Цели мероприятия: в год 200-летия замечательного русского писателя М.Ю.Лермонтова вспомнить лучшие страницы его бессмертных произведений; рассмотреть безграничные возможности выразительности и правила русского языка; воспитывать в учащихся гордость за великую русскую литературу и русский язык.
Правила проведения
Идея: телевизионная игра “Что? Где? Когда?” (производитель – Первый канал)
Участники: команда из 6 игроков, играющая против ведущего – учителя-словесника. Игроки отбираются по желанию, по три от каждой параллели.
Оборудование: экран, на котором возможно проецировать вопросы, компьютер, стол для участников, приспособление, позволяющее определить номер вопроса для очередного раунда (волчок со стрелкой; закрытый контейнер, сосуд как для жеребьевки; игральные кубики и т.п.); распечатки необходимых материалов, награда для победителя (кубок, ценный подарок и т.п.).
Ход игры
Игра состоит из нескольких раундов (от 6 до 12, в том числе раунда “Блиц”, когда команде необходимо ответить на 3 вопроса за 60 секунд; раунда “Блиц один на один”, когда против ведущего играет только один игрок, выбранный командой).
- В каждом раунде игрокам предлагается вопрос, ответить на который можно после обсуждения в течение 60 секунд. Темы вопросов связаны с творчеством М.Ю.Лермонтова.
- Номер вопроса определяется случайно, в зависимости от приспособления (см. пункт 2 “Оборудование”).
- За каждый правильный ответ команде присуждается 1 очко. Если ответ неправильный или отсутствует, 1 очко получает ведущий.
- Победителем признается тот, кто первым набирает 6 очков.
- Все спорные вопросы могут быть решены Советом профессионалов (учителей-совесников, не работающих в классах, где учатся игроки), который приглашается на игру в качестве зрителей. Поболеть за участников приглашаются также все желающие.
* Викторина может быть проведена и в младших классах (8-9)
Вопросы:
1. Вопрос-блиц: В произведениях М.Ю.Лермонтова нередко встечаются афоризмы, которые мы часто безотчетно употребляем в нашей речи, зачастую даже не зная, кто их автор. Ваша задача – продолжить фразу Лермонтова, т.е. закончить афоризм.
Афоризм 1: “А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг ... ” (ответ – “…такая пустая и глупая шутка”). Стихотворение “И скучно, и грустно...”.
Афоризм 2: “Все это было бы смешно ... ” (ответ – “…когда бы не было так грустно”). Стихотворение “Без вас хочу сказать вам много”.
Афоризм 3: “Странная вещь – сердце человеческое вообще ...” (ответ – “...а женское в особенности”). Роман “Герой нашего времени”, слова Печорина.
2. Вопрос-блиц “Один на один”: На хитрые уловки врагов герои Лермонтова отвечают случайными и неслучайными подслушиваниями. В приведенных карточках цитаты из романа “Герой нашего времени”, в которых говорится о том, как Печорин узнает о кознях своих врагов. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, объясните свой выбор. Объясните значение выделенных слов.
Карточка 1: “Судьба вт...рично доставила мне случай по...слушать ра...говор который должен был решить его уч...сть”.
Карточка 2: “Вот пр...сел я у забора и стал пр...слушиваться стараясь н... пропустить н... одного слова”.
Карточка 3: “Я сле... и подкрался к окну (не)плотно пр...творе...ый ставень позволил мне видеть п...рующих и ра...лышать их слова”.
Ответы.
Карточка 1: “Судьба втОрично (повтор) доставила мне случай поДслушать (не изменяется на письме) раЗговор (перед звонким Г пишется З), который должен был решить его учАсть (доля, судьба; гласная непроверяемая, но ее можно объяснить с исторической точки зрения, связано со слов часть, доля”. (СПП с придаточным определительным)
Карточка 2: “Вот (указательная частица) прИсел (значение приставки неполное действие) я у забора и стал прИслушиваться (значение приставки неполное действие), стараясь нЕ (отрицание) пропустить нИ (усиление отрицания) одного слова”. (Деепричастный оборот на письме выделяется запятыми)
Карточка 3: “Я слеЗ (лезу) и подкрался к окну: неплотно (синоним плохо) прИтвореННый (значение приставки присоединение, НН в причастии, т.к. есть приставка) ставень (специальная дверца, закрывающая окна) позволил мне видеть пИрующих (пир) и раССлышать (удвоение согласных на стыке приставки и корня, С в приставке перед глухим С) их слова”. (БСП, вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части; двоеточие можно заменить союзом потому что)
3 вопрос. Ознакомьтесь с приведенными словосочетаниями: колесо фортуны, роковая женщина, перст божий. Назовите главу произведения М.Ю.Лермонтова, связанную с темой, общей для всех приведенных словосочетаний.
Ответ. Глава “Фаталист” (лат. Fatum – рок, предопределение, судьба). Колесо фортуны – символ судьбы, счастья. Роковая женщина (femme fatale фр.) – женщина, играющая важную, но, как правило, трагическую роль в судьбе мужчины. Перст божий – буквально “указание свыше” о том, как вершить свою судьбу. Все словосочетаний объединены темой судьбы. Этой теме посвящена последняя глава романа “Герой нашего времени”.
4 вопрос. Из предложенных слов составьте строфу лермонтовского произведения. Назовите его.
Его, замолкли, звуки, и, и, им, на, не, опять, певца, песен, печать, приют, раздаваться, тесен, угрюм, устах, чудных.
Ответ.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать. (“Смерть поэта”)
5 вопрос. Перед вами начало лермонтовской поэмы, действие которой происходит в эпоху Ивана IV Грозного. Один из персонажей поэмы – опричник Кирибеевич. Опричнина – это исторический факт, реалия того времени. Объясните значение слова “опричнина”.
