Цели и задачи:
- Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения. Масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига народа.
- Дать учащимся круг знаний по военно-патриотической тематике.
- Показать значение писем с фронта и произведений о Великой Отечественной войне как исторической памяти народа
- Необходимость донести мысль о преемственности поколений.
- Раскрыть творческие способности учащихся.
Посвящается моим родителям – участникам Великой Отечественной войны Урок внеклассного чтения по литературе: «Привет с фронта!.. Жди меня» |
Слайд 1 |
Слово учителя |
«Письма с фронта - безмолвные свидетели войны» |
Слайд 2 |
Слово учителя |
Шел третий год войны |
Слайд 3 |
1-й ведущий |
Как и в мирное время на призывных пунктах тихо звучала музыка. На фронт провожали очередную группу новобранцев, совсем необстрелянных ребят 18-ти 20-ти лет. |
Слайд 4 |
2-й ведущий |
Солдатские письма… Пришло время, когда они обрели вес и цену архивного документа. Но вернемся мысленно на несколько десятилетий назад, туда, в «сороковые - роковые», представим себе солдата на фронте или перед отправкой на фронт, перед боем, перед атакой на вражеские позиции, когда он не знает, будет ли жив через час, или после боя. |
Слайд 5 |
1-й ведущий |
За войну, даже за короткое время пребывания на передовой, он привык к потерям, но каждая новая смерть – рубец на сердце, предупреждение: следующий – ты. |
Слайд 6 |
2-й ведущий |
Эти письма эпохи войны, |
Слайд 7 |
Ученица |
Сегодня мы почитаем письма солдат Великой Отечественной войны, написанные родным и любимым с фронта в 1943 году. Они хранят не только ощущение времени и правду об ужасах войны, но и нежность, и любовь, и веру — те, чувства, которые делали мужчин бесстрашными на протяжении пяти лет. |
Слайд 8 |
1-й ведущий |
Многие авторы этих писем погибли, но, к счастью, мы можем читать их. Письмо старшины Алексея Богдановайда жене |
Слайд 9 |
2-й ведущий |
«Здравствуй, Люсенька! Как наш маленький Юрочка? Поздравь его с днем рождения, а подарочек преподнести затрудняюсь. Подарок будет иной — буду разить гитлеровцев, чтобы сохранить нашу Родину и обеспечить счастливую жизнь народу. Целую. Ваш Леша». |
Слайд 10 |
Ученица |
«Полчаса до атаки» |
|
1-й ведущий |
Полчаса до атаки, |
Слайд 11 |
Ученик |
Там стояло сначала: |
Слайд 12 |
Ученица |
Вместе с первым разрывом |
|
Ученик |
«Привет в родное село Новотроицкое, мамаше, брату Александру и Валентину. Я получил от вас письмо. Спешу сообщить, что пока жив, здоров, продолжаю со своими товарищами бить озверелых фашистов в том же духе, с той же силой. Я разведчик. Иногда ставится задача — взять “языка”. Мы и берём. За одного пленного фрица я получил орден Красной Звезды. Работа очень интересная, хотя порой и опасная. Обо мне не горюйте. Скоро кончится война, тогда заживём хорошо. Ваш сын Константин». |
Слайд 13 |
Ученик |
«Ты пишешь письмо мне» |
|
2-й ведущий |
На улице полночь. |
Слайд 14 |
Ученик |
Теплее на фронте от ласковых писем. |
|
Ученик |
16-летняя Соня Степина не сразу решилась написать бывшему учителю математики Михаилу Еськину письмо на фронт и признатьс ему в любви. И только после нескольких писем, которые получил от него коллектив школы, Соня послала Михаилу весточку. В ней девушка писала: | Слайд 15 |
Ученица |
«Часто вспоминаю ваши уроки, Михаил Петрович. Помню, как дрожала и трепетала при каждом звуке вашего голоса…» |
