Цели урока: познакомить учеников с вехами биографии и творчества В.Высоцкого, дать представление о Высоцком как о личности.
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска SmartBoard, DVD с записью песен, сцен из кинофильмов и спектакля.
Методические приёмы: сообщения учащихся по отдельным этапам биографии, лекция с элементами беседы.
Поэт в России больше, чем поэт
В России суждено поэтами рождаться.
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.
Е.ЕвтушенкоНет, ушел надорвавшийся гений,
Раскаливший наши сердца,
Поднимавший трусов с коленей
И бросавший в дрожь подлеца.
В.Гафт
1. Звучит песня "Бег иноходца" в исполнении В.Высоцкого.
2. Слово учителя: Какую бы позицию ни занимать в спорах о творчестве В.Высоцкого, одно остаётся вне споров - не было на нашей памяти другого художника, чьё поэтическое слово так мощно проросло бы, так глубоко укоренилось в народной жизни второй половины ХХ века. Высоцкий - поэт шёл впереди многих, и объяснить это можно самым простым образом, он не умел лгать, у него нет фальшивых строк, нет двусмысленности. Он естественен, как сама природа, благодарен людям за понимание и так же, как природа, нуждается в охране и бережном отношении. У большого художника свои, тайные взаимоотношения с людьми, со временем, с жизнью и со смертью.
3. Короткие сообщения учащихся сопровождаются включением фрагментов песен (кадров видеосъемки).
Остальные учащиеся делают себе пометки по основным фактам биографии в виде хронологической таблицы.
Заранее учащиеся были разбиты на группы по подготовке следующих тем: детские годы, Большой Каретный переулок в судьбе В.Высоцкого, В.Высоцкий и театр на Таганке, В.Высоцкий в кино, последние годы жизни.
а) детские годы (звучит "Баллада о детстве" - фрагмент видеосъёмки);
Сообщения учащихся должны содержать следующую информацию:
Родился в Москве на Первой Мещанской улице (с 1957 года проспект Мира).
Мать - Нина Максимовна Высоцкая - переводчик - референт в Иностранном отделе ВЦСПС, в начале войны служила в Бюро транскрипции при главном управлении геодезии и картографии НКВД, где работала над составлением топографических карт для действующей армии.
Отец - Семён Владимирович Высоцкий - заканчивает политехникум связи, а марта 1941 года начинает военную карьеру в должности заместителя командира батальона связи.
Командарм Дмитрий Лелюшенко в своей книге мемуаров называет майора Высоцкого "отважным и умелым воином". В мае 1945 года участвовал в освобождении Праги. В отставку ушёл в звании гвардии полковника.
Родители В.Высоцкого разошлись в 1945 году.
б) Большой Каретный переулок в судьбе В.Высоцкого (звучит фрагмент "Где твои 17 лет?");
Сообщения учащихся должны содержать следующую информацию:
Дом №15 в переулке Большой Каретный стал важной частью жизни как самого В.Высоцкого, так и большего круга его друзей. Здесь семья Высоцких жила с 1949 года. Перед взорами компании Большого Каретного прошли представители репрессированной интеллигенции и бывшие уголовники. По воспоминаниям друзей, Высоцкий мог ночами выслушивать рассказы "отдыхавших в раю", живо интересовался лагерным языком и бытом. В стране, где каждый пятый сидел, а каждый десятый охранял, понимать и использовать элементы блатного языка не считалось необычным, и Владимир вбирал лагерный и уголовный фольклор для будущих стилизаций.
Квартира №11 (квартира Левона Кочаряна) стала главной квартирой в доме на Большом Каретном. Здесь бывали актёры Кирилл Лавров, Людмила Гурченко, Василий Шукшин, режиссёр Андрей Тарковский и многие другие. Здесь ценилось не жизненное благополучие или служебное положение, но желание помочь, непременная порядочность между собой, умение держать себя с достоинством при любых обстоятельствах. Это была атмосфера в которой формировался Высоцкий. В 17 лет у Высоцкого появляется гитара. Позднее сам поэт о Большом Каретном скажет:"Это было самое запомнившееся время моей жизни. Позже мы все разбрелись, растерялись и редко видимся. Но я всё равно убеждён, что каждый из нас это время отметил, помнит его и из него черпает."
