Урок-проект "М.Ю. Лермонтов "Мотив одиночества в лирике поэта". 6-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (574 кБ)


Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок групповой

Модель обучения: базовая (6 класс – 2 часа в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы “Литература 5-11 класс ” (2008 г.) под редакцией В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, Изд. “Просвещение”, 2010г.

УМК: 1). Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ( авт.-сост. В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин). под ред. В.Я. Коровиной. -16-е изд.-М. Просвещение, 2009.-318с.; Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной/авт.-сост. С.Б.Щадрина- Изд.2-е, испр. и доп. –Волгоград: Учитель, 2010.-214с.

Методический паспорт:

  • По содержанию – межпредметный.
  • По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект.
  • По форме организации – групповой.
  • По срокам выполнения – среднесрочный.
  • По результатам выполнения – практический.

Цель урока: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развить умение формулировать;

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Творческие группы:

  • Фотокорреспонденты
  • Исследователи
  • Художники, музыканты

Оборудование:

  • ПК;
  • Мультимедийная презентация к уроку.
  • Творческие работы учащихся

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовительный этап
  3. Работа по группам.
  4. Анализ художественных произведений (из истории создания стихотворения “На севере диком...”)
  5. Творческий отчет групп
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

I. Организационный момент

Учащиеся рассаживаются за столы по группам.

II. Подготовительный этап

Поэтическая разминка ( слайд 2 )

  • “Скажи- ка, дядя, ведь недаром...”
  • “Белеет парус одинокий”
  • “Тучки небесные, вечные странники...”
  • “Мы долго молча отступали...”
  • “На севере диком стоит одиноко...”
  • “Играют волны — ветер свищет...”
  • “А он, мятежный, просит бури...”
  • “Кто же вас гонит: судьбы ли...”

Вопросы классу: (слайд 3)

Ребята, как вы думаете, о чем же сегодня будет идти речь на уроке, отрывки из чьих произведений прозвучали?

Словарная работа (слайд 8)

Мотив — устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.

Лейтмотив — основной мотив, главный ведущий.

Основные мотивы лирики: (слайд 9)

  • Мотив действия и подвига;
  • Мотив странничества;
  • Мотив изгнанничества;
  • Мотив памяти и забвения;
  • Мотив одиночества.

Тема урока — творческого проекта

  • “Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова” (слайд 10)

Эпиграф (слайд 11)

Никто не дорожит мной на земле
И сам себя в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд, и даже злым в толпе
кажусь...
(М.Ю. Лермонтов)

III. Работы по группам

Учитель: Мы продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских стихов.

Из истории создания стихотворения. Группа исследователей.(№1) Учащиеся представляют черновые варианты стихотворения Лермонтова “На севере диком”

На хладной и голой вершине
Стоит одиноко сосна,
И дремлет... под снегом сыпучим
Качаяся дремлет она.
(И дремлет, и снежным покровом,
Метелью одета она)
Ей снится прекрасная пальма
В далекой восточной земле,
Растущая тихо и грустно
На жаркой песчаной скале.

Ученик:

- Мы сравним черновые тексты с окончательной редакцией. Что более выразительно: /На хладной и голой вершине/Стоит одиноко сосна .. “Или” На севере диком стоит одиноко/ На голой вершине сосна”?

- Почему? Что лучше: “ На жаркой песчаной скале... “или” ... “на утёсе горючем”? Почему?

Ученик: “На севере диком” - вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Это же стихотворение перевел другой русский поэт Ф.И. Тютчев.

Вот этот перевод:

На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму все сниться ему,
Что в дальних пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветёт одиноко...

Предлагаем вам, ребята, ответить на вопросы:

Отличается ли настроение и главная мысль этого стихотворения от лермонтовского? Какое из них вам понравилось больше?

Вы обратили внимание, что у Тютчева фигурирует не сосна, а кедр?

Объясняет это замечательный исследователь биографии и творчества Лермонтова Ираклий Андроников:

“Лермонтов отступил от подлинника. По-немецки сосна - “он”, а пальма - “она”. У Лермонтова сосна и пальма получились одного грамматического рода.

Поэтому у Гейне — стихотворение о судьбе двух любящих существ, которым не суждено встретиться, а у Лермонтова в основе стихотворения — мысль об одиночестве.

