Цели урока:
- продолжить работу над обучением анализу художественного текста в ходе сравнительного анализа произведений разных авторов; дать представление об основных особенностях поэтической манеры Фета;
- работать над совершенствованием навыков самообразования путём применения в обучении технологии развития критического мышления;
- развивать внимание, аналитические способности учащихся;
- создать на уроке ситуацию размышления над природой поэтического таланта, содействовать эстетическому воспитанию.
Оборудование:
- презентация к уроку;
- раздаточный материал с текстами стихотворений “УЗНИК” Фета и Пушкина;
- раздаточный материал с текстом статьи об импрессионизме:
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в живописи последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, во всем богатстве сверкающих красок. На своих полотнах импрессионисты хотели передать мимолётные настроения, тонкие, почти неуловимые впечатления, возникающие в душе от образа человека, здания, природы... Они стремились “остановить мгновение”, ухватить его на лету и удержать на полотне. Свою главную задачу художники-импрессионисты видели в том, чтобы изобразить мир в присущей ему постоянной изменчивости и воссоздать единство человека и окружающей его природы.
Новое течение резко отличалось от академической, традиционной живописи. В первую очередь это отличие наблюдается в технике создания полотен. Для живописи импрессионистов характерно использование ярких, насыщенных красок. Импрессионисты отказались от чётких контуров, заменив их мелкими и крупными контрастными мазками, штрихами, точками, пятнами. Поэтому, если вы подойдете к картине художника-импрессиониста слишком близко, вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Возможно, вам покажется, что это какие-то абстрактные пятна, не складывающиеся в целостную картину. Но если вы немного отстранитесь, то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и т.д.
На этом же приеме “отдельного мазка”, “штриха” основана техника импрессионистского письма в поэзии. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, словно случайных снимках памяти; общая картина не изображается последовательно, а как будто складывается, подобно мозаике, из отдельных фрагментов.
В качестве предварительной подготовки к занятию ученики получали задание сочинить продолжение к данному учителем началу неизвестного им стихотворения:
Густая крапива
Шумит под окном,
Зеленая ива
Повисла шатром;
Веселые лодки
В дали голубой...
Результаты этой работы используются при сопоставительном анализе. Все этапы урока сопровождаются показом соответствующих слайдов прилагаемой презентации.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
На сегодняшнем уроке мы будем говорить о творчестве одного из самых интересных поэтов 19 века. Попытайтесь ответить на вопрос: почему творчество того или иного поэта остается в памяти потомков? Очевидно, помимо поэтического таланта, поэт должен обладать и таким качеством, которое Толстой назвал “лирической дерзостью”, то есть он должен сделать что-то не так, как делали до него, он должен сказать какое-то новое слово, свое слово в поэзии. Надо заметить, что и в стихах Фета, и в его жизни очень многое было “не так”, странно и непривычно. Поэтому и говорить о нем мы будем “не так”. Начнем не со знакомства с биографией и с личностью этого поэта, а сразу же с его стихов. Наша главная цель сегодня – понять, в чем заключалась “лирическая дерзость” Фета, что он делал НЕ ТАК, как его предшественники – другие поэты.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – СТАДИЯ ВЫЗОВА
Что вам известно о Фете?
Запишите в тетради три утверждения о нем, оцените (хотя бы интуитивно) их достоверность, поставив рядом с каждым знаки “ + ” или “ - ” в зависимости от того, верите вы в то, что написано, или нет. В ходе нашего урока вы установите истинность или ложность этих высказываний. СЛАЙД 3.
1) Стихи Фета логичны и последовательны, в них разум преобладает над чувствами.
2) В стихах Фета человек и природа существуют как два отдельных мира, не связанных между собой.
3) В поэзии Фета много общего с академической живописью.
ВТОРОЙ ЭТАП – СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
1) Сравнительный анализ стихов Фета и других авторов
Чтобы понять, в чем заключалась “лирическая дерзость” Фета, необходимо сравнить его стихи с произведениями других авторов. И начнем мы с ваших произведений.
(Напоминаю ученикам о задании, которое они выполняли на предыдущем уроке: надо было придумать и записать продолжение стихотворения:
Густая крапива
Шумит под окном,
Зеленая ива
Повисла шатром;
Веселые лодки
В дали голубой...) СЛАЙД 4.
Анализируем получившиеся варианты. СЛАЙД 5.
Сравниваем с тем, что написано у Фета (“Железо решетки визжит под пилой”). СЛАЙД 6. Делаем наблюдение о неожиданности переключения точки зрения в фетовском стихотворении. Объясняем, почему она неожиданна: ученики в своих вариантах следовали логике развития образа, созданного в первых строках стихотворения, продолжали тему умиротворенности, покоя и т. д., тогда как Фет эту логику нарушает.
Выясняем название стихотворения и читаем его полностью. СЛАЙД 7.
Вспоминаем, кто еще написал стихотворения с таким же названием. СЛАЙД 8. Сравниваем стихотворения Фета и Пушкина. Вопросы для сравнительного анализа:
- О каком из двух стихотворений можно сразу сказать, что оно называется “Узник”? Почему?