В июне 1955 года В.Высоцкий поступает в МИСИ, но проучится всего полгода, сам подаст заявление с просьбой его отчислить. (не исключено, что друзья по Большому Каретному помогли Высоцкому в выборе профессии).
Летом 1956 года В.Высоцкий поступает в Школу-студию МХАТ, которую успешно заканчивает в 1960 году.
в) В.Высоцкий и театр на Таганке (демонстрируется фрагмент видеосъёмки с монологом Гамлета "Быть или не быть");
Сообщения учащихся должны содержать следующую информацию:
С 1960 года начинается поиск своего театра: Высоцкий работал в Театре имени А.Пушкина и в Театре Миниатюр.
В 1961 году написано первое стихотворение-песня "Татуировка".
В 1964 гаду в жизни Владимира Высоцкого происходит судьбоносная встреча с Ю.П.Любимовым и Театром драмы и комедии на Таганке. Сам Высоцкий позже скажет:"Мне повезло, что я попал к Любимову. Я встретил обаятельного человека с понимающими глазами. Это человек твёрдой позиции. Как старший брат, учитель, друг, он помог мне. Я бы, возможно, перестал писать стихи. Но он к моим стихам отнёсся не как к творческому хобби, а как к поэзии, и стал их включать в спектакли". Лучшие работы В.Высоцкого в театре:"Добрый человек из Сезуана", "Павшие и живые", "Жизнь Галилея", "Гамлет", "Вишнёвый сад", "Преступление и наказание".
г) В.Высоцкий в кино (фрагмент видеозаписи "Место встречи изменить нельзя.");
Сообщения учащихся должны содержать следующую информацию:
Параллельно с работой в театре у В.Высоцкого идёт работа в кино. Даже эпизодические роли он умел превратить в запоминающиеся и неповторимые. Нередко Высоцкий проходил пробы, а на роль утверждали другого актёра. Это доставляло немало огорчений.
Наиболее известные кинороли В.Высоцкого:
- 1961 - "713-й просит посадки".
- 1966 - "Я родом из детства".
- 1967 - "Вертикаль".
- 1968 - "Интервенция", "Служили два товарища".
- 1969 - "Хозяин тайги".
- 1974 - "Единственная дорога".
- 1978 - работа над главной ролью капитана Жеглова в телефильме "Место встречи изменить нельзя".
- 1979 - работа над ролью Дон Гуана в телефильме "Маленькие трагедии".
д) последние годы жизни (фрагмент видеозаписи);
Усиливается поэтическое творчество В.Высоцкого. За 18 лет творчества создано 800 поэтических текстов. Они разноплановые: военные, спортивные, о горах и альпинистах, о космонавтах, сказки, баллады, любовные, философские. Лирика Высоцкого несёт в себе высокий нравственный потенциал, способствует пробуждению духовного сознания. Душа лирического героя Высоцкого очень часто страдающая, заблудшая, но всегда ищущая. Она ассоциируется с такими понятиями, как "совесть", "истина", "правда". Сам поэт считал, что только страдание дает нравственное очищение человеку. Главным критерием, которым руководствовался поэт в своем творчестве, была правда, та откровенная правда, которую может выдержать не каждый. и поэтому, наверное, его стихи вызывали столь противоположные чувства: и сильное неприятие, и такую же сильную любовь.
В своём последнем стихотворении "И снизу лёд и сверху - маюсь между" он напишет:
Мне меньше полувека - сорок с лишнем, -
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышнем,
Мне есть, чем оправдаться перед Ним.
Поэт хотел, чтобы его помнили. Но ещё больше он хотел, чтобы помнили его слово. Пока рос он сам, росло и развивалось в стремлении к бесконечности его творчество, становясь всё более духовным.
На основе услышанного и увиденного материала у учащихся должна быть сделана опорная таблица (предлагаемый вариант).