Слайд 16 |
Ученица |
И вскоре командир взвода Михаил Еськин ответил Соне: |
Слайд 16 |
2-й ведущий |
«Я прочитал твое письмо с большой радостью. Ты не представляешь, как счастливы здесь люди, читая письма от знакомых и близких». |
|
|
Переписка стала постоянной. Когда Михаил сообщил Соне, что «немного поцарапан и теперь отлеживается в медсанбате», девушка с горячностью ответила: |
Слайд 16 |
1-й ведущий |
«Я бы прилетела, будь у меня крылья…» |
|
Ученица |
Молодые люди полюбили друг друга. Почти три года длилась эта переписка. В 1943 году Михаил и Соня поженились. |
Слайд 17 |
2-й ведущий |
И та, что сегодня прощается с милым, |
Слайд 17 |
Ученица |
Письмо 20-летнего летчика, офицера Юрия Бородина, погибшего в боях под Киевом. |
Слайд 18 |
1-й ведущий |
«Милая Лида! Ты хочешь вызвать меня телеграммой? Нельзя. Не сердись. Полеты в разгаре. И ведь ты же умная, ты понимаешь, что мне доверено самое дорогое — защита Отечества. Так что терпи. Жена летчика — это не так-то просто. Удивительная тишина вокруг. Кузнечики… Трава… Солнце.… Как будто нас сюда на пикник собрали. А люди отсюда уходят насмерть. Но я умирать не собираюсь, у нас с тобой еще так много впереди. Вчера сажали на аэродроме деревья: пусть потомки вспомянут добрым словом». |
Слайд 18 |
Ученица |
Грозно грянула война, |
Слайд 18 |
Ученица |
Русский характер! Поди-ка опиши его.… Но среди других был заметен один человек сильным и соразмерным сложением и красотой. Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, - бог войны! Во время Курского побоища танк загорелся. Егор Дремов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. |
Слайд 19 |
2-й иведущий |
- Бывает хуже, - сказал он (глядя в зеркало), - с этим жить можно (только в зеркало больше не смотрелся). Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. Тогда он пошел к генералу и сказал: "Прошу вашего разрешения вернуться в полк". - "Но вы же инвалид", - сказал генерал. "Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью". |
Слайд 19 |
Ученик |
А потом поехал в отпуск к родителям, но не признался им, что это он, а затем получил письмо от матери: |
Слайд 19 |
Ученик |
"Здравствуй, сынок мой ненаглядный. Боюсь тебе и писать, не знаю, что и думать. Был у нас один человек от тебя, - человек очень хороший, только лицом дурной. Хотел пожить, да сразу собрался и уехал. С тех пор, сынок, не сплю ночи, - кажется мне, что приезжал ты. Егор Егорович бранит меня за это - бы он наш сын - разве бы он не открылся... Если это был бы он, - таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно. Уговорит меня Егор Егорович, а материнское сердце - все свое: он это, он был у нас!.. Егорушка, напиши мне, Христа ради, надоумь ты меня, - что было? Или уж вправду - с ума я свихнулась..." |
Слайд 20 |
Ученица |
И написал Егор ответ: |
Слайд 20 |
1-й ведущий |
"Дорогие мои родители, Марья Поликарповна и Егор Егорович, простите меня за невежество, действительно у вас был я, сын ваш..." И так далее, - на четырех страницах мелким почерком, - он бы и на двадцати страницах написал - было бы можно. |
Слайд 20 |
Ученик |
Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила - человеческая красота. (Алексей Толстой) |
Слайд 21 |
2-й ведущий |
Памяти всех тех, кто защищал Отечество. |
Слайд 21 |
1-й ведущий |
Казалось, что в лицо дышало пекло, |
Слайд 21 |
Ученик |
