Литература
-
Урок по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". Тема: "Милосердие и сострадание в рассказе". 6-й класс 2014
Урок-беседа знакомит с жанром «святочного рассказа», темой, идеей, героями произведения А.И. Куприна «Чудесный доктор». Определяется композиция рассказа, основные проблемы, нравственные качества героев: милосердие, сострадание или равнодушие, сопоставляются характеры и поступки героев произведения и молодежи.
-
Некрасов Н.А. Поэма "Кому на Руси жить хорошо". Личность в поэме Н.А. Некрасова и в жизни 2014
Урок тематически связует изучение произведений Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского на уроках литературы в 10-м классе. Вечная тема борьбы добра и зла, противостояние и место человека в мире может быть успешно рассмотрена на представленном уроке. Тема апробирована на разных аудиториях.
-
"Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии". 6-й класс 2014
Урок по программе под редакцией В.Я. Коровиной знакомит учеников с понятием "миф", мифами Древней Греции в прочтении подвигов Геракла. Использована технология проекта, что особенно актуально в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Формирует и развивает универсальные учебные действия, которыми должны владеть ученики.
-
Урок литературы по теме "Понятие добра и зла в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2014
Урок литературы поможет учащимся понять нравственные уроки сказки К.Паустовского, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.
-
Урок-проповедь "По дорогам нравственности в союзе с красотой" 2014
Интегрированный урок литературы с предметами эстетического цикла прошел в форме проповеди. Цель: формулировать нравственные законы жизни, показать влияние искусства и красоты на воспитание души человека. В ходе выступления учителя литературы затронуты такие нравственные категории, как любовь, добро и зло, взаимоотношения родителей и детей, роль красоты и искусства в формировании человека.
-
Урок-путешествие по сказке "А. де С.Экзюпери "Маленький принц". Тема: "Каждый отвечает за свою планету…" 2014
Урок по «Маленькому принцу» Экзюпери позволяет человеку всесторонне раскрыться, в том числе и для самого себя, обнаружить в себе качества, которые живут подспудно, невыявленно.
-
Урок литературной игры по теме «И.С. Тургенев. История создания повести "Ася"». 8-й класс 2014
Урок литературы в форме игры «Литературоведческий детектив» активизирует деятельность большинства учеников класса, вызывает интерес к изучению нового материала, развивает исследовательские навыки и работы в команде.
-
Открытый урок литературы по теме «Почувствуй вкус слова "доброта"» по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". 5-й класс 2014
Цель урока: развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения; воспитывать доброту и чуткость в восприятии произведения; обогатить лексикон учащихся, расширить представление детей о доброте с точки зрения нравственного смысла.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Лучик света – Аня Синякова" 2014
В сценарии и в презентациях представлены короткая жизнь и творчество удивительно талантливой девочки из Приамурья Ани Синяковой (1991‒2005), прожившей всего 14 лет, но оставившей богатое наследие в виде стихов, сказок, песен и рисунков. Творчество девочки представлено в альманахе «Приамурье 2012», там же есть отрывок из книги отца Ани Е.Я. Синякова «Какое счастье – просто жить!» (2007) и статьи о ней. Издано три книги Аниных стихов (одна – при жизни, в 2005 году, две – посмертно, в 2006-м и в 2012 году).
-
Урок русской литературы XIX в. по теме «Н.С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" "И роковое их слиянье, и… поединок роковой"» 2014
На уроке учащиеся выявляют особенности произведения, его стиль. Развивают внимание к художественному слову в нахождении ключевых слов в произведении.
-
Проектная деятельность на уроках литературы 2014
Статья знакомит с системой работы учителя литературы, который на протяжении многих лет использовал проектную деятельность на своих уроках. Коллегам может быть интересна классификация проектов в соответствии с этапами урока и преподавание темы «Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"» в 9-м классе.
-
Урок литературы по теме "Искусство Серебряного века в контексте культурного пространства". 11-й класс 2014
Урок обобщения, сопоставления и соразмышления. В течение урока учащиеся должны получить доказательное представление о едином культурном пространстве, расширяют представления о поэзии Серебряного века, развивают умения анализировать лирическое стихотворение, сопоставлять его с другими видами искусства.
-
Урок литературы по теме "Милосердие в рассказе Александра Куприна «Чудесный доктор»". 5-й класс 2014
Учащиеся работают в группах в творческой мастерской над ролью художественных описаний (портрет, пейзаж, интерьер) в идейно-образной структуре рассказа. Приводятся интересные факты из жизни доктора Н.И. Пирогова. Учащиеся работают со справочной литературой, словарями, энциклопедией.
-
Урок литературы с ИКТ-технологиями "Мой путь лежит мимо дома – ничьего" (по творчеству М.И. Цветаевой). 11-й класс 2014
Учащиеся, работая на ноутбуках, активируют все гиперссылки, работают с материалом напрямую. Переходя по ссылкам, учащиеся читают краткий обзор жизненного пути поэтессы и составляют ментальную карту. Гиперссылки на электронную библиотеку с проекцией текста на мультимедийную доску позволяют интерпретировать поэтическое произведение, выделить изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении.