25.01.1938 | Родился в Москве. Мать (Нина Максимовна) - референт - переводчик, отец (Семён Владимирович) - военный связист. Первый адрес в Москве - Первая Мещанская улица (с 1957 года - проспект Мира). |
1949 год | Живёт в Большом Каретном переулке. Школьные годы. |
1956-1960 годы | Учёба в школе - студии МХАТ. |
1961 год | Первая песня, самостоятельно написанная. |
1964 год | Театр на Таганке. Роли в театре и кино. |
1971 год | Премьера спектакля "Гамлет" с Высоцким в главной роли. |
1980 год | Кончина В.Высоцкого. |
Вопросы к обсуждению в конце урока.
1. Почему при жизни Владимира Высоцкого не издавались его книги, хотя на спектакли и концерты попасть было невозможно?
Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно расширялся, и за короткое время Высоцкий приобрел всенародную популярность, но одновременно вызвал недовольство советских официальных кругов. При этом запрет на его пластинки, книги, журнальные публикации был негласным. Попытки Высоцкого опубликовать свои стихи в СССР не имели успеха, при жизни поэта лишь несколько песен увидело свет в периодике и нотных изданиях, а в собственно книжном виде было напечатано лишь одно стихотворение — “Из дорожного дневника”.
О том, насколько болезненно переживал Высоцкий такую опалу, свидетельствует Марина Влади в книге “Владимир, или Прерванный полет”: “Твои концерты отменяются иногда прямо перед выходом на сцену, чаще всего под предлогом твоей болезни, что приводит тебя в бешенство: тебе не только запрещают петь, но и сваливают на тебя же вину за сорванный концерт... Тексты, неустанно посылаемые в Главлит, неизменно отсылаются обратно с преувеличенно вежливыми сожалениями. На нескольких маленьких пластинках, появившихся за двадцать лет работы, записаны самые безобидные песни, отобранные из более чем 700 текстов. Полное молчание по радио, телевидению и в газетах, а между тем в стране нет, пожалуй, ни одного дома, где почти каждый не слушал бы Высоцкого... Я часто удивляюсь, почему тебя это так беспокоит, но ты с горечью отвечаешь: “Они делают все, чтобы я не существовал как личность. Просто нет такого — и все”.
Бесконечные отказы в публикации стихов изматывали поэта. Как вспоминает мать поэта, Нина Максимовна Высоцкая, она стала свидетелем одного телефонного разговора. Владимиру позвонили из редакции и сказали, что стихи напечатать не могут.
Ну что ж, — ответил он в трубку, — извините за внимание.
Потом отошел к окну, постоял немного и вдруг резко сказал:
А все равно меня будут печатать! Хоть после смерти, но будут!
Слова Высоцкого оказались пророческими. Сегодня мы видим сотни изданий лирики и прозы Высоцкого.
2. Как известно, Высоцкий много раз бывал за границей. Почему он не остался жить за границей? (Вспомнить стихотворения А.Ахматовой "Не с теми я, кто бросил землю.")
Высоцкому действительно довелось побывать во многих странах, он неоднократно выступал с гастролями во Франции, в США, Италии, Мексике. Поездки за рубеж много дали Высоцкому как творческому человеку. Его выступления во Франции и Америке вызвали огромный интерес не только у русской эмиграции. На его концерты шли люди, вовсе не знающие русского языка. Их покоряла сила таланта, искренность, мощный темперамент певца. Во Франции были записаны пластинки Высоцкого. За рубежом была жена Марина Влади, немало друзей, там ему создавались условия для творческой работы. Но Высоцкий не мог жить вдали от Родины. Вот как вспоминает об этом Марина Влади в книге “Владимир, или Прерванный полет”:
“— Уехать из России? Зачем? Я не диссидент, я — артист.
Ты говоришь это в Нью-Йорке во время знаменитой передачи Си-би-эс “Шестьдесят минут”. У тебя покраснело лицо и побелели глаза, видно, как ты раздражен.
— Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я — поэт. Без России я — ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без их любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю”.
3. В чём причина преждевременной смерти В.Высоцкого? У Высоцкого было много друзей, почему он оказался один на один со своей бедой?
