Урок-путешествие «По страницам романа А.С. Пушкина "Дубровский"»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Уроки-путешествия часто применяются в начальной школе и в классах среднего звена, когда дети любят, играя, познавать мир. Так как цель таких уроков – обобщение и систематизация изученного, то можно не только увлечь учащихся учебным материалом, но и закрепить, совершенствовать полученные навыки при освоении какого-либо раздела.

Мне нравится урок-игра еще потому, что это интересный процесс, в который включается весь класс; у учеников есть возможность провести небольшое исследование по теме, а у учителя – подтолкнуть учащихся к самостоятельному изучению сложного учебного материала. Очень важно, чтобы ученик сам для себя сделал маленькое открытие и проявил свои творческие способности.

Мой урок – это путешествие по страницам романа «Дубровский» А.С.Пушкина. Ученики достаточно подробно изучают произведение в течение нескольких уроков: читают, отвечают на вопросы, работают с электронными ресурсами. Поэтому обобщающий урок в игровой форме будет прекрасным завершением по этой теме.

Класс: 7 (общеобразовательный).

Тип урока: нестандартный.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Учебник: Литература. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Авторы: Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М., Ланин Б.А. Издательство «Вентана – Граф», 2013.

Цели урока:

  • Познавательные: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;
  • Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • Воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Методы и приемы:

Репродуктивный, эвристический, исследовательский.

  • слово учителя;
  • пересказ;
  • беседа;
  • доклады учащихся;
  • задания исследовательского характера.

Оборудование:

  • проектор, экран, ноутбук, презентация;
  • иллюстрации к роману (авторы: Б.М. Кустодиев, Д.А. Шмаринов).
  • отрывок из к/ф «Дубровский», 1988 год (режиссер – В.Никифоров).
  • картина «Неравный брак» В.В. Пукирева

 Ход урока

Этапы урока № слайда Деятельность учителя Деятельность ученика Время
1 Оргмомент 1 Знакомство учащихся с целями урока Слушают учителя, записывают в тетрадь тему урока 2
2 1 станция «Пушкинская» 3-4 Слушает сообщение учащегося Слушают сообщения учащихся, отвечают на вопрос 5
3 2 станция «Теоретическая»
– Работа с терминами
6-7 Проговаривает определения терминов Записывают в тетради 5
  – Композиция романа
8-9 Дает задание:
Расставить эпизоды по порядку
1. Обед у Троекурова.
2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку.
3. Письмо Маши князю Верейскому.
4. Саша прячет кольцо в дупле.
5. Суд
6. Ссора Дубровского и Троекурова.
7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.
8. Дубровский останавливает карету князя Верейского.
9. Первое свидание Маши и Дубровского.
10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
11. Пожар.
Пишут в тетрадях:
Композиция романа:
– только цифры эпизодов
6. Ссора Дубровского и Троекурова.
7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.
5. Суд
2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку
10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
11. Пожар.
1. Обед у Троекурова.
9. Первое свидание Маши и Дубровского.
3. Письмо Маши князю Верейскому.
4. Саша прячет кольцо в дупле.
8. Дубровский останавливает карету князя Верейского.

5
  -П роверка задания   Говорит правильный ответ и критерии оценок Проверяют в тетрадях, оценивают себя  
4 3 станция «Историческая»
– Работа с устаревшими словами
11-12 Называет устаревшие слова из романа Говорят значения этих слов
Слушают сообщение ученика
3
  - Просмотр иллюстраций 13 Задает вопросы Отвечают на вопросы 2
5 4 станция «Литературная»
– Пересказ эпизодов
15-19 Задает вопросы Рассказывают эпизоды романа 5
  - Портрет героя 20-23 Читает отрывки из романа с описанием героев Отгадывают героев романа 5
6 5 станция «Театральная»
Просмотр отрывка из к/ф
25 Задает вопрос Смотрят отрывок к/ф, отвечают на вопрос 5
7 6 станция «В гостях у художника»
Работа по картине Пукирева
27 Задает вопрос Отвечают на вопрос 2
8 7 станция «Творческая»
Сочинения (индивидуальные задания)
29 Задает вопрос Слушают сочинения учащихся 5
9 Итоги урока   Благодарит учащихся за активную работу, ставит отметки Высказывают личное мнение об уроке, о прочитанном романе. 1

1. Организационный момент.

  • Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-игра, путешествие по страницам романа А.С.Пушкина «Дубровский». Мы с вами прочитали это замечательное произведение, познакомились с его героями. А теперь представьте, что мы отправились в путешествие с писателем, который будет сопровождать нас от станции к станции и беседовать с нами о своем романе.
  • Цель нашего путешествия – успешно осваивать намеченный маршрут; показать не только свои знания, но и любовь к русскому слову.

2. Игра (станции).

1) 1 станция – «Пушкинская».

  • Итак, наше путешествие началось! И на 1 станции нас встречают знатоки романа «Дубровский». Послушаем их доклады.
  • Задания индивидуального характера были распределены за неделю до открытого урока. Учащиеся должны были самостоятельно подобрать материал по следующим темам:
    - Время создания романа. Название романа. (Слайд 3)
    - Письмо П.В. Нащокина А.С. Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сперва подьячих, а затем и других». (Слайд 4)
  • Вопрос учителя: В чем вы видите причины написания романа «Дубровский»?
  • Ответы учащихся:
    – Пушкина интересовала историческая тема;
    - не переставала волновать антикрепостническая тема, судьба русского крестьянина;
    - автор романа тревожился за будущее своей Родины.

2) 2 станция – «Теоретическая».

