Цели:
- Знакомство с некоторыми фактами биографии Е.И. Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя.
- Формирование навыка работы с таблицами.
- Воспитание интереса к жизни и творчеству Е.И. Носова.
- Выявление художественной идеи рассказа “Как патефон петуха от смерти спас”.
- Формирование навыков выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, пересказа, работы с учебником, лексической работы.
- Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова жалостливый.
ХОД УРОКА
1. Сообщения учителя и учащихся. Заполнение таблицы.
Слово учителя
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 г. в селе Толмачеве под Курском на берегу Сейма в семье потомственного мастерового, кузнеца.
Этот удивительный край был воспет автором “Слова о полку Игореве”, Тургеневым, Фетом, Никитиным, Кольцовым и Буниным. Сам характер местности как бы подчёркивает свои особенные преимущества для ратной битвы и крестьянской жатвы – до самого горизонта простираются поля, перебиваемые редкими лиственными лесами, разделёнными тихими водами Дона и Цны, Сейма и Псела...
Каждое лето Евгений Носов проводил у деда с бабкой: “Неграмотная крестьянка, не умевшая читать, она неведомо откуда наизусть знала кое-что из Пушкина, Некрасова, Кольцова, была неисчерпаема на сказки, но и сам ее повседневный язык был сущим кладезем. Быт, домовая и дворовая утварь того времени тоже хранили много понятий, теперь уже почти утраченных...” Полуголодное детство научило мальчика промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
В 1933 году Евгений поступил в среднюю школу города Курска и до войны успел окончить 8 классов. Увлекался математикой и мечтал стать инженером. Как только немцы оккупировали город, с матерью и младшей сестрой он перебрался к бабушке в Толмачево.
В октябре 1943 года был призван в ряды Красной Армии. Полтора года находился на передовых позициях в артиллерийской батарее истребителей танков в армии маршала К.К. Рокоссовского. Его боевой путь пролег через Брянск, Могилев, Бобруйск, Минск, Варшаву. На этом пути рядовой Носов подбил немало вражеской военной техники, был награжден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу" и "За победу над Германией”.
Сообщение учащегося о детских годах Евгения Носова.
(учебник стр. 111-112)
Зимой 1945 на подступах к Кенигсбергу Носов был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале. Потом он опишет это в рассказе “Красное вино победы” (1969). Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.
По возвращении с фронта Носов поступил в 10-й класс дневной школы, пропустив 9-й. В гимнастерке и сапогах, с “раненой рукой и пенсионным удостоверением в кармане” он мало походил на ученика. Весь его жизненный опыт к этому времени, как и у героя рассказа “Шумит луговая овсяница” (1973), — детство и война — “из детства вынырнул прямо взрослым парнем. Минуя юность”.
Важнейшие темы творчества писателя – военная и деревенская. Евгения Носова можно отнести к представителям “деревенской прозы” и к не менее значимой в литературе XX века “окопной правде”. Ратный труд Е.И. Носова отмечен многими орденами и медалями.
В 1957 году — первая публикация: рассказ “Радуга” опубликован в курском альманахе.
В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей “На рыбачьей тропе”. Через год увидел свет новый сборник “Рассказы”. Это было не робкое ученическое начало, а проза будущего крупного писателя.
В 1961 году вернулся в Курск, стал профессиональным писателем. В 1962 году начал учиться на Высших литературных курсах в Москве при Литературном институте им. М. Горького. Здесь он познакомился и подружился со своими однокурсниками: В. Астафьевым, Б. Можаевым, В. Беловым. “Хорошее время! Счастливые дни! — вспоминает В. Астафьев . — На курсах в Москве мы как бы спешили прожить, договорить, допраздновать то, что было отпущено нам сделать в молодости, чему помешала война”. Здесь же Астафьев имел возможность наблюдать за тем, как рождаются произведения Носова: “Нет среди знакомых мне писателей никого другого, кто бы работал так медленно и надсадно. Мне доводилось видеть рукописи его рассказов в авторский лист размером. Этот рассказ, как яичный желток, был вылуплен из рукописи в страниц полтораста. И каждая из этих страниц отделана так, что хоть сейчас в типографию сдавай. Перед такой маетной работой я склоняю голову”. По признанию Носова, он сохранил эту манеру работы на всю жизнь — пишет трудно, не признает правила “ни дня без строчки”, потому что не садится за стол без особой творческой сосредоточенности.