Последние полгода жизни Высоцкий был уже тяжело болен. По воспоминаниям его друга В. Янкловича, в “последние месяцы все завязалось каким-то узлом. В последний раз, весной, страшно не хотел лететь в Париж, сделал все, чтобы опоздать... А перед этим был долгий и трудный разговор с Мариной. И понимание ему нужно было тогда, не осуждение, не советы, а понимание... Его болезнь? Володя ведь прекрасно знал (он был человек мужественный), что из круга этой болезни вырваться трудно, почти невозможно...”
Высоцкий знал о том, что ему жить осталось два месяца. Нервные перегрузки, больное сердце, а самое страшное — наркотическая зависимость. Осознавая безвыходность своего положения, Высоцкий пытался лечиться, соглашался на тяжелую процедуру переливания крови. В последний месяц он мучительно страдал, все время порывался куда-то уйти, уехать. Именно в это время он оформляет американскую визу с 5 августа, собираясь уехать в Нью-Йорк, купил билет в Париж на 29 июля, разговаривал по телефону с Мариной Влади, предупреждая о своем приезде.
Вокруг Высоцкого в это время было много людей, но все они как будто недопонимали, что с ним происходит. Люди приходили и уходили — все время шло какое-то движение, но даже близкие друзья, даже родители не осознавали, насколько Высоцкому было плохо. Последние дни его жизни были наполнены страшными, невыносимыми страданиями. Надо было срочно госпитализировать Высоцкого, однако среди врачей института Склифосовского, которые постоянно лечили Володю, не было единства. Решено было подождать до 25 июля. Но ночь с 24 на 25 июля оказалась последней в жизни Высоцкого. Смерть последовала от остановки сердца в 3 часа 40 минут Причиной смерти, указанной в медицинском свидетельстве, стала острая сердечная недостаточность (обширный инфаркт).
Действительно, у Высоцкого было много друзей. Дружбу с В. Акимовым, Г. Кохановским, Б. Утевским. М. Горховером он пронес через всю жизнь. Многих друзей приобрел позднее, работая в театре, выступая с концертами. В дружбе он проявлял подлинное бескорыстие, заботу и чуткость. Но когда случилась беда, Высоцкий в силу своей природной щепетильности старался не обременять своих друзей просьбами и жалобами. Он надеялся справиться со своей болезнью самостоятельно. Вспоминая о том времени в жизни Высоцкого, В. Янклович писал: “И боролся он, практически, в полном одиночестве... Потому что он нас жалел. А мы — мы на него орали, пытались воспитывать! Мы не могли его попять, а он рвался к пониманию... ”.
4. Если бы Высоцкий был жив в наше время, о чём бы он писал?
Думается, что Высоцкий не остался бы в стороне от тех перемен, которые произошли в нашей стране за последние годы. Приобрели бы новый смысл и звучание его строки: “Все по гак, ребята!” Он предвидел и приближал тот путь, на который встала наша страна— путь прозрения, очищения и покаяния. Незадолго до своего ухода из жизни прекрасный писатель Федор Абрамов пророчески сказал: “Для его стихов еще не наступил настоящий срок. Он будет необходим как воздух, когда у нас в доме стрясется беда. С его песнями будут ходить в атаку... ”
Трагическая судьба Высоцкого не перестает волновать нас. И нельзя не согласиться со словами Б. Ахмадулиной, сказавшей о смерти Высоцкого: “Жизнь художника исчисляется не очевидной длиной, но объемом значения... Дар Высоцкого — дар нам, и мы приняли его дар с благодарностью и наслаждением, не обделив людей следующего времени, которым предстоит получать этот долгий подарок, этот привет от наших дней... Владимир Высоцкий — постоянная наша боль. С такими людьми никаких случайностей не бывает, все не случайно, все предопределено — и жизнь, и смерть”.
Д/з. прочесть и по возможности прослушать стихотворения о Великой Отечественной войне.
При подготовке к уроку использовались источники.
- Высоцкий В. Соч. в 2-х т. М.: Худ. лит., 1991.
- Высоцкий В. Монологи. // Юность. 1986. № 12.
- Высоцкий В. Я сыграл Гамлета. // Биб-ка “Вагант”. 1993. № 1.
- Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер. / Сост. Ю. А. Андреев и И. Н. Богуславский. М.: Прогресс, 1989.