное планирование к элективному курсу. Критерии выполнения программы. Ожидаемые результаты - практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текста.
-
Научная статья на тему "Образы странников и их художественные функции в пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.М.Горького "На дне" 2014
В пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.М.Горького "На дне" сопоставлять можно только два образа: образ Феклуши (драма "Гроза") и образ Луки (драма "На дне"). Оба героя олицетворяют общество в буквальном смысле этого слова: образ Феклуши показывает "процветание" ханжества в России, а образ Луки изображает читателю черты русского национального характера: неудовлетворенность жизнью, склонность к вечному поиску лучшего, потребность в свободе.
-
Разработка бинарного урока (литература + английский язык) по теме "Реклама и отзыв как сочинения нетрадиционного жанра" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2014
Бинарный урок демонстрирует возможности межпредметных связей при формировании у обучающихся умений написания сочинения-рекламы и сочинения-отзыва по художественному произведению.
-
Конспект урока по литературе на тему "Особенности композиции баллады В.А. Жуковского "Лесной царь". 7-й класс 2014
В ходе урока учащиеся вспоминают сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского и дополняют их; представляют картины, изображенные в балладе Жуковского «Лесной царь» (устное словесное рисование), рассматривают точность и емкость каждого слова.
-
Интегрированный урок по литературе и искусству по теме "Антуан де Сент Экзюпери "Маленький принц". Уроки Маленького принца. 6-й класс 2014
Урок направлен на формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.
-
"Рукописи не горят" (по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"). 11-й класс 2014
Бессмертный роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным. В чем же специфика произведения, как реализовался здесь талант Булгакова, что хотел сказать своим читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти вопросы. Я предлагаю вам свой вариант прочтения произведения.
-
Литературно-математический вечер "В мире математики и литературы". 10-й класс 2014
Одна из задач интегрированного вечера-игры – показать взаимосвязь между столь различными предметами: математикой и литературой. Литературно-математический вечер позволяет закрепить в игровой форме пройденный материал, выявить слабые места в подготовке учащихся. Игра направлена на привлечение внимания к предмету, на активизацию мышления, памяти, на вовлечение учащихся в творческую деятельность.
-
Тема родины в лирике А.А. Блока 2014
Цели урока: найти традиционные мотивы темы Родина, увидеть своеобразие представления этой темы А.А. Блоком; развитие навыка анализа стихотворений А.Блока; воспитание чувства любви к своей стране через поэтику А.Блока.
-
Юмор на страницах поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин" и в военном фольклоре ХХ века 2014
Урок-концерт раскрывает идейно-тематическую, художественную значимость юмора в поэме А.Твардовского «Василий Тёркин», знакомит с жанрами военного фольклора 40-х годов XX века (частушки, песни, солдатская бывальщина, пословицы, поговорки). Развивается умение анализировать текст, определять идейно-тематическую, композиционную, изобразительно-выразительные особенности. Урок направлен на воспитание чувства гордости за славное прошлое Отчизны, любви к малой родине.
-
"Спрятанная война" (по повести С.А. Алексиевич "Цинковые мальчики") 2014
Урок внеклассного чтения проводился неоднократно в практике работы в старших классах перед началом работы над романом-эпопеей «Война и мир» Л.Н.Толстого. Урок позволяет интегрировать знания, полученные на уроке литературы, с основными понятиями гражданского права, историческими закономерностями развития общества, использовать навыки работы с компьютером, приобретенные на уроках информатики.
-
Сказочная викторина "Путешествие в Андерсенландию". 5–6-е классы 2014
Форма проведения – викторина. Использование различного рода заданий, использование компьютерной презентации позволяет в интересной форме обобщить знания учащихся по творчеству Х.-К. Андерсена; закрепить знание учащимися содержание сказок писателя. Необычные задания способствуют глубокому, осознанному погружению школьников в тему занятия. В презентации содержатся биографические сведения о писателе, о памятниках сказочным героям.
-
Уроки исследования "Душа грустит о небесах…" Поэма С.Есенина "Микола". 11-й класс 2014
Уроки посвящены знакомству и исследованию поэмы С.А .Есенина «Микола», являющейся ярким образцом отношения поэта к миру, истории Отечества и традиционной вере народа. В материалах уроков использованы «Примерная схема анализа поэмы» и компьютерная презентация.
-
Урок-исследование по теме «В чем смысл названия рассказа И.С. Тургенева "Муму"?» 2014
Урок относится к урокам обобщения и систематизации изученного по теме «Изображение быта и нравов крепостнической России в рассказе И.С. Тургенева «Муму». Урок направлен на формирование умения определять авторскую позицию произведения и развития навыков аналитической работы с текстом в группах.
-
Милосердие. Что значит это слово для нас 2014
Наши дети должны вспомнить о духовно-нравственных качествах и научиться жить по ним, чтобы остановить деградацию в обществе. Милосердие должно стать внутренней потребностью каждого высокообразованного человека, необходимо вспомнить о большом книжном наследии, о классической литературе, которая поможет нам правильно воспитать наших детей и сохранить страну.