Письмо участника обороны Киева |
Слайд 22 |
2-й ведущий |
«Моя милая Маруся! Здесь под Киевом к нам прислали одну девушку, которая окончила 10 классов. Она спасает раненых, выносит их с поля боя. Она и мне перевязала рану. Какие это мужественные девушки — патриотки нашей Родины! Маруся,пойми: фашизм напал на нас с целью захватить Родину. Мы теперь должны драться за свою Родину, как львы, до последней капли крови. Будь спокойна.…Твой Иван» |
Слайд 22 |
Ученик |
Прочитаем отрывки из писем |
Слайд 22 |
1-й ведущий |
«Сынок, будь осторожнее!», «Береги себя, любимый!», «Дорогой, папа, я по тебе очень скучаю! Когда ты вернешься домой?», «Сынок мой, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись!» |
Слайд 22 |
Ученик |
Наверное. Каждый фронтовик получал письма с такими словами. Он знал, что его ждут дома и любят. |
Слайд 23 |
1-й ведущий |
В ответ фронтовик писал не столько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких.…Писал о вере, писал о любви… |
Слайд 23 |
2-й ведущий |
Ко мне в окоп сквозь минные разрывы |
Слайд 23 |
Ученица |
За Родину сражались не только мужчины. |
Слайд 24 |
1-й ведущий |
Писем с фронта от мам, дочерей, подруг также с нетерпением ждали. |
Слайд 24 |
2-й ведущий |
Девушку, совсем ещё девчонку, |
Слайд 24 |
Ученица |
Письмо участника двух войн Константина Благовестникова о сыне, ушедшем на фронт добровольцем |
Слайд 25 |
1-й ведущий |
«Родная моя, не найти слов, чтобы утешить нашу семью, велико горе - не стало нашего Вали, бойца-танкиста, бойца за счастье и свободу нашей прекрасной Родины. Наше горе слилось с горем всей нашей страны, нашего народа.. .Я думал, после этой войны соберемся все вместе и уже никогда больше не расстанемся, и вот одного из нас уже не будет. Когда кончится война, обязательно отыщем могилу сына. Будь мужественна, моя родная, моя любимая. Честь нашей семьи Валя не уронил. Пусть это послужит тебе утешением». |
Слайд 25 |
Ученик |
Всё грущу о шинели, |
Слайд 25 |
Ученица |
Письмо и карточка в конверте, |
Слайд 26 |
2-й ведущий |
Письмо офицера Константина Биткова, погибшего во время битвы за Севастополь |
Слайд 26 |
1-й ведущий |
Вновь за поясом чувствую |
Слайд 26 |
Ученица |
Письмо военного журналиста Баубека Булкишева в «Казахстанскую правду» |
Слайд 27 |
2-й ведущий |
«Ксеня! Многие говорили, что война постепенно выветривает из души солдата человеческую нежность. Оказывается подобные утверждения — сущая ерунда. Наоборот, мои чувства окрепли, углубились, превратились в нечто святое, неотъемлемо от внутреннего мира души моей. Я верю в наше будущее. Оно у нас светлое, молодое и прекрасное… А ты в этом будущем олицетворяешь чистоту и прелесть жизни, делаешь ее очаровательной, вечно юной, звенящей, как веселый ручей. Твой Григорий». |
Слайд 27 |
Ученик |
Вы слышите, грохочут сапоги, И птицы ошалелые летят. Вы поняли, куда они глядят? Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней. А прошлое ясней, ясней, ясней. (Булат Окуджава) |
Слайд 28 |
Ученик |
Письмо Моисеея Мартынова жене Тамаре «Милая Томочка! Все время находился в условиях, когда писать тебе не мог. Вчера вернулся. Целую ночь не спал, так как палили из всех видов оружия, и я, в том числе из своего пистолета выпустил не одну обойму. Возможно, буду проезжать мимо дома, и удастся сбежать хоть на минутку, другую…» |
Слайд 29 |
Ученик |
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, |