-
Контрольный тест по литературе (2-й семестр) 2014
Контрольная работа по литературе за 2-й семестр 1-го курса. Она подводит итог изучению литературы ХХ в. Может быть использована для учащихся 11-го класса.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) по теме "Музы не молчали…" 8-й класс 2014
В ходе урока учащиеся искали ответ на вопрос: почему в годы Великой Отечественной войны наблюдался небывалый подъем в искусстве. Урок сопровождается презентацией для образного восприятия материала. Урок знакомит с особенностями образного воплощения темы войны в произведениях искусства: в песенной поэзии и плакатной графике военных лет.
-
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Марины Цветаевой "Красною нитью рябина зажглась…" 2014
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Марины Цветаевой призвана заинтересовать учащихся личностью М.Цветаевой, увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь; отметить особенности поэтической манеры Цветаевой: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху.
-
Викторина по литературному чтению "Своя игра" 2014
Современные дети очень мало и неохотно читают. Люди перестали выписывать газеты и журналы. Сейчас, когда вступил в силу ФГОС НОО, как никогда остро встает вопрос умения работать с книгой. Не случайно стандартом предусмотрен сквозной курс «Работа с информацией». Анализировать информацию может только тот, кто много и внимательно читает. Необходимо возрождать семейное чтение, библиотечные уроки.
-
Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и литературе 2014
Цель урока: показать взаимосвязь музыки, ИЗО и литературы в воссоздании образов русских богатырей, познакомить с творчеством композитора А.П. Бородина, художника В.Васнецова, которые внесли большой вклад в развитие интереса к русской художественной культуре и литературе XIX века, содержанием "Богатырской симфонии", картиной В.Васнецова "Богатыри" и русскими былинами; дать понятия "былины", "симфония", "симфонический оркестр".
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Годы А.С. Пушкина в Царскосельском лицее" 2014
Цель мероприятия: расширение знаний учащихся о юношеских годах великого поэта, системе воспитания и образования его соратников и друзей.
-
Невероятное путешествие старшеклассников по Стране школьных знаний 2014
Игра-путешествие проводится в конце учебного года. Может быть вариантом итогового интегрированного занятия по математике, информатике, литературе и географии, где участники не только попробуют свои силы в разных заданиях, но и постараются разработать свою стратегию игры.
-
Урок литературы по теме "Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого". 10-й класс 2014
Урок знакомит с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, выявляет мировоззрение писателя, его отношения с действительностью, развивает способности к обобщениям, умению выделять главное, логическое мышление, формирует самостоятельность при работе с книгой, ответственность перед словом, воспитывает интерес к творчеству писателя.
-
Литературно-музыкальная композиция "Мы ничего не знаем о войне" 2014
Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя.
-
Открытый урок литературы по теме "Ищу человеческое в человеке…"Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". 9-й класс 2014
Занятие актуализирует знания воспитанников по теме «Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
-
Роль педагога в развитии личности ребенка 2014
Учитель заботится не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о формировании ответственности за задания, умении считаться с другими, думать об их интересах, развивать свои творческие возможности, талант.
-
Тема урока: "Человек и природа в прозе писателей ХХ в." 2014
Урок литературы посвящен теме человека и природы в прозе ХХ века. Его можно отнести к уроку нравственности, уроку-предупреждению, уроку-призыву, развивающему активную гражданскую позицию, доводящему до философского понимания тезис: чтобы изменить этот мир, необходимо начать с себя.
-
Урок литературного чтения по теме "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост". 3-й класс 2014
Цель урока: формирование читательской компетентности учащихся, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
-
Над страницами книги С.П. Алексеева "Рассказы о Суворове и русских солдатах". 5-й класс 2014
Цель статьи: представление материалов урока внеклассного чтения по книге С.П. Алексеева "Рассказы о Суворове и русских солдатах", который логически продолжает тему защиты Отечества, звучащую в таких произведениях, как "Бородино" М.Ю. Лермонтова" и в фрагменте из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" "Петя Ростов".
-
"Сатирическое произведение XVII в. – "Суд Шемякин"". 8-й класс 2014
Урок проведен в форме беседы, которая опирается на исследовательскую работу детей, практические навыки работы с текстом. Словарная работа и работа над выразительностью речи усилила понимание текста. Очень хорошо на уроке прозвучала связь уроков истории с русской литературой. Интересна словарная работа, с текстом.
-
Урок-турнир знатоков "Преданья старины глубокой…" (Обобщающий урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"). 5-й класс 2014
Обобщающий урок проходит форме турнира по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила". Турнир состоит из следующих этапов: "Визитка" (представление команды), "Разминка" (вопросы по содержанию поэмы), "Узнай событие", "Домашнее задание" (инсценировка эпизода), "Восстанови хронологию", "Конкурс капитанов".