Литература
-
Тест "Проверь себя" по роману В.Я. Шишкова "Емельян Пугачев" 2014
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, характеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле.
-
"Дорога к счастью". Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Улицкой "История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей" из сборников рассказов "Истории про зверей и людей". 5-й класс 2014
Воспитывать эстетический вкус, ориентировать на чтение лучших произведений писателей-современников – задача уроков литературы. Урок знакомит учеников средней школы с именем современной писательницы Людмилы Улицкой и ее произведением. В уроке использована технология развития критического мышления: ученики работают в группах и создают кластеры. Этот прием помогает учащимся структурировать основные характеристики персонажей изучаемого произведения.
-
Игра «Звездный час» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» 2014
Игра «Звездный час» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» составлена в программе Microsoft PowerPoint. При появлении правильного ответа нужная картинка анимируется: мигает или увеличивается. В игру включены вопросы, которые обычно обсуждаются на уроках при изучении произведения. Игра выявляет знания текста учащимися и служит своеобразной формой контроля.
-
Русский фольклор 2014
Мероприятие расширяет представление учащихся о русском фольклоре; активизирует словарь учащихся за счет употребления фольклорной лексики, воспитывать любовь к языку, трудолюбие, усердие, настойчивость, любознательность. Фольклорный праздник может проводиться педагогом с учащимися начальной школы на уроке литературного чтения , во внеклассной работы по предмету, заседаниях круглого стола, в подготовке проектов по устному народному творчеству.
-
Корпоративный урок-диалог "Творческая педагогика" 2014
Диалог по теме «Творческая педагогика»,дает представление о том, что творческая педагогика – образ жизни, бережная, мудрая лепка творческой личности в ребенке и выстраивание педагогической траектории в каждодневной деятельности.
-
Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) по теме «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Парус"» 2014
Цель интегрированного урока литературы и изобразительного искусства: изучить основы анализа содержания поэтического текста (стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус») на основе сопоставления с пейзажами Айвазовского, Куинджи, Щедрина. Урок развивает интерес к художественному слову, умение определять средства художественной выразительности в тексте; воспитывает внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи.
-
Образ кота в литературе (по рассказу К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"). 5-й класс 2014
Заключительный урок в цикле занятий «Животные в художественной литературе». Структура урока, формы работы соответствуют требованиям ФГОС ООО. Особое внимание уделено повторению учебного материала о жанрах рассказа, подготовке учащихся к восприятию нового материала. Показаны межпредметные связи с историей, русским языком. Предложено вариативное домашнее задание, дан список литературы по изученному материалу.
-
Внеклассное мероприятие по теме "Устное народное творчество" (кубанские загадки, сказки, пословицы и поговорки, казачьи песни) 2014
Внеклассное мероприятие формирует национальное самосознание, показывает самобытность русского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве. Мероприятие ориентирует учебный процесс на самообразование; воспитывает патриотизм, уважительное отношение к национальному наследию, открывает возможность познания нашего края через произведения фольклора, использование возможностей литературы родного края для приобщения к самообразованию.
-
Изучение романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2014
Сегодня важно обратиться к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих гуманистов-мыслителей дать ориентиры новому поколению читателей, силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его сознание. Особое значение имеет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Статья знакомит с активными формами и методами при изучении романа: беседа, лекция, концерт, опрос, презентация, сочинение-миниатюра, семинар и др.
-
Урок по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". Тема: "Милосердие и сострадание в рассказе". 6-й класс 2014
Урок-беседа знакомит с жанром «святочного рассказа», темой, идеей, героями произведения А.И. Куприна «Чудесный доктор». Определяется композиция рассказа, основные проблемы, нравственные качества героев: милосердие, сострадание или равнодушие, сопоставляются характеры и поступки героев произведения и молодежи.
-
Некрасов Н.А. Поэма "Кому на Руси жить хорошо". Личность в поэме Н.А. Некрасова и в жизни 2014
Урок тематически связует изучение произведений Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского на уроках литературы в 10-м классе. Вечная тема борьбы добра и зла, противостояние и место человека в мире может быть успешно рассмотрена на представленном уроке. Тема апробирована на разных аудиториях.
-
"Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии". 6-й класс 2014
Урок по программе под редакцией В.Я. Коровиной знакомит учеников с понятием "миф", мифами Древней Греции в прочтении подвигов Геракла. Использована технология проекта, что особенно актуально в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Формирует и развивает универсальные учебные действия, которыми должны владеть ученики.
-
Урок литературы по теме "Понятие добра и зла в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2014
Урок литературы поможет учащимся понять нравственные уроки сказки К.Паустовского, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.
-
Урок-проповедь "По дорогам нравственности в союзе с красотой" 2014
Интегрированный урок литературы с предметами эстетического цикла прошел в форме проповеди. Цель: формулировать нравственные законы жизни, показать влияние искусства и красоты на воспитание души человека. В ходе выступления учителя литературы затронуты такие нравственные категории, как любовь, добро и зло, взаимоотношения родителей и детей, роль красоты и искусства в формировании человека.
-
Урок-путешествие по сказке "А. де С.Экзюпери "Маленький принц". Тема: "Каждый отвечает за свою планету…" 2014
Урок по «Маленькому принцу» Экзюпери позволяет человеку всесторонне раскрыться, в том числе и для самого себя, обнаружить в себе качества, которые живут подспудно, невыявленно.