Слайд 30 |
Ученик |
О разном писали солдаты в своих письмах: о долге, о Родине. |
Слайд 31 |
1-й ведущий |
И в любом случае тон писем спокойный, успокаивающий. В них нет жалоб, сетований на тяготы фронтовой жизни. |
Слайд 32 |
2-й ведущий |
Ведь солдат понимал, что порой там, в тылу не легче, чем ему на фронте. |
Слайд 33 |
1-й ведущий |
И на краю смерти он всегда старался подбодрить родных, скорее сообщить, что он пока жив и здоров. |
Слайд 34 |
2-й ведущий |
Не сердитесь — к лучшему, |
Слайд 35 |
Ученица |
«Родненькая моя, драгоценная единственная мамочка. Вот и я дождалась счастья: получила письмо от тебя, моя любименькая Родненькая, единственная, пиши мне часто. Мы с тобой стиснем зубы и переживем эту разлуку. Тяжело добыть победу, но мы ее добудем, во что бы то ни стало. Ненависть жжет наши сердца. Я просто временами зверею от всех мыслей, от ненависти к проклятому зверью, напавшему на нашу землю. И столько страданий нам он дал, нарушил жизнь, работу, учебу. Мамочка, ты жди меня, верь, я вернусь с победой... Целую крепко. Береги себя. Наташа». |
Слайд 36 |
Ученица |
Наташа была ранена, а когда фашисты приблизились, собрав последние силы, девушка вставила запалы в гранаты, взрывом враги были уничтожены, но перестало биться и мужественное сердце Наташи Качуевской. |
Слайд 37 |
1-й ведущий |
Есть в памяти мгновения войны, |
Слайд 38 |
Ученик |
"Поздравляю милую мою крошку с днем рождения. Да, прошел год, как нас стало трое. Мне, конечно, обидно, что я могу выразить свои поздравления на клочке бумаги. Но это не все. Обидно еще и то, что прошел год, как дочурка появилась на свет, а я ее еще не видел. Не могу в день рождения любимой дочурке купить подарок. Потом куплю. А пока крепко целую. Пусть растет хорошей девочкой и не забывает отца. До свидания. Целую. Коля». |
Слайд 39 |
Ученик |
Почему все не так? Вроде все как всегда: |
Слайд 40 |
Ученик |
Он молчал невпопад и не в такт подпевал: |
Слайд 41 |
Ученик |
Нынче вырвалась, будто из плена весна - |
Слайд 42 |
Ученик |
ИЗВЕЩЕНИЕ «Ваш сын, красноармеец Бросалов Владимир Петрович, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 25 сентября 1943 года. Похоронен на восточной окраине дер. Бершево Зубцовского района Калининской области». |
Слайд 43 |
1-й ведущий |
Когда я вижу, как убитый |
Слайд 44 |
Ученик |
Не все вернулись с фронта домой… - в этой войне мы потеряли 27 миллионов человеческих жизней. И если по каждому из них устроить минуту молчания, страна будет молчать 18 570 дней. |
Слайд 45 |
2-й ведущий |
Я убит подо Ржевом, |
Слайд 45 |
Ученик |
А как ждали дома солдатские письма-треугольнички! У этих писем были трудные судьбы, долгие пути. Но родные надеялись. Пришло письмо - жив солдат! Письма…простые солдатские письма…. |
Слайд 46 |
1-й ведущий |
Сколько тепла в них, любви, романтизма, |
Слайд 46 |
2-й ведущий |
Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя. |
Слайд 47 |
1-й ведущий |
У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями. | Слайд 47 |
2-й ведущий |
Жди меня, и я вернусь, |
Слайд 48 |
Ученица |
Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу… |
Слайд 49 |
1-й ведущий |
Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами. |
Слайд 49 |
Ученица |
Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал… |
Слайд 50 |
2-й ведущий |
Звучит песня из кинофильма «Офицеры» |
Слайд 50 |
Учитель |