Литература
-
Повышение читательской компетентности выпускников через интеграцию предметного гуманитарного цикла 2014
Выполнение задания части «С» вызывает большие затруднения у выпускников. С одной стороны, нужно диагностировать предложенный текст, а с другой – создать свой, выразив в нем свою точку зрения, свои чувства, подкрепив их аргументами. Цель: дать многоаспектный анализ текста: композиционно- содержательный (определение темы, главной мысли, микротем); стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); лингвистический (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений); орфографический и пунктуационный.
-
"Не привыкайте никогда к любви!". Жанр баллады в творчестве Э. Асадова. 9-й класс 2014
Урок литературы знакомит учащихся с творчеством поэта Э. Асадова; учит смысловому чтению и анализу текста, развивает навыки формирования связного монолога; воспитывает чувство прекрасного, любви и уважения к близким. Школьники анализируют жанровые особенности баллад Асадова, учатся находить информацию, обобщать ее, представлять результат и защищать его, аргументировать свое мнение.
-
Урок внеклассного чтения "Вечная Сонечка, пока мир стоит…" 10-й класс 2014
В 10-м классе разговор о современной повести Улицкой может стать одновременно уроком внеклассного чтения и уроком-обобщением литературы XIX в. Урок по повести Л. Улицкой «Сонечка» проводится после изучения романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского и анализа «Войны и мира» Л. Толстого.
-
История в лицах (историческая реконструкция московских балов XIX века) 2014
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы.
-
Урок литературного чтения (интегрированный краеведческий курс) по теме "Зима в произведениях мурманских поэтов" 2014
Учащиеся знакомятся с произведениями современных мурманских поэтов о зиме; развивают и обогащают речь учащихся, творческое воображение; воспитывают бережное отношение к природе родного края.
-
Истинное и ложное в рассказе В.Чугунова "Синий ветер Алатау" 2014
Учащиеся знакомятся с творчеством кузбасского писателя Виктора Чугунова. Работают над антитезой и параллелизмом как литературными приемами, совершенствуют умения обнаруживать в художественном произведении актуальные для современного читателя темы и проблемы, учатся трактовать их в контексте современной жизни. Урок предполагает внимательное чтение текста с целью научиться определять авторскую позицию по отношению к своим героям.
-
"О сколько нам открытий чудных…". (Нравственное пространство рассказа А.П. Чехова "Злой мальчик" через призму комического) 2014
Цель урока - развитие представлений о нравственном пространстве рассказов А.П. Чехова; формирование навыков анализа художественного произведения на основе лингвостилистических приемов, выразительного чтения, творческих способностей учащихся, воспитание любви к литературе.
-
Роман в стихах "Евгений Онегин". Принцип симметрии в композиции романа. Два письма. Материалы к уроку 2014
В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы встречаемся с образцами любовных писем начала XIX века. Эти письма, как и весь роман, написаны в стихах, в этом и заключается их отличие от обычных писем. Попробуем разобраться, какую роль играют письма в композиции и сюжете романа. Данная работа адресована педагогам и учащимся.
-
Урок русской литературы на тему "Русские народные пословицы и поговорки" 2014
Цели урока: научить учащихся отличать пословицы и поговорки, понимать их прямой и переносный смысл; обратить внимание детей на меткость и образность языка; объяснить, какие чувства и мысли народа выражают пословицы и поговорки; воспитывать интерес к малым жанрам русского фольклора, формировать умение применять на практике полученные знания (умение пользоваться пословицами и поговорками в зависимости от жизненных ситуаций).
-
Интеллектуальная викторина с мультимедийной поддержкой. Тема: "Кросс–школьник-2013". 5–8-й классы 2014
В викторине участвуют две команды 5–8-х классов. Подготовлена презентация с вопросами в тестовой форме по предметам: русский язык, литература, математика, биология и география. Мероприятие воспитывает активную жизненную позицию, любознательность, творческое отношение к учебе, умение работать в коллективе, взаимопонимание. Проведение таких мероприятий увлекает и радует детей, открывает новые пути для самовоспитания и самосовершенствования.
-
"Порохом пропахнувшие строки…" (поэзия Великой Отечественной войны) 2014
Тема Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности, а стихи о ней знает каждый россиянин. Цель занятия; определить значение поэтического жанра в годы войны. Для этого необходимо познакомить учащихся со стихами и судьбой некоторых поэтов, выявить причины популярности поэзии в те годы, при этом развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать стихи, формировать гражданско-патриотические качества.
-
Методическая разработка урока по теме "Произведения М.М. Пришвина о природе". 6-й класс 2014
Цель урока – способствовать развитию творческой самостоятельности ученика. На уроке реализуется идея непрерывного обогащения духовной культуры ученика за счет творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания художественного произведения.
-
Эйдос-конспект на уроках русского языка и литературы 2014
Использование эйдос-конспекта оправдано на уроках при изучении основных изобразительно-выразительных средств языка, функционально-смысловых типов речи, так как активизирует воображение, обучает образной речи, требует осмысления художественной роли изобразительно-выразительных средств языка.
-
Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературы 2014
Ученик активизирует свою познавательную деятельность, с его опытом считаются. Опыт учащихся учитывается при постановке вопросов. В ходе урока выявляется субъектный опыт детей по данной теме и происходит совместное обсуждение и планирование содержания урока, предоставляется возможность выбора. Таким образом, ученик активно участвует в образовательном процессе и анализирует достигнутые результаты. На уроке осуществляется самооценка и взаимооценка.
-
Элективный курс по литературе. Тема: "В удивительном мире сказок". 5-й класс 2014
Цель курса - используя возможности данного элективного курса, способствовать формированию УУД. Учебно-тематический план и расширенное поурочное планирование к элективному курсу. Критерии выполнения программы. Ожидаемые результаты - практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текста.