- Сравните, как организовано пространство в каждом из стихотворений, как направлен взгляд автора, а вслед за ним и читателя? Для этого находим образы, совпадающие в обоих стихотворениях (это образы окна, решетки, моря и человека – лирического героя). В какой последовательности они появляются в каждом стихотворении? СЛАЙД 9.
- У какого поэта лирический сюжет развивается более логично и последовательно? СЛАЙД 10.
- Фет нарушает привычную логику, но это не означает, что у него нет собственной логики развития образа. Объясните, почему после “густой крапивы, зеленой ивы и веселых лодок в дали голубой” взгляд переключается на “решетку”, которая “визжит под пилой”?
- Как изображен человек в каждом из стихотворений? Что делает герой Пушкина? Что – герой Фета? В чем странность изображения человека у Фета? СЛАЙД 11.
- Пушкин передает мысли и чувства своего героя. Что стремится в большей степени передать Фет?
- В каком стихотворении настроение лирического героя изменяется от начала к концу, а в каком мы видим как бы моментальный “снимок” настроения?
- Как соотносится внутренний мир человека и мир природы в каждом из стихотворений? У какого поэта связь между природой и лирическим героем более тесная, прочная?
(Для пушкинского героя “точкой отсчёта”, если можно так сказать, является его собственное настроение, состояние. Оно постепенно изменяется. Узник, наблюдает, размышляет и силой своей мысли обретает ощущение свободы. Человек и природа у Пушкина связаны, но не соединены в одно целое.
Герой Фета словно вырастает из окружающего мира. Его трудно назвать наблюдающим и размышляющим. Поэт передает ощущения и даже не чувства, а чувствования своего героя. В фетовском “Узнике” мы ни разу не встретим местоимения Я. Кажется, что в этом стихотворении описывается жизнь человеческого слуха, зрения, осязания. И эта жизнь прочно спаяна с жизнью природы. Человек свободен, потому что свободна природа, и иначе быть не может.)
НЕ ЗАБЫВАЕМ В ХОДЕ БЕСЕДЫ ОБРАЩАТЬСЯ К НАШИМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ЗАПИСЯМ И КОРРЕКТИРОВАТЬ ИХ ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ! СЛАЙД 12.
Делаем вывод о том, что в своих стихах Фет не следует привычной логике, он руководствуется больше не разумом, а чувством, стремясь передать не мысли человека, а его впечатления, ощущения, эмоции, тонкие психологические состояния. Это позволяет сравнить поэзию Фета с живописью художников-импрессионистов.
2) Работа над термином “ИМПРЕССИОНИЗМ”
Ученикам предлагается прочесть статью об импрессионизме, после чего они отвечают на вопросы:
- Что такое импрессионизм?
- Почему он так называется?
Предлагаю заполнить кластер. СЛАЙД 13.
После самостоятельной работы и обсуждения с учениками на доске (и у них в тетрадях) появляется примерно такая схема: СЛАЙД 14.
Рассматриваем репродукции картин художников-импрессионистов, находим в них черты импрессионизма. СЛАЙДЫ 15, 16, 17, 18.
После создания кластера и обсуждения репродукций оцениваем истинность третьего утверждения, записанного в начале урока (СЛАЙД 19) и отвечаем на вопрос: почему стихи Фета сравнивают с полотнами импрессионистов?
Находим черты импрессионизма в стихотворении “Узник”.
ТРЕТИЙ ЭТАП – РЕФЛЕКСИЯ, ОСМЫСЛЕНИЕ
Итак, настало время подвести итог. Попытаемся сформулировать, в чем заключаются основные особенности поэтической манеры Фета. Для этого обращаемся к нашим записям-утверждениям, сделанным в начале урока. СЛАЙД 20.
Делаем выводы:
- В стихах Фета чувства преобладают над логикой, разумом.
- В поэзии Фета человек и природа существуют как нерасторжимое целое.
- Поэзию Фета не случайно часто сравнивают с живописью импрессионизма: между ними много общего (см. схему-кластер).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Домашнее задание.
- Подготовить чтение стихов “Шепот, робкое дыханье...”, “Одним толчком согнать ладью живую”, “Сияла ночь, луной был полон сад, лежали...”
- Попытаться придумать рассказ о жизни Фета: чем увлекался, какое место в своей жизни отводил творчеству, каким обладал характером...
На следующем уроке ученики познакомятся с биографией Фета, и их ожидает большой сюрприз: чрезвычайно резкое расхождение между реальным человеком и лирическим героем его произведений.
Литература.
- Благой Д. Мир как красота. О “Вечерних огнях” А.Фета.- М., 1975.
- Голова Н. А. Особенность поэтического таланта А.Фета. 9-й класс. https://urok.1sept.ru/articles/595408/
- Голова Н.А. Конспект урока "А.А. Фет. Поэт-музыкант. Поэт-художник", 10-й класс https://urok.1sept.ru/articles/518810/
- Козлова Е.И., Перельман И.М. Импрессионизм как художественное течение в искусстве Франции конца XIX века (на примере живописи импрессионистов и лирики А.Фета) https://urok.1sept.ru/articles/503773/
- Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Кн.для учащихся. М.: Просвещение, 1989.