-
Урок литературной игры по теме «И.С. Тургенев. История создания повести "Ася"». 8-й класс 2014
Урок литературы в форме игры «Литературоведческий детектив» активизирует деятельность большинства учеников класса, вызывает интерес к изучению нового материала, развивает исследовательские навыки и работы в команде.
-
Открытый урок литературы по теме «Почувствуй вкус слова "доброта"» по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". 5-й класс 2014
Цель урока: развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения; воспитывать доброту и чуткость в восприятии произведения; обогатить лексикон учащихся, расширить представление детей о доброте с точки зрения нравственного смысла.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Лучик света – Аня Синякова" 2014
В сценарии и в презентациях представлены короткая жизнь и творчество удивительно талантливой девочки из Приамурья Ани Синяковой (1991‒2005), прожившей всего 14 лет, но оставившей богатое наследие в виде стихов, сказок, песен и рисунков. Творчество девочки представлено в альманахе «Приамурье 2012», там же есть отрывок из книги отца Ани Е.Я. Синякова «Какое счастье – просто жить!» (2007) и статьи о ней. Издано три книги Аниных стихов (одна – при жизни, в 2005 году, две – посмертно, в 2006-м и в 2012 году).
-
Урок русской литературы XIX в. по теме «Н.С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" "И роковое их слиянье, и… поединок роковой"» 2014
На уроке учащиеся выявляют особенности произведения, его стиль. Развивают внимание к художественному слову в нахождении ключевых слов в произведении.
-
Проектная деятельность на уроках литературы 2014
Статья знакомит с системой работы учителя литературы, который на протяжении многих лет использовал проектную деятельность на своих уроках. Коллегам может быть интересна классификация проектов в соответствии с этапами урока и преподавание темы «Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"» в 9-м классе.
-
Урок литературы по теме "Искусство Серебряного века в контексте культурного пространства". 11-й класс 2014
Урок обобщения, сопоставления и соразмышления. В течение урока учащиеся должны получить доказательное представление о едином культурном пространстве, расширяют представления о поэзии Серебряного века, развивают умения анализировать лирическое стихотворение, сопоставлять его с другими видами искусства.
-
Урок литературы по теме "Милосердие в рассказе Александра Куприна «Чудесный доктор»". 5-й класс 2014
Учащиеся работают в группах в творческой мастерской над ролью художественных описаний (портрет, пейзаж, интерьер) в идейно-образной структуре рассказа. Приводятся интересные факты из жизни доктора Н.И. Пирогова. Учащиеся работают со справочной литературой, словарями, энциклопедией.
-
Урок литературы с ИКТ-технологиями "Мой путь лежит мимо дома – ничьего" (по творчеству М.И. Цветаевой). 11-й класс 2014
Учащиеся, работая на ноутбуках, активируют все гиперссылки, работают с материалом напрямую. Переходя по ссылкам, учащиеся читают краткий обзор жизненного пути поэтессы и составляют ментальную карту. Гиперссылки на электронную библиотеку с проекцией текста на мультимедийную доску позволяют интерпретировать поэтическое произведение, выделить изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении.
-
Контрольный тест по литературе (2-й семестр) 2014
Контрольная работа по литературе за 2-й семестр 1-го курса. Она подводит итог изучению литературы ХХ в. Может быть использована для учащихся 11-го класса.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) по теме "Музы не молчали…" 8-й класс 2014
В ходе урока учащиеся искали ответ на вопрос: почему в годы Великой Отечественной войны наблюдался небывалый подъем в искусстве. Урок сопровождается презентацией для образного восприятия материала. Урок знакомит с особенностями образного воплощения темы войны в произведениях искусства: в песенной поэзии и плакатной графике военных лет.
-
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Марины Цветаевой "Красною нитью рябина зажглась…" 2014
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Марины Цветаевой призвана заинтересовать учащихся личностью М.Цветаевой, увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь; отметить особенности поэтической манеры Цветаевой: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху.
-
Викторина по литературному чтению "Своя игра" 2014
Современные дети очень мало и неохотно читают. Люди перестали выписывать газеты и журналы. Сейчас, когда вступил в силу ФГОС НОО, как никогда остро встает вопрос умения работать с книгой. Не случайно стандартом предусмотрен сквозной курс «Работа с информацией». Анализировать информацию может только тот, кто много и внимательно читает. Необходимо возрождать семейное чтение, библиотечные уроки.
-
Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и литературе 2014
Цель урока: показать взаимосвязь музыки, ИЗО и литературы в воссоздании образов русских богатырей, познакомить с творчеством композитора А.П. Бородина, художника В.Васнецова, которые внесли большой вклад в развитие интереса к русской художественной культуре и литературе XIX века, содержанием "Богатырской симфонии", картиной В.Васнецова "Богатыри" и русскими былинами; дать понятия "былины", "симфония", "симфонический оркестр".
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Годы А.С. Пушкина в Царскосельском лицее" 2014
Цель мероприятия: расширение знаний учащихся о юношеских годах великого поэта, системе воспитания и образования его соратников и друзей.
-
Невероятное путешествие старшеклассников по Стране школьных знаний 2014
Игра-путешествие проводится в конце учебного года. Может быть вариантом итогового интегрированного занятия по математике, информатике, литературе и географии, где участники не только попробуют свои силы в разных заданиях, но и постараются разработать свою стратегию игры.