Уроки-путешествия часто применяются в начальной школе и в классах среднего звена, когда дети любят, играя, познавать мир. Так как цель таких уроков – обобщение и систематизация изученного, то можно не только увлечь учащихся учебным материалом, но и закрепить, совершенствовать полученные навыки при освоении какого-либо раздела.
Мне нравится урок-игра еще потому, что это интересный процесс, в который включается весь класс; у учеников есть возможность провести небольшое исследование по теме, а у учителя – подтолкнуть учащихся к самостоятельному изучению сложного учебного материала. Очень важно, чтобы ученик сам для себя сделал маленькое открытие и проявил свои творческие способности.
Мой урок – это путешествие по страницам романа «Дубровский» А.С.Пушкина. Ученики достаточно подробно изучают произведение в течение нескольких уроков: читают, отвечают на вопросы, работают с электронными ресурсами. Поэтому обобщающий урок в игровой форме будет прекрасным завершением по этой теме.
Класс: 7 (общеобразовательный).
Тип урока: нестандартный.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Учебник: Литература. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Авторы: Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М., Ланин Б.А. Издательство «Вентана – Граф», 2013.
Цели урока:
- Познавательные: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;
- Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
- Воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств; совершенствование навыков этичного межличностного общения
Методы и приемы:
Репродуктивный, эвристический, исследовательский.
- слово учителя;
- пересказ;
- беседа;
- доклады учащихся;
- задания исследовательского характера.
Оборудование:
- проектор, экран, ноутбук, презентация;
- иллюстрации к роману (авторы: Б.М. Кустодиев, Д.А. Шмаринов).
- отрывок из к/ф «Дубровский», 1988 год (режиссер – В.Никифоров).
- картина «Неравный брак» В.В. Пукирева
Ход урока
№ | Этапы урока | № слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Оргмомент | 1 | Знакомство учащихся с целями урока | Слушают учителя, записывают в тетрадь тему урока | 2 |
2 | 1 станция «Пушкинская» | 3-4 | Слушает сообщение учащегося | Слушают сообщения учащихся, отвечают на вопрос | 5 |
3 | 2 станция «Теоретическая» – Работа с терминами |
6-7 | Проговаривает определения терминов | Записывают в тетради | 5 |
– Композиция романа |
8-9 | Дает задание: Расставить эпизоды по порядку 1. Обед у Троекурова. 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку. 3. Письмо Маши князю Верейскому. 4. Саша прячет кольцо в дупле. 5. Суд 6. Ссора Дубровского и Троекурова. 7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. 8. Дубровский останавливает карету князя Верейского. 9. Первое свидание Маши и Дубровского. 10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. 11. Пожар. |
Пишут в тетрадях: Композиция романа: – только цифры эпизодов 6. Ссора Дубровского и Троекурова. 7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. 5. Суд 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку 10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. 11. Пожар. 1. Обед у Троекурова. 9. Первое свидание Маши и Дубровского. 3. Письмо Маши князю Верейскому. 4. Саша прячет кольцо в дупле. 8. Дубровский останавливает карету князя Верейского. |
5 | |
-П роверка задания | Говорит правильный ответ и критерии оценок | Проверяют в тетрадях, оценивают себя | |||
4 | 3 станция «Историческая» – Работа с устаревшими словами |
11-12 | Называет устаревшие слова из романа | Говорят значения этих слов Слушают сообщение ученика |
3 |
- Просмотр иллюстраций | 13 | Задает вопросы | Отвечают на вопросы | 2 | |
5 | 4 станция «Литературная» – Пересказ эпизодов |
15-19 | Задает вопросы | Рассказывают эпизоды романа | 5 |
- Портрет героя | 20-23 | Читает отрывки из романа с описанием героев | Отгадывают героев романа | 5 | |
6 | 5 станция «Театральная» Просмотр отрывка из к/ф |
25 | Задает вопрос | Смотрят отрывок к/ф, отвечают на вопрос | 5 |
7 | 6 станция «В гостях у художника» Работа по картине Пукирева |
27 | Задает вопрос | Отвечают на вопрос | 2 |
8 | 7 станция «Творческая» Сочинения (индивидуальные задания) |
29 | Задает вопрос | Слушают сочинения учащихся | 5 |
9 | Итоги урока | Благодарит учащихся за активную работу, ставит отметки | Высказывают личное мнение об уроке, о прочитанном романе. | 1 |
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-игра, путешествие по страницам романа А.С.Пушкина «Дубровский». Мы с вами прочитали это замечательное произведение, познакомились с его героями. А теперь представьте, что мы отправились в путешествие с писателем, который будет сопровождать нас от станции к станции и беседовать с нами о своем романе.
- Цель нашего путешествия – успешно осваивать намеченный маршрут; показать не только свои знания, но и любовь к русскому слову.
2. Игра (станции).
1) 1 станция – «Пушкинская».
- Итак, наше путешествие началось! И на 1 станции нас встречают знатоки романа «Дубровский». Послушаем их доклады.
- Задания индивидуального характера были распределены за неделю до открытого урока. Учащиеся должны были самостоятельно подобрать материал по следующим темам:
- Время создания романа. Название романа. (Слайд 3)
- Письмо П.В. Нащокина А.С. Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сперва подьячих, а затем и других». (Слайд 4) - Вопрос учителя: В чем вы видите причины написания романа «Дубровский»?
- Ответы учащихся:
– Пушкина интересовала историческая тема;
- не переставала волновать антикрепостническая тема, судьба русского крестьянина;
- автор романа тревожился за будущее своей Родины.
