Целью современного образования в России сегодня является развитие активной, сознательной, творчески-конструктивной личности, становление ее духовного мира, создание условий для формирования внутренней потребности школьника в непрерывном совершенствовании, поэтому необходимым условием качественного современного образования является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием не только передовых технологий, но и учёта личностных способностей ученика. Задачей современного литературного образования является формирование читательской компетенции школьников, пробуждение интереса к литературному миру, а именно, к поэтическим произведениям о красоте родной природы, развитие навыков вдумчивого и осознанного чтения, понимания художественных особенностей использования изобразительно-выразительных средств речи. Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе. Хорошую литературу, общение с книгой можно назвать современным «духовным лекарством» для всех, кто заботится о духовном здоровье будущих поколений. Совместное чтение и обсуждение книг очень сближает родителей с детьми. Постепенно, я наблюдаю за тем, как меняются их рассуждения, становятся более продуманными и серьезными. Дети учатся оценивать поступки героев и свои, делают свой первый нравственный выбор. Проявление заинтересованности со стороны родителей является важным фактором в совместной читательской деятельности. Поэтому родителям я помогаю найти ответ на вопросы «Что читать детям? Как читать? Зачем читать? Почему надо читать?» К каждому собранию готовлю выставку книг, которые полезно прочитать родителям и детям. Многие книги для таких выставок приносят дети и родители из домашних библиотек. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего, гармоничного развития личности, развития УУД. Но воспитательное воздействие возможно лишь в том случае, если будет развиваться способность к восприятию литературы – творчество самого читателя. Деятельностный подход в воспитании и обучении чтением позволяет в полной мере учить детей художественному видению мира... Укрепляет связи между семьёй и школой. Большое значение имеет выбор форм, методов работы, в основе которых должны лежать принципы развития познавательной, творческой активности учащихся, чтобы приучить детей любить и читать книги по личному выбору и полноценно в семье и школе. Важную роль в формировании этой способности играют родители и учитель, помогая делать первые шаги навстречу книге своим детям, приобщая к совместному чтению в семье и школе.
Цели:
- Расширить представления учащихся о русской пейзажной лирике;
- Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, навыки самостоятельной работы;
- Продолжить развитие навыков художественного чтения поэтического произведения.
Оборудование: Компьютерная презентация с музыкальным сопровождением «Звуки леса» и «Шум дождя», портреты русских поэтов, репродукции картин Левитана, Шишкина, Саврасова, ученический проект «Поэтические ассоциации».
Ход урока
I. Приветствие. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
(Музыкальная запись «Звуки леса», демонстрация слайда 1 презентации).
Ребята, давайте на минутку затаим дыхание и прислушаемся… Вы слышите эти прекрасные звуки? Если закроете глаза, то сразу представите лесную тропинку, ведущую вглубь соснового бора, ощутите аромат лесных трав и цветов, почувствуете прилив сил и в тоже время такое спокойствие,что, наверно, захочется открыть глаза и наяву очутиться на лесной опушке…Но, к сожалению, в данный момент невозможно это сделать, и всё же на уроке мы поговоримо том, что было и всегда будет воспето поэтами, художниками, композиторами,– о природе.
Тему нашего урока литературы я обозначила строчкой из стихотворения Тютчева Ф.И., который считал природу одухотворённой, сравнивал её состояние с состоянием человеческой души:
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Эпиграфом к уроку, на мой взгляд, удачно подходит стихотворение Н. Рыленкова «Все богатства русского пейзажа». Все времена года описаны в нём (слайд 2).
На уроке перед нами будут стоять следующие цели, которых мы обязательно должны будем достичь (слайд 3).
Одна из вечных тем искусства – природа (слайд 4) Нет ни одного поэта, художника, композитора, душа которого не отозвалась на её красоту. Природа в русской литературе – это и близкие сердцу пейзажи, и воплощение божественной гармонии, в которой отчаявшийся человек находит покой и таинственный покров над миром, скрывающий хаос. Все времена года пройдут сегодня перед нами в стихах Пушкина, Фета, Тютчева, Бунина, Есенина, в музыке Чайковского, в картинах Левитана, Шишкина, Клевера, Васильева…
III. Опорное повторение изученного материала. Поэтическая викторина «Кто автор?».
Учитель: Но сначала мы проверим, насколько вы хорошо знакомы с пейзажной русской лирикой.
- А заря, лениво обходя кругом… С. Есенин
- Есть в осени первоначальной…Ф. Тютчев
- Гонимы вешними лучами… А. Пушкин
- Они гласят во все концы… Ф. Тютчев
- Уж тает снег, бегут ручьи… А. Плещеев
- Люблю грозу в начале мая… Ф. Тютчев
- Что-то слышится родное… А. Пушкин
- Поздняя осень, грачи улетели… Н. Некрасов
- Ель надломленная стонет… Н. Некрасов
- Не ветер бушует над бором … Н. Некрасов
- Только серые вороны… С. Есенин
IV. Изучение нового материала.
а) проект «Поэтические ассоциации»
Учитель: Ребята, вы, конечно, всегда представляете в своём воображении те картины, которые рисует мастер слова. Давайте посмотрим этому пример. (индивидуальный проект).
б) «Цветовая гамма»
Учитель: А сейчас мы с вами постараемся отразить в цвете те ассоциации, которые будут возникать у вас во время чтения стихов известных писателей (на фоне слайда 5 учащиеся читают стихи Бунина, Есенина, Некрасова, Фета; в это время на отдельных листах ученики отражают в цвете настроение).
– Теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось?
– Какая цветовая гамма? Почему?
V. Анализ лирического произведения.
а) литературоведческая разминка (слайд 6)
б) анализ стихотворения И.А.Бунина «Все подсохло. И почки уж есть…»
(самостоятельная работа и взаимопроверка по образцу).
VI. «Творческая мастерская».
(слайд 1)
Работа в группах (литературных обществах), каждая из которых за несколько минут должна будет создать четверостишие о природе на основе заданных слов (у каждой группы конверт с одинаковыми словами). Как только группы будут готовы, один из участников читает вслух получившиеся четверостишия.
Учитель: Обратите внимание: у каждой группы получилось свое неповторимое творение, хотя слова были заданы одинаковые. Это говорит о том, что все мы, конечно, разные, но нас объединяет одно – любовь к поэзии, природе. Этот прекрасно.
VII. Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы с вами перелистали страничку русской литературы, вспомнили стихи о природе русских поэтов, постарались сами сочинить, анализировали лирическое произведение, оперируя литературными терминами, говорили об ассоциациях, которые возникают при чтении стихов о природе. Ведь именно природа – это источник вдохновения для поэтов, композиторов и художников. Вы показали хорошие знания по данной теме (выставление оценок).
VIII. Домашнее задание.
Найти примеры описаний природы в прозаических текстах, выписать в тетрадь с указанием автора и названия произведения.