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова... (М.Ю.Лермонтов. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”)
Ответ. Опричнина – это название, которое Иван Грозный дал своему специальному войску и части территории государства Московского. Происходит же существительное “опричнина” от прилагательного опричный – “особый”, которое в свою очередь было образовано от предлога опричь (“кроме”), еще сохранившегося в просторечии. (Этимологический словарь русского языка Крылова)
6 вопрос. Перед вами отрывки из двух литературных произведений: думы К.Ф.Рылеева “Иван Сусанин” и лермонтовской “Думы”. В чем различие этих двух “дум”? На чем основывается это различие?
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно. (М.Ю.Лермонтов. “Дума”)
"Злодей! - закричали враги, закипев,
Умрешь под мечами!" - "Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!" (К.Ф.Рылеев. “Иван Сусанин”)
Ответ. Дума у К.Ф.Рылеева – это литературный жанр, берущий начало в украинском фольклоре. Лексическое значение слова “Дума” в стихотворении М.Ю.Лермонтова – размышления. Таким образом у поэтов слово “дума” имеет разное лексическое значение.
7 вопрос. Некоторые произведения М.Ю.Лермонтова содержат отсылки к произведениям предшественником. Например, стихотворение “Валерик” начинается с общеизвестных слов:
Я к вам пишу случайно; право
Не знаю как и для чего...
А как должны выглядеть эти строки с точки зрения современной лингвистики?
Ответ. В современном русском языке глагол писать (написать) сочетается с дательным падежом без предлога (кому?), форма к кому считается устаревшей (Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник). Следовательно, в современном языке фраза должна выглядеть так:
Я вам пишу случайно; право
Не знаю как и для чего...
8 вопрос. Перед вами два отрывка из произведений М.Ю.Лермонтова. Какая гласная пропущена в выделенных словах? Что это за орфограмма? От чего зависит выбор гласной?
“Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого пр...зрения на прочих мужчин, не потому, чтобы ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая...” (“Герой нашего времени”, гл. “Княжна Мери”, письмо Веры)
Из жалости один монах
Больного пр...зрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен. (“Мцыри”, гл. 2)
Ответ. ПрЕзрение и прИзрел. Орфограмма – гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- (хотя в этих словах в современном языке приставки уже не выделяются). Выбор гласной зависит от значения слова: презрение – неуважение, пренебрежение – с Е, призреть – приютить, позаботиться – с И.
9 вопрос. Традиционно литературоведы ставят самых известных героев русской литературы первой трети XIX века – Онегина и Печорина – в “галерею лишних людей”, относят их к одному общественно-психологическому типу, говорят о преемственности Печорина. Но помимо этого, Онегина и Печорина объединяет еще одна лингвистическая особенность, связанная со словообразованием. Что это за особенность?
Ответ. Фамилии героев образованы от названий рек Онега и Печора при помощи суффикса –ин, указывающего на принадлежность. В.Г.Белинский: “Несходство их (Онегина и Печорина) между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”.
10 вопрос. Перед вами – начало поэмы М.Ю.Лермонтова “Мцыри”. Объясните значение выделенных слов.
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой - и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ. (“Мцыри”, гл. 1)
Ответ.
Монастырь – общежитие монахов; здесь: территория такого общежития вместе с храмом.
Свод – криволинейное перекрытие, соединяющее две стены, опоры какого-нибудь сооружения; здесь: крыша.
Куриться – гореть, тлеть при горении.
Кадильница – сосуд для благовонных курений ладаном, употребляется при богослужении.
Инок – монах. (Толковый словарь русского языка Ушакова)
11 вопрос. Перед вами отрывок из поэмы Лермонтова “Песня про... купца Калашникова”. Перечислите средства выразительности речи в предложенном отрывке.
Вот нахмурил царь брови черные
И навел на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, -
Да не поднял глаз молодой боец.
Вот об землю царь стукнул палкою,
и дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником -
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Вот промолвил царь слово грозное -
И очнулся тогда добрый молодец. (М.Ю.Лермонтов. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”)
Ответ.
Вот нахмурил царь брови черные (эпитет)
И навел на него очи зоркие, (эпитет)
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, - (сравнение)
Да не поднял глаз молодой боец.
Вот об землю царь стукнул палкою,
и дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником – (гипербола)
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Вот промолвил царь слово грозное – (эпитет)
И очнулся тогда добрый молодец. (постоянный эпитет)
12 вопрос. В.Г. Белинский, восхищавшийся романом “Герой нашего времени”, отметил все же, что “со стороны формы изображение Печорина не совсем художественно”, и так пояснил свою мысль: “Однако причина этого не в недостатке таланта автора, а в том, что изображаемый им характер, как мы уже слегка и намекнули, так близок к нему, что он не в силах был отделиться от него и объектировать его”. Перед вами два отрывка: один – выдержка из письма самого Лермонтова, второй – отрывок из журнала Печорина. Определите авторство каждого.
А. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. (Ответ. “Герой нашего времени”)
Б. Но, увы, пора моих грез миновала, прошло время, когда я верил; мне нужны чувственные наслаждения, ощутимое счастье, счастье, за которое платят золотом, счастье, которое носят в кармане, как табакерку, счастье, которое обманывает только мои чувства, оставляя душу в покое и бездействии!.. (Ответ. М.Ю.Лермонтов, из письма В.А.Лопухиной)
При подготовке мероприятия были использованы материалы:
- Лингвистические словари и справочники.
- Тексты произведений М.Ю.Лермонтова.
- Шапиро Н.А. Большая лермонтовская игра. Русский язык, №1, 2014.