2) 2 станция – «Теоретическая».
- На этом этапе урока учащимся предлагается два задания:
1) Вспомнить литературоведческие понятия и записать в тетрадь : роман, композиция, сюжет, эпизод. (Слайды 6-7)
Роман – крупное эпическое произведение с развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.
Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
Сюжет– последовательность и связь событий в художественном произведении.
Эпизод – отрывок, фрагмент художественного произведения.
2) Задание на знание сюжета романа – расставить эпизоды в нужной последовательности: (Слайды 8-9)
1. Обед у Троекурова. 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку. 3. Письмо Маши князю Верейскому. 4. Саша прячет кольцо в дупле. 5. Суд 6. Ссора Дубровского и Троекурова. 7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. 8. Дубровский останавливает карету князя Верейского (после венчания). 9. Первое свидание Маши и Дубровского. 10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. 11. Пожар. |
6. Ссора Дубровского и Троекурова. 7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. 5. Суд 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку 10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. 11. Пожар. 1. Обед у Троекурова. 9. Первое свидание Маши и Дубровского. 3. Письмо Маши князю Верейскому. 4. Саша прячет кольцо в дупле. 8. Дубровский останавливает карету князя Верейского. |
3) 3 станция – «Историческая».
- Название станции говорит само за себя. Первое задание исторического характера и связано с историей слова. (Слайд 11-12)
Учащиеся должны назвать значения устаревших слов и выражений, которые есть в тексте произведения: холоп, стремянный, гувернер, стряпчий, купчая, исправник, плетью обуха не перешибешь, гол как сокол.
- у учителя есть помощник-ученик, который работал со словарями русского языка (словарь В.Даля, фразеологический словарь, словарь пословиц и поговорок) и самостоятельно выписал все значения слов:
Холоп – крепостной человек, раб, слуга.
Стремянный – конюх
Гувернёр – воспитатель, надзиратель за детьми
Стряпчий – чиновник, правовед, наблюдающий за правильным ходом дела
Купчая – законное свидетельство на купленное именье, утвержденное в суде
Исправник – начальник уездной полиции
Плетью обуха не перешибёшь (пословица) – невозможно, бесполезно противостоять силе, власти.
Гол как сокол – страшно беден, ничего не имеет
- Второе задание – на знание текста. (Слайд 13)
Учащиеся должны представить дома двух помещиков, сравнить их и выбрать нужный вариант.
4) 4 станция – «Литературная».
- На этом этапе урока учитель обращает внимание учащихся к тексту романа Пушкина и предлагает поработать с эпизодами произведения:
- Угадайте эпизод романа и кратко перескажите, обязательно подтвердите свой ответ цитатами из текста (Слайды 15-19).
- Угадайте по цитате героя произведения, докажите свое мнение. Объясните, почему так решили (Слайды 20-23).
5) 5 станция – «Театральная».
Учащиеся знакомы с фильмом «Дубровский» (1988 г.) режиссера В.Никифорова. Некоторые эпизоды были просмотрены на уроках литературы во время изучения романа А.Пушкина. На открытом уроке используется отрывок из 4 серии кинофильма о последней встрече Владимира и Маши. Ученики искренне сочувствуют несчастной Маше, которую насильно выдали замуж за старого, но состоятельного князя Верейского. Автор дает возможность влюбленным стать счастливыми. Победно и решительно звучит фраза Дубровского: «Маша, вы свободны!» Но оказалось, что он говорит ее уже не любимой Марии, а княгине Верейской.
Учитель задает вопрос классу: «Почему Маша не захотела стать свободной и убежать с Владимиром?» (Слайд 25)
Ученики отвечают по-разному:
- Маша боялась отца, не могла его ослушаться;
- была напуганной и слабовольной девушкой;
- новый статус не позволял ей поступить по-своему;
- она не видела будущего с Дубровским.
6) 6 станция – «В гостях у художника»
По окончании интересной дискуссии учащиеся видят на слайде репродукцию с картины В.В.Пукирева «Неравный брак» (Слайд 27).
Учитель: Сравните картину Пукирева и кадр из фильма «Дубровский».
Учащиеся сравнивают, рассуждают и приходят к выводу, что поступок Кирилла Петровича не какое-то варварство по отношению к дочери, а лишь родительское беспокойство о будущем своего ребенка, желание сделать лучше. Ведь неравный брак – это типичная ситуация для того времени, когда пожилой и знатный мужчина брал себе в жены молодую бесприданницу. Маша имела хорошее приданое, но бедный Дубровский не рассматривался в качестве жениха.
7) 7 станция – «Творческая» (Слайд 29).
В заключение урока ученики слушают небольшие творческие работы нескольких одноклассников, которые попробовали дописать историю Маши и Дубровского. Ведь сам автор тоже мечтал это сделать. В детских работах видна надежда на счастливое завершение романтической истории.
III. Итоги урока.
В конце урока-путешествия учитель благодарит учащихся за активную работу, ставит отметки ученикам, которые работали в течение урока, а также высокий балл получают ребята, выполнявшие задания самостоятельно.
Литература:
- А.С. Пушкин. Дубровский – М: «Художественная литература», 1985.
- Толковый словарь живого великорусского языка. Под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ – М.:ТЕРРА -Книжный клуб, 1998.
- Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова – М: «Советская энциклопедия» – 1967.
- Словарь русских пословиц и поговорок. Сост. В.П. Жуков – М: «Советская энциклопедия» – 1966.
- Literatura 5.narod.ru
- www.a4format.ru
- ru.wikipedia.org
- www.literature – XIX.ru