Цели:
- продолжить знакомство учащихся с биографией Л.Н.Толстого;
- рассмотреть авторскую позицию и средства ее повествования в рассказе “Набег”;
- продолжить формирование и развитие критического мышления;
- способствовать воспитанию трудолюбия учащихся.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, фотографии, выставка работ учащихся, мультимедийные слайды, раздаточный материал.
Технологии: элементы АСО, элементы критического мышления, сотрудничество “учитель – ученик”.
Методы: индуктивный метод при языковом исследовании, метод проектов, сравнительный анализ, аналитическая беседа.
Формы работы: “ВК”, работа в парах, “СК”.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Л.Н.Толстой - это целый мир. М.Горький
Какой художник, какой психолог! Флобер
I. Ориентировочно-мотивационный этап
Орг.момент. Приветствие.
– Здравствуйте! Сегодня мы продолжим разговор о человеке, чье имя знает весь мир. Им нельзя не восхищаться. По мнению В. Ермилова, “главная поэтическая идея, пафос” его художественного творчества <…> – в утверждении общения и единения людей”; а вот В. Вересаев утверждал, что для него важнее всего – “быть самим собой”.
– О ком идет речь? Аргументируйте свой ответ.
(Речь идет о Л.Н. Толстом)
Слайд 1-2
- Действительно, вы правы. Речь сегодня пойдет об одном из величайших людей второй половины XIX века – Л.Н.Толстом, человеке удивительной судьбы.
Слайд 3
Целеполагание:
- Мы продолжаем знакомство с писателем, поговорим о рассказе “Набег”, написанном в период Крымской кампании, рассмотрим авторскую позицию и средства ее выражения.
Слайд 4
Л.Н.Толстой - это целый мир. М.Горький
Какой художник, какой психолог! Флобер
Работа с эпиграфом
- Согласны ли вы с М. Горьким и Флобером?
II. Организационно-исполнительский этап
Стадия вызова
Учитель: Давайте вспомним основные вехи жизни и творчества Л.Н.Толстого
Слайд 5 – 8
2.1. Беседа
- Когда родился Л.Н. Толстой? (28 августа 1828 года)
- Где родился Л.Н. Толстой? (В Ясной Поляне)
- Когда великий писатель ушел из жизни? (7 ноября 19190года на станции Астапово Рязанско - Уральской ж/дороги)
- Назовите род деятельности. (Писатель, публицист, философ)
- Назовите годы творчества. (1850-1910 гг.)
- В каком жанре работал Л.Н. Толстой? (Роман, рассказ, повесть, статья, очерк)
2.2. Терминологический диктант
- Вспомните, какие события происходили в жизни Л.Н. Толстого с 1828 по 1853 годы?
1828 – 1837 гг. (Жизнь в Ясной Поляне)
1837 гг. (Переезд в Москву)
1841 гг. (Переезд в Казань, самоподготовка к поступлению в университет)
1844 – 1847 гг. (Учеба в Казанском университете на восточном отделении философского факультета)
1847 – 1851 гг. (Жизнь в Ясной Поляне и Москве)
1847 г. (Начал вести дневник)
1851 г. (Приезд на Кавказ. Поступление на военную службу)
1852, 1854, 1857 гг. (Выходит в свет трилогия “Детство”, “Отрочество”, “Юность”)
1853 г. (Рассказы “Набег”, “Рубка леса”)
Слайд 9
2.3. Работа с текстом: рассказ “Набег”
- Расскажите об отношении Толстого, участника Крымской кампании, к войне.
(ответы учащихся)
- Какова авторская позиция и средства ее выражения?
- Прослушайте отрывок из дневника Толстого о Крымской кампании и обоснуйте свое мнение: согласны ли вы с автором?
“Велика моральная сила русского народа. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней, те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных”
3. Стадия осмысления
Слайд 10
3.1. Словарно-лексическая работа
- Обратите внимание на название произведения, которое имеет двойственный смысл:
НАБЕГ - 1) военная акция, нападение, которое совершается внезапно; 2) враждебная, вероломная сила
- Докажите, что повествователь является выразителем авторской позиции
(ответы учащихся)
Слайд 11
Вывод: 1) произведение автобиографичное 2) повествование ведется от первого лица, непосредственного участника описываемых событий
Итак, сформулируйте цель урока
(ответы учащихся)
Слайд 3 (вернуться к слайду 3)
3.2. Работа в парах. Анализ рассказа “Набег”
Слайд 12
- Предлагаю вам поработать со слайдом № 12 – “Тонкие” и “толстые”
- Посмотрим, как вы справились с заданием
(ребята читают свои вопросы)
- У меня тоже возникли вопросы:
- как повествователь характеризует героев рассказа?
- какую использует систему сопоставлений и оценок?
- Чтобы ответить на поставленные вопросы, воспользуйтесь текстом.
3.3. Работа в парах с кластерами
Слайд 13
- Хлопов – капитан Тушин
- Хлопов – поручик Розенкранц
- Хлопов - Долохов
- Хлопов – прапорщик Аланин
- Хлопов – Петя Ростов
- Хлопов – высшие офицер
Слайд 14
Слайд 15
В верхний прямоугольник впишите имя героя, в нижний – имя героя, с которым автор сопоставляет или противопоставляет главного персонажа, на стрелках – критерии, по которым вы оцените данного героя. В процессе работы в нижние овалы впишите слова и словосочетания из рассказа, характеризующие героя в восприятии повествователя. Обратите внимание, с помощью каких средств в произведении выражена авторская позиция. (Учащиеся работают в парах, используют текст).
Озвучивание кластеров.
Слайд 16
Микровывод:
Итак, проследим, какова позиция автора в произведении “Набег”, и с помощью каких средств она выражена.
(Ответы учащихся:
1. Повествователь – участник событий, поэтому он объективен в оценки происходящего.
2. Он наблюдателен, неравнодушен к людским страданием, доброжелателен.
3. Использует систему сопоставлений и оценок своих героев. Так, например, мы испытываем уважение, симпатию к капитану Хлопову, для которого война – страшная трагедия, уносящая жизни людей, и его цель – уберечь как можно больше юных, неопытных солдат, помочь им в трудную минуту…
4. Рассказчик – человек, тонко чувствующий природу, выступающий как мерило нравственных ценностей. Так, например, в рассказе показана символичная замкнутость суточного природного цикла как средство выражения идеи и величия, противопоставляет гармоничность природы жестокости человека.
5.Интонация повествования. Например, в эпизоде, когда погибает прапорщик Аланин)
IV. Стадия рефлексии.
Слайд 17
- Вернемся к целям урока: смогли ли мы решить все поставленные цели?
- Как вы оцениваете работу на уроке?
- Что удалось, что нет?
- Выполните самостоятельную творческую работу в парах: составьте синквейн.
- Повествователь
- наблюдательный, неравнодушный
- рассказывает, сопоставляет, анализирует
- картины войны и человека
- Гуманизм
Слайд 18
Домашнее задание: прочитать и проанализировать рассказ “Рубка леса”, индивидуальная работа (сообщения по биографии Толстого).
- Спасибо за сотрудничество.
Слайд 19
Литература
- Пузин Н. Дом-музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне.
- Ломунов К.Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества.
- Булгаков В. Л.Н.Толстой в последний год жизни.
- Полтавец Е.Ю. Толстой Л.Н.