Цели и задачи:
- Обобщить наблюдения над художественной формой и языком романа.
- Закрепить умения: работы по вариантам; ориентироваться в тексте; оперировать терминами.
- Продолжить работу над развитием речи: построением четкого ответа на поставленный вопрос в устной и письменной форме.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, распечатанные таблицы с заданием (Приложение 1).
Оргмомент: приветствие, объявление темы урока (слайд 1).
Слово учителя: Занятие является итоговым, обобщающим. На данном уроке имеют место разные формы задания: устные ответы, заполнение таблицы, соотнесение предложенных вариантов (как в тесте), задания по вариантам, а также краткие письменные ответы на поставленные вопросы с целью проверить, насколько внимательно было прочитано произведение. Таким образом, оценку получит каждый, которая будет складываться из совокупности выполненных заданий.
Ход урока
Объявление целей урока (слайд 2). Сегодня мы с вами, кроме анализа самого произведения, будем отрабатывать навыки индивидуальной работы и выполнения заданий по вариантам, обратимся к некоторым необходимым для нас терминам.
Вспомните, что представляет нашему вниманию автор в самом начале произведения? (Эпиграф: Береги честь смолоду). Что такое эпиграф? (Короткая цитата, крылатое выражение, пословица, поговорка, помещенные автором перед текстом произведения с целью толкования основной идеи, замысла автора). К выявлению значения эпиграфа мы придем в конце занятия. К нашему же уроку следующий эпиграф: роман о чуде, совершаемом любовью (слайд 3). В начале занятия только об одном скажем – кто подразумевается под этими словами? (Петр Гринёв и Маша Миронова).
Именно их изображение мы видим на иллюстрации – кадр из одного фильма.
Приступим к характеристике главного героя .... (Петра Гринёва) (слайд 4)
Ответьте на следующие вопросы:
- От чьего лица ведется повествование в “Капитанской дочке”? (Завершая повесть, Пушкин пишет: “Здесь прекращаются записки Петра Гринёва...Мы решились, с разрешения родственников, издать её (рукопись) особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена”. Себя поэт называет только издателем повести (1; 292) .)
- Почему же Пушкин решил вести повествование не от своего имени, а от имени Гринёва? (Все события даются с точки зрения Гринёва, несут на себе печать его убеждений. “Капитанская дочка” - история взросления души, кто лучше самого героя расскажет об этом.)
Вспомните – что такое ирония? (слайд 5)
Приведите примеры иронического изображения в первой главе. (“Бумажный змей” из географической карты; “выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля” и т.д.)
Почему ирония присутствует в описании детства? (Человеку свойственно вспоминать своё детство с теплотой. Гринёв – не с насмешкой, а с улыбкой.)
Теперь возьмите листочки с заданием №1 (приложение№1), вспомните, кто к какому варианту относится (по рядам). Отвечаем кратко, несколько слов на каждый пункт, определяем основные черты характера Петра Гринева, исходя из его следующих поступков (слайд 6).
- Уплата долга за проигрыш.
- Благодарность за спасение.
- Поединок за честь девушки.
- Отказ присягнуть бунтовщику.
- Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.
- Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.
(честность, порядочность, хорошее воспитание, храбрость, верность родине ? патриотизм, благородность, преданность, великодушие и др.)
Мы уже сказали и о том, что Гринёв – главный герой повести, дали ему характеристику, выявляя основные черты характера. Скажите, пожалуйста, кто из героев произведения противостоит Петру, являясь полной противоположностью (Швабрин). Что общего у этих героев?
(оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову). Найдем теперь различия, заполните сравнительную таблицу, указывая поведение каждого персонажа в определенной ситуации (слайд 7). На ваших листочках задание №2.
Критерий сравнения | Гринёв | Швабрин |
1. Отношение к семье капитана Миронова | С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй. | Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету. |
2. Поведение на поединке | Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. | Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича. |
3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами | Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать руку Пугачёву. | Становится на сторону бунтовщиков, нарушает воинскую присягу. |
4. Отношение к Маше Мироновой | Любит её, но дает свободу выбора, уважает ее решение. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая девушку. Не называет ее имени на следствии, не желая впутывать в разбирательство. | Описывает “совершенною дурочкою”. Держит взаперти, морит голодом и выдаёт Пугачёву. |
5. Поведение с Пугачёвым | Держится смело, искренне отвечая на вопросы, ведет себя достойно дворянина. | Унижается перед Пугачёвым, ползает у него в ногах, вымаливая прощение. |
Скажите, какие моменты повествования отражены на иллюстрациях? (слайд 7) (Дуэль двух офицеров, ранение Гринёва, Савельич поддерживает юношу). Необходимо отметить, что Швабрин несет на себе печать переходности своего времени, он порождение, причудливо совмещающее в себе самодержавие, крепостничество с взрывами протеста и бунтарства – “герой своего времени” (2; с.51-52).
Как вы считаете – каков же основной сюжет произведения – восстание Пугачева, верность Савельича, любовная линия или еще что-то. (Конечно, любовная линия. Чувства Гринева к Маше и её взаимность на протяжении всей повести являются основными значимыми моментами всего повествования.)
(слайд 8) Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета. Отметьте нужные цифры к каждой из четырех букв (А - 3; Б – 4; В - 1; Г – 2).
Подскажите, пожалуйста, кто же в рассматриваемом произведении является историческим лицом, реально существующим? (Емельян Пугачёв) (слайд 9). Охарактеризуйте необычного героя, опираясь на следующую таблицу, обращая внимание на исторически верные подробности и художественный вымысел.