Проза Е. Носова – это проза писателя, органически воспитанного на традициях народной культуры и отечественной классики, в которых польза и красота, чёткое жизненное намерение и бессознательное очарование жизнью гармонично уживаются, дополняя друг друга.
В ранних произведениях Носов уже вполне проявил свой почерк — неброская “акварельность” его письма всегда основательна, ясна, отточена до мельчайших деталей. Носов предстает не просто созерцателем природы, но высвечивает философский взгляд на течение земной жизни.
Первый крупный успех Носову принес опубликованный в Москве сборник “Тридцать зерен” (1961). Притчей (краткий иносказательный поучительный рассказ) о смысле творчества и смысле бытия прозвучал заглавный рассказ книги. “Кто ты? — Я — Человек. — Что такое человек? Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно. — Видишь нитку? Она привязана к форточке... Можно потянуть за нитку, захлопнуть форточку, и ты будешь поймана. Я этого не сделаю. Это и называется у нас — Человек.
В повести “Усвятские шлемоносцы” (1977) торжественно прозвучала идея защиты Отечества как историческая обязанность русского человека. Незатейлив сюжет повести: усвятскими крестьянами получено известие о Великой Отечественной войне, их сборы, прощание с родными — и дорога на сборный пункт. Все это под пером мастера обретает символическую многомерность, утверждается традиционность, извечность народных представлений о войне и мире, о справедливости. Повесть стала событием в литературной и культурной жизни страны, получила многочисленные критические и читательские отзывы; в 1982 была экранизирована под названием “Родник” (реж. А.Сиренко); в театрах страны успешно прошли постановки спектакля “Усвятские шлемоносцы”.
Обращение к таблице.
Родился в трудовой семье, многое испытал. Трудности, пережитые в детстве, научили будущего писателя преодолевать все невзгоды и лишения. Рано почувствовал свою причастность к Слову: много читал, наблюдал за жизнью вокруг.
2. Анализ рассказа “Как патефон петуха от смерти спас”.
Повествование и все описания Носова отличаются уравновешенностью. Его произведения посвящены в основном людям современной среднерусской деревни. Герои повестей и рассказов Носова — это люди из народа, тесно связанные с природой. Носов описывает будничные события, в которых намечаются человеческие судьбы; ему лучше всего удаётся постепенное развитие характера или раскрытие его в ходе событий, ненавязчиво, шаг за шагом.
- Назовите героев рассказа.
- Какой эпизод рассказа вы считаете самым ярким?
- Где и когда происходит действие рассказа?
Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от начала до слов “... и Витька засел дома на целую неделю”.
- Найдите в тексте слова и сочетания слов, содержащие описание сильного мороза, неожиданно грянувшего накануне весны. Найдите изобразительные средства, передающие ощущение сильного холода. (Олицетворения, эпитеты).
Реплика Кольки ещё более усиливает впечатление (слово морозище образовано при помощи суффикса - ищ-, имеющего увеличительное значение).
- Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У мальчика “похолодела спина...”. Каково значение данного словосочетания?
3. Исследовательская работа с текстом.
- Назовите словосочетания, передающие отношение Витьки к намерению взрослых. Какие чувства испытывает герой?
Выразительное чтение от слов “Он был такой красивый и смелый...” до слов “... и громко и благополучно завершал всё своё “ку-ка-ре-ку!”.
- Почему Витьке жаль петуха? Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.
4. Лексическая работа.
- Назовите глаголы, которыми передано поведение петуха. О чём свидетельствует их употребление в описании?