  • На этом этапе урока учащимся предлагается два задания:

1) Вспомнить литературоведческие понятия и записать в тетрадь : роман, композиция, сюжет, эпизод. (Слайды 6-7)

Роман – крупное эпическое произведение с развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Сюжет– последовательность и связь событий в художественном произведении.

Эпизод – отрывок, фрагмент художественного произведения. 

2) Задание на знание сюжета романа – расставить эпизоды в нужной последовательности: (Слайды 8-9)

1. Обед у Троекурова.
2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку.
3. Письмо Маши князю Верейскому.
4. Саша прячет кольцо в дупле.
5. Суд
6. Ссора Дубровского и Троекурова.
7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.
8. Дубровский останавливает карету князя Верейского
(после венчания).
9. Первое свидание Маши и Дубровского.
10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
11. Пожар.
6. Ссора Дубровского и Троекурова.
7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.
5. Суд
2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку
10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
11. Пожар.
1. Обед у Троекурова.
9. Первое свидание Маши и Дубровского.
3. Письмо Маши князю Верейскому.
4. Саша прячет кольцо в дупле.
8. Дубровский останавливает карету князя Верейского.

3) 3 станция – «Историческая».

  • Название станции говорит само за себя. Первое задание исторического характера и связано с историей слова. (Слайд 11-12)

Учащиеся должны назвать значения устаревших слов и выражений, которые есть в тексте произведения: холоп, стремянный, гувернер, стряпчий, купчая, исправник, плетью обуха не перешибешь, гол как сокол.

- у учителя есть помощник-ученик, который работал со словарями русского языка (словарь В.Даля, фразеологический словарь, словарь пословиц и поговорок) и самостоятельно выписал все значения слов:

Холоп – крепостной человек, раб, слуга.

Стремянный – конюх

Гувернёр – воспитатель, надзиратель за детьми

Стряпчий – чиновник, правовед, наблюдающий за правильным ходом дела

Купчая – законное свидетельство на купленное именье, утвержденное в суде

Исправник – начальник уездной полиции

Плетью обуха не перешибёшь (пословица) – невозможно, бесполезно противостоять силе, власти.

Гол как сокол – страшно беден, ничего не имеет

  • Второе задание – на знание текста. (Слайд 13)

Учащиеся должны представить дома двух помещиков, сравнить их и выбрать нужный вариант.

4) 4 станция – «Литературная».

  • На этом этапе урока учитель обращает внимание учащихся к тексту романа Пушкина и предлагает поработать с эпизодами произведения:
    - Угадайте эпизод романа и кратко перескажите, обязательно подтвердите свой ответ цитатами из текста (Слайды 15-19).
    - Угадайте по цитате героя произведения, докажите свое мнение. Объясните, почему так решили (Слайды 20-23).

5) 5 станция – «Театральная».

Учащиеся знакомы с фильмом «Дубровский» (1988 г.) режиссера В.Никифорова. Некоторые эпизоды были просмотрены на уроках литературы во время изучения романа А.Пушкина. На открытом уроке используется отрывок из 4 серии кинофильма о последней встрече Владимира и Маши. Ученики искренне сочувствуют несчастной Маше, которую насильно выдали замуж за старого, но состоятельного князя Верейского. Автор дает возможность влюбленным стать счастливыми. Победно и решительно звучит фраза Дубровского: «Маша, вы свободны!» Но оказалось, что он говорит ее уже не любимой Марии, а княгине Верейской.

Учитель задает вопрос классу: «Почему Маша не захотела стать свободной и убежать с Владимиром?» (Слайд 25)

Ученики отвечают по-разному:

  • Маша боялась отца, не могла его ослушаться;
  • была напуганной и слабовольной девушкой;
  • новый статус не позволял ей поступить по-своему;
  • она не видела будущего с Дубровским.

6) 6 станция – «В гостях у художника»

По окончании интересной дискуссии учащиеся видят на слайде репродукцию с картины В.В.Пукирева «Неравный брак» (Слайд 27).

Учитель: Сравните картину Пукирева и кадр из фильма «Дубровский».

Учащиеся сравнивают, рассуждают и приходят к выводу, что поступок Кирилла Петровича не какое-то варварство по отношению к дочери, а лишь родительское беспокойство о будущем своего ребенка, желание сделать лучше. Ведь неравный брак – это типичная ситуация для того времени, когда пожилой и знатный мужчина брал себе в жены молодую бесприданницу. Маша имела хорошее приданое, но бедный Дубровский не рассматривался в качестве жениха.

7) 7 станция – «Творческая» (Слайд 29).

В заключение урока ученики слушают небольшие творческие работы нескольких одноклассников, которые попробовали дописать историю Маши и Дубровского. Ведь сам автор тоже мечтал это сделать. В детских работах видна надежда на счастливое завершение романтической истории.

III. Итоги урока.

В конце урока-путешествия учитель благодарит учащихся за активную работу, ставит отметки ученикам, которые работали в течение урока, а также высокий балл получают ребята, выполнявшие задания самостоятельно.

Литература:

  • А.С. Пушкин. Дубровский – М: «Художественная литература», 1985.
  • Толковый словарь живого великорусского языка. Под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ – М.:ТЕРРА -Книжный клуб, 1998.
  • Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова – М: «Советская энциклопедия» – 1967.
  • Словарь русских пословиц и поговорок. Сост. В.П. Жуков – М: «Советская энциклопедия» – 1966.
  • Literatura 5.narod.ru
  • www.a4format.ru
  • ru.wikipedia.org
  • www.literature – XIX.ru