-
Конспект урока по литературе на тему "Общечеловеческий и социальный смысл комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2014
В ходе проведения урока учащимся предстоит ответить на ряд вопросов нравственного характера. Учащиеся учатся работать с текстом, развивают логическое мышление.
-
Чтение, которое обогащает духовно (по книгам В.Михальского "Весна в Карфагене" и "Одинокому везде пустыня"). 11-й класс 2014
В статье показано, как привлечь внимание к чтению как интеллектуальному процессу и духовной потребности личности через уроки внеклассного чтения. Воспитать через организацию самостоятельного и свободного чтения, деятельное общение с книгой как сокровищницей духовных ценностей.
-
Использование технологий блочно-модульного обучения на уроках русского языка и литературы 2014
Модульное обучение - предмет активных действий ученика. Использование модульных технологий позволяет формировать навыки самостоятельной работы. Эффективность обучения будет намного выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом - мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать.
-
Урок-зачет по теме "Русские народные сказки". 5-й класс 2014
Урок-зачёт по сказкам разработан с целью актуализации и обобщения знаний по изученному разделу. Данный урок был апробирован и имеет положительные отзывы со стороны учащихся. Ребята с интересом работают на уроке и получают хорошие отметки.
-
Урок по повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" 2014
Учащиеся знакомятся с творчеством писателя; рассматривают жанровое своеобразие и композиционные особенности повести; изучают тему Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского; знакомятся с еще одним вариантом интерпретации повести; отмечают, как тема «маленького человека» раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века.
-
Раздумье о смысле жизни в философской лирике А.С. Пушкина. 9-й класс 2014
Этот урок - один из уроков в элективном курсе "Русская литература и Православие", разработанных на основе изучения трудов известных литературоведов и выдающихся деятелей Церкви, их отзывов о творчестве русских писателей, поэтов. Целью курса не является изучение произведений, написанных на знаменитые Евангельские сюжеты. Это попытка взглянуть на известные литературные произведения под иным углом зрения, увидеть нравственные искания писателей и поэтов, расширить свои представления о духовно-нравственном развитии человека, обогатить свой духовный потенциал.
-
Основные темы рассказа Л.Н. Толстого "Севастополь в декабре месяце" 2014
Определить основные темы рассказа: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества; раскрыть образы защитников Севастополя. Вступительное слово учителя о писателе, сообщение учащихся о ходе Крымской войны 1853–1856 годов, рассказ об участии Л.Н. Толстого в этой войне. В работе над текстом обращено внимание на описание природы, города, лица жителей и солдат. «Посещаем» госпиталь, отправляемся на четвёртый бастион. Встречаемся с «русским народом сильным, выносливым, терпеливым», способным «сделать во сто раз больше» ради любви к Родине.
-
"Слово о полку Игореве" – уникальный памятник Древней Руси 2014
На заключительном уроке по теме планируется систематизировать материал предыдущих уроков, помочь учащимся понять основную авторскую мысль, значимость произведения, актуальность его проблем и идей и то, как логикой композиционного построения, силой образного воздействия доносится это до читателя. Для организации последовательной, запоминающейся беседы по проблемным вопросам учителю поможет предлагаемая презентация и две опорных схемы.
-
Тема урока "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Национально-патриотическая баллада. Историческая основа баллады" 2014
Предлагается интегрированный урок изучения нового материла. В основе урока – межпредметная интеграция с историей, изобразительным искусством, которая отражает комплексный подход к воспитанию и обучению, способствует выделению как главных элементов содержания, так и взаимосвязи между учебными предметами, предполагает не только согласованность программ, но и их взаимопроникновение.
-
Урок литературы по теме "Мифы и герои древних славян" 2014
Урок знакомит учащихся с жизнью и верованиями древних славян, формирует интерес к устному народному творчеству. Опережающее домашнее задание к этому уроку направлено на формирование умений работать в группе, на выявление творческих способностей. Дети учатся оценивать свою работу на уроке.
-
Урок внеклассного чтения по литературе по творчеству М.Твена "Марк Твен фантазирует" 2014
Цели урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством М.Твена; развивать интерес учащихся к произведениям нравственной тематики; формировать умение учащихся размышлять над нравственными качествами героев произведения; проанализировать основные идеи произведения, поступки героев и события романа; учить учащихся наблюдать за психологией человека, наделённого властью, рассуждать о милосердии как одном из лучших качеств человека, развивать в себе это качество; продолжить работу по развитию речи учащихся, сформировать представление о сценическом действии и его особенностях.
-
Тем, кто не желает читать Маяковского 2014
Как преодолеть сложившиеся стереотипы? Как убедить, что Маяковский – талантливый поэт? Проникновенный лирик? Поэт могучей метафоры, точного и неожиданного сравнения? Мне кажется, разговор нужно повести по-другому. В ходе урока учащиеся составляют высказывания, аргументируют ответ с помощью цитирования, домашнее задание – сочинение-рассуждение.