- Как Витька пытается “утешить” петуха? О каком качестве характера героя свидетельствуют эти строчки?
- Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки?
- Подберите синонимы и антонимы к слову жалостливое.
Синонимы – сострадательный, добрый, милосердный.
Антонимы – злой, жестокий, бессердечный.
- Почему бабушка послушала внука и стала лечить петуха?
- Как бабушка лечила петуха?
- Что заставило петуха издать воинственный крик?
- Какой момент в этом эпизоде показался вам особенно смешным? Что такое юмор? (Прочитать определение, записать).
- Найдите в тексте разговорные слова. Для чего они употреблены в тексте?
- Чему учит рассказ Евгения Носова?
Рассказ Евгения Носова учит добру, милосердию, состраданию всему живому.
5. Проблемный вопрос.
(Работа в группах.)
Что же на самом деле спасло петуха?
(Каждая группа получает словарик с определениями и ключевыми вопросами, последние до времени прячутся, отгибаются).
Что спасло петуха от смерти? | Словарь | Что способно было погубить птицу? |
Воинственный дух - готовность к
действию. Гордость - чувство своего достоинства, сознание своего превосходства. Жалость - сострадание, соболезнование. Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Равнодушие - безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Сила духа - бодрость, моральная сила. Сострадание - участие в печали, сочувствие. Чуткость – способность замечать, понимать происходящее. |
1 группа
- Как Витька отнесся к больному петуху?
- Как, с помощью каких слов автор передает чувства Витьки?
- Из словаря выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице.
- Сделайте вывод. Какое чувство Витьки спасло петуха?
2 группа
- Как бабушка отнеслась к петуху?
- Почему она лечила птицу? Как спасала его?
- Из словаря выберите слово, которое обозначает, как бабушка относилась к петуху.
- Сделайте вывод. Какое душевное качество бабушки спасло петуха?
3 группа
- Как отнесся к петуху отец Витьки?
- Кто еще так же отнесся к горю Витьки?
- Из словаря выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха.
- Сделайте вывод. Все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька?
4 группа
- При каких обстоятельствах петух обнаружил признаки жизни?
- Что заставило его издать воинственный крик?
- Выберите из словаря те слова, которые обозначают качества, присущие петуху?
- Сделайте вывод. Какие качества петуха вернули его к жизни?
6. Составление отзыва. “Письмо по кругу”.
О чем написал рассказ Е.И.Носов?
Каждый член группы пишет в своей тетради первое предложение отзыва. Потом передает тетрадь соседу слева и берёт тетрадь у соседа справа, в которой пишет одно предложение в продолжение уже написанному соседом. Так передавать тетради, пока каждый ученик не получит свою. Таким образом, у каждого в тетради получится отзыв, написанный всей группой.
7. Рефлексия.
Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Что узнали? Чему научились?
8. Домашнее задание.
Запишите в тетради ответ на вопрос: “Витька – сторонний наблюдатель за участью петуха или заботливый друг, чуткий человек?”
КАРТА УРОКА
Доброе – это прекрасное в действии.
Ж.-Ж. Руссо
Биография Е.И. Носова | Мои замечания об услышанном |
Родился в 1925 г. в селе Толмачеве под Курском |
|
Годы детства | |
Великая Отечественная война в судьбе Е. Носова | |
Произведения Е. Носова |
Исследовательская работа с текстом
дорога стала сырой, влажной | |
стучала громко капель | |
наступил мороз | |
пушистый иней | |
солнце в мрачном сиянии | |
голову отрубят | |
похолодела спина | |
портрет петуха |
|
Что спасло петуха от смерти? | Словарь | Что способно было погубить птицу? |
Воинственный дух - готовность к
действию. Гордость - чувство своего достоинства, сознание своего превосходства. Жалость - сострадание, соболезнование. Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Равнодушие - безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Сила духа - бодрость, моральная сила. Сострадание - участие в печали, сочувствие. Чуткость – способность замечать, понимать происходящее. |