Анализ содержания стихотворения М.Ю. Лермонтова. “На севере диком”...

Учитель: Во всех стихах поэта присутствует удивительная глубина и тайна. Стихи эти обладают свойством расти вместе с читателем, обогащаясь по мере духовного роста человека, новым содержанием и помогая его развитию.

В детстве “На севере диком”... это прекрасный пейзаж, в юности стихотворение отвечает мечте о родной душе, в зрелые годы это еще и мысль о недостижимости идеала.

Группа № 2.

Стихотворение “Утёс” (слайд 12)

Выразительное чтение стихотворения.

Ученик:

Нам было предложено задание:

подготовить выразительное чтение стихотворения и подумать над его смыслом. Определить его мотив, и нарисовать рисунок к этому стихотворению, обосновать свой выбор. (Учащиеся дают ответы, представляют рисунки и комментируют свой выбор)

Анализ стихотворения:

  • Какова композиция стихотворения?
  • Как называется противопоставление образов, настроений?
  • Для чего автор именно так выстроил композицию?
  • Каков мотив?
  • Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?

Терминологический диктант (слайд 13)

  • Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
  • Необычайный порядок слов в предложении.
  • Противопоставление слов, эпизодов для выразительности мысли.
  • Повторение однородных согласных звуков
  • Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
  • Перенесение человеческих черт на предметы и явления.
  • Переносное значение слова, основанное на схожестях предметов.

“Ключ” (слайд 14)

  • Композиция
  • Инверсия
  • Антитеза
  • Аллитерация
  • Эпитет
  • Олицетворение
  • Метафора

Краткий анализ (слайд 15)

  • Какова композиция стихотворения?
  • Как называется противопоставление образов, настроений?
  • Для чего автор именно так выстроил композицию?
  • Каков мотив?
  • Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?

Энциклопедическая разминка (слайд 17)

Лазурь – светло-синий цвет, синева (устаревшее возвышенное), природная светло-синяя краска, оттенок синего цвета.

О цвете (слайд 18)

Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое - то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляется от человека, увлекает взгляд в глубину.

В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной.

У многих народов он символизировал небо и вечность.

Группа №3.

Стихотворение “Листок” (слайд 19)

Работа с учебником. См. Стр. 163-164. Выразительное чтение по ролям (для инсценировки участвует 3человека)

Комментарий учащихся, ответы на вопросы 1,2,3,4(по учебнику)

  • Краткий анализ поэтического текста (слайд 20)
  • Какова композиция произведения? (Каково его настроение?)
  • Какие тропы используются М.Ю. Лермонтовым в данном стихотворении?
  • Каков мотив?
  • Как показано одиночество?

Учитель: Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?

Листок — странник олицетворяет самого поэта, его чувства, его состояние души, его переживания, трагедию целого поколения “до срока созревшего”

Группа № 4.

Творческий отчет художников, фотографов и музыкантов.

Художники:

Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины природы (представлены картины художника И. И. Шишкина)

Ответы на вопросы участников группы:

  • Что объединяет все картины?
  • Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?
  • Дайте оценку рисункам учащихся.

Фотографы: представляют на конкурсе свои фотографии (оказывали помощь родители). Нам было интересно сфотографировать в нашем городе прекрасные уголки природы.

Музыканты:

Природа и музыка — эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи.

Предложены вопросы:

  • Как вы думаете, почему композиторы обращались к лермонтовскому стихотворению “Утёс”?
  • Почему именно музыкой они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей лермонтовских произведений?

Ответы членов группы.

Звучит предложенный романс на стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу...”

Обобщение информации (слайд 22)

  • Чем вы сегодня пополнили свой багаж знаний?
  • С какими новыми терминами познакомились?
  • Каков лейтмотив произведений М.Ю. Лермонтова, изученных сегодня?
  • Каково впечатление от сегодняшнего урока?

Домашнее задание (слайд 23)

Выучить стихотворение “Утёс” либо стихотворение “На севере диком” (По выбору учащихся)

Вывод учителя:

Ребята, вы создали удивительную красоту — словом, рисунком, фотографией. Действовали как настоящие художники. Художники, писатели, поэты, живописцы, музыканты передают нам свое впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.