-
Научная статья на тему "Образы странников и их художественные функции в пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.М.Горького "На дне" 2014
В пьесах А.Н.Островского "Гроза" и А.М.Горького "На дне" сопоставлять можно только два образа: образ Феклуши (драма "Гроза") и образ Луки (драма "На дне"). Оба героя олицетворяют общество в буквальном смысле этого слова: образ Феклуши показывает "процветание" ханжества в России, а образ Луки изображает читателю черты русского национального характера: неудовлетворенность жизнью, склонность к вечному поиску лучшего, потребность в свободе.
-
Разработка бинарного урока (литература + английский язык) по теме "Реклама и отзыв как сочинения нетрадиционного жанра" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2014
Бинарный урок демонстрирует возможности межпредметных связей при формировании у обучающихся умений написания сочинения-рекламы и сочинения-отзыва по художественному произведению.
-
Конспект урока по литературе на тему "Особенности композиции баллады В.А. Жуковского "Лесной царь". 7-й класс 2014
В ходе урока учащиеся вспоминают сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского и дополняют их; представляют картины, изображенные в балладе Жуковского «Лесной царь» (устное словесное рисование), рассматривают точность и емкость каждого слова.
-
Интегрированный урок по литературе и искусству по теме "Антуан де Сент Экзюпери "Маленький принц". Уроки Маленького принца. 6-й класс 2014
Урок направлен на формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.
-
"Рукописи не горят" (по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"). 11-й класс 2014
Бессмертный роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остается равнодушным. В чем же специфика произведения, как реализовался здесь талант Булгакова, что хотел сказать своим читателям автор? Попробуем вместе ответить на эти вопросы. Я предлагаю вам свой вариант прочтения произведения.
-
Литературно-математический вечер "В мире математики и литературы". 10-й класс 2014
Одна из задач интегрированного вечера-игры – показать взаимосвязь между столь различными предметами: математикой и литературой. Литературно-математический вечер позволяет закрепить в игровой форме пройденный материал, выявить слабые места в подготовке учащихся. Игра направлена на привлечение внимания к предмету, на активизацию мышления, памяти, на вовлечение учащихся в творческую деятельность.
-
Тема родины в лирике А.А. Блока 2014
Цели урока: найти традиционные мотивы темы Родина, увидеть своеобразие представления этой темы А.А. Блоком; развитие навыка анализа стихотворений А.Блока; воспитание чувства любви к своей стране через поэтику А.Блока.
-
Юмор на страницах поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин" и в военном фольклоре ХХ века 2014
Урок-концерт раскрывает идейно-тематическую, художественную значимость юмора в поэме А.Твардовского «Василий Тёркин», знакомит с жанрами военного фольклора 40-х годов XX века (частушки, песни, солдатская бывальщина, пословицы, поговорки). Развивается умение анализировать текст, определять идейно-тематическую, композиционную, изобразительно-выразительные особенности. Урок направлен на воспитание чувства гордости за славное прошлое Отчизны, любви к малой родине.
-
"Спрятанная война" (по повести С.А. Алексиевич "Цинковые мальчики") 2014
Урок внеклассного чтения проводился неоднократно в практике работы в старших классах перед началом работы над романом-эпопеей «Война и мир» Л.Н.Толстого. Урок позволяет интегрировать знания, полученные на уроке литературы, с основными понятиями гражданского права, историческими закономерностями развития общества, использовать навыки работы с компьютером, приобретенные на уроках информатики.
-
Сказочная викторина "Путешествие в Андерсенландию". 5–6-е классы 2014
Форма проведения – викторина. Использование различного рода заданий, использование компьютерной презентации позволяет в интересной форме обобщить знания учащихся по творчеству Х.-К. Андерсена; закрепить знание учащимися содержание сказок писателя. Необычные задания способствуют глубокому, осознанному погружению школьников в тему занятия. В презентации содержатся биографические сведения о писателе, о памятниках сказочным героям.
-
Уроки исследования "Душа грустит о небесах…" Поэма С.Есенина "Микола". 11-й класс 2014
Уроки посвящены знакомству и исследованию поэмы С.А .Есенина «Микола», являющейся ярким образцом отношения поэта к миру, истории Отечества и традиционной вере народа. В материалах уроков использованы «Примерная схема анализа поэмы» и компьютерная презентация.
-
Урок-исследование по теме «В чем смысл названия рассказа И.С. Тургенева "Муму"?» 2014
Урок относится к урокам обобщения и систематизации изученного по теме «Изображение быта и нравов крепостнической России в рассказе И.С. Тургенева «Муму». Урок направлен на формирование умения определять авторскую позицию произведения и развития навыков аналитической работы с текстом в группах.
-
Милосердие. Что значит это слово для нас 2014
Наши дети должны вспомнить о духовно-нравственных качествах и научиться жить по ним, чтобы остановить деградацию в обществе. Милосердие должно стать внутренней потребностью каждого высокообразованного человека, необходимо вспомнить о большом книжном наследии, о классической литературе, которая поможет нам правильно воспитать наших детей и сохранить страну.
-
Конспект урока по литературе на тему "Общечеловеческий и социальный смысл комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2014
В ходе проведения урока учащимся предстоит ответить на ряд вопросов нравственного характера. Учащиеся учатся работать с текстом, развивают логическое мышление.
-
Чтение, которое обогащает духовно (по книгам В.Михальского "Весна в Карфагене" и "Одинокому везде пустыня"). 11-й класс 2014
В статье показано, как привлечь внимание к чтению как интеллектуальному процессу и духовной потребности личности через уроки внеклассного чтения. Воспитать через организацию самостоятельного и свободного чтения, деятельное общение с книгой как сокровищницей духовных ценностей.