Историческая правда | Художественный вымысел |
“Мужицкий царь”, предводитель бунта. Служили и те, кто ему не верили | Взаимоотношения с Гриневым “В Пугачеве-разбойнике побеждает человек”: |
Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга | Способен проявить милость |
Умный, отважный, энергичный | Может быть благородным: на добро отвечает милостью |
Жестокий | Способен оценить честь и мужество противника |
Трагическая судьба |
Кого еще из героев мы не имеем права отодвинуть на второй план? Кто является главной героиней повести? (Капитанская дочка – Маша Миронова, возлюбленная Петра Гринёва).
(слайд 10) ответьте кратко, устно на следующие вопросы:
1. Почему Маша отказалась венчаться с любимым, прочтя письмо отца Гринева? О ком она заботилась?
(Маша не хотела идти против воли отца Гринёва, она боялась, что, если Петр воспротивится воли родителя, отец его лишит благословения. Миронова волновалась о судьбе любимого.)
2. Почему Миронова просит у императрицы “Милости, а не правосудия”? (Потому что, с точки зрения закона, Гринёв был виновен: вошёл в сотрудничество с бунтовщиком, странным образом был пощажен и отпущен. Тем более Гринёв не стал называть подлинных причин своих поступков, чтобы сохранить доброе имя Маши Мироновой. Поэтому Гринев осужден вполне справедливо, а спасти его может именно милость государыни.)
3. Пушкин назвал произведение “Капитанская дочка”, а не “Гринёв” или “Пугачев”. С чем это связано? (Вокруг Маши, её судьбы развертываются все события повести, героиня стоит в центре сюжета.)
Мы с вами охарактеризовали Пугачева, указывая и историческую правду и художественный вымысел, упомянули о милости государыни Екатерины II (слайд 11). Как вы считаете, кто больше всего заслуживает характеристики “великодушный государь”? (Мнения детей могут разойтись. Здесь главное – обоснованное доказательство учеников. Пугачев – в повести проявляет великодушие к Гринёву, Екатерина – именно благодаря её милости воссоединились сердца влюбленных.)
Все в данном случае правы, аргументируя свою позицию. Вернемся к началу урока, где мы указывали эпиграфы к произведению и к уроку (слайд 12). Объясните смысл эпиграфа к повести “Береги честь смолоду”. (Можно отнести и к чести Гринёва, который является ярким примером – он не предал родину, не стал упоминать имя Маши, выполнял свои обещания. Высшее проявление чести – самопожертвование ради другого человека. А также Маша выступает носительницей высокой нравственности и чести.) Мы можем также отметить: А. С. Пушкин своим произведением утверждает, что даже в смутные времена необходимо сохранять честь и милосердие.
Каков же смысл эпиграфа к уроку “Роман о чуде, совершаемом любовью”...? (Мы говорили, что основной в сюжете является именно любовная линия. Это поистине чудо - добиться милости государыни и восстановить справедливость простому офицеру. Именно любовь подтолкнула Миронову к рискованной и, казалось бы, безнадежной, поездке.)
Какие моменты изображены на иллюстрациях (слайд 12) (отец провожает Петрушу на службу, Миронова ухаживает за раненым Гринёвым. Таким образом, здесь и честь, унаследованная от отца и любовь, которая проходит через весь сюжет.)
Итог урока:
Мы вспомнили сегодня и охарактеризовали основных главных героев повести Пушкина “Капитанская дочка”, проанализировали смысл отдельных моментов повести, выявили исторические моменты, вспомнили такие понятия, как ирония, сюжет, композиция. Рассмотрели разнообразные иллюстрации к произведению. Услышали мнения по поводу названия повести и её эпиграфа. Все плодотворно поработали – ответили устно, заполнили таблицы и выполнили соотношения между отдельными понятиями. Оценка каждого из присутствующих дополнится еще заданием, которое вы выполните дома.
Рефлексия: Ребята, скажите честно, повесть оставила вас равнодушными? Почему же произведение о таких далёких событиях читается до сих пор с неослабевающим интересом?
Домашнее задание (слайд 13).
Письменно ответьте на вопросы, перепишите каждый 2 вопроса – один общий и два разных, в зависимости от варианта:
1.“Капитанская дочка” - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом?
2.
1 вариант: Где и при каких обстоятельствах встречается в романе Зурин? Какую роль он сыграл в развитии характера Петра Гринёва? (В первой главе, когда Гринёв играет с ним и проигрывает 100 рублей. В конце произведения, в 13 главе “Арест”, Пётр попадает в отряд Зурина, где и остается, а Миронову отправляет к родителям. Именно в этих моментах повествования решается вопрос чести главного героя – оплатит проигрыш или нет, женится на Маше или последует совету Зурина. Будучи на службе, Гринёв узнает о роковом письме – приказе Следственной комиссии.)
2 вариант: Сравните эпизод дарения заячьего тулупчика с эпизодом из первой главы, где Гринёв заплатил долг за проигрыш. В чем сходство и различие?
(Гринёв дарит тулуп незнакомому человеку в благодарность за спасение, иначе в такую погоду не найти ему верного пути. Этот момент подчеркивает честь главного героя. В первой главе же главе уплатить долг было необходимо из-за своей глупости, но Петр сдерживает свое честное слово и не отступает назад.)
Спасибо за внимание! (слайд 14) Здесь вы видите обложки различных изданий повести “Капитанская дочка”.
Список литературы.
- Пушкин А. С. Повести. Романы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2003. – 352 с.
- Слинько А. А., Свительский В. А. Русская литературная классика XIX века: учебное пособие. – Воронеж: Родная речь, 2003. – 426 с.