Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А. Есенина

Разделы: Литература


Цель проведения: развитие языкового и эстетического представления о «прекрасном идеале в речи».

Задачи:

  • воспитание любви и уважения к русскому  к слову,  формирование бережного отношения к нему;
  • формирование осознанного интереса к чтению;
  • воспитание гражданской личности; 
  • формирование  коммуникативной компетенции учащихся;
  • воспитание культуры речевого поведения во время проведения массовых мероприятий;
  • развитие словарного  запаса детей.

Оформление: четыре столика (на 12 человек), свечи, видеопроектор для презентации.

Участники в костюмах начала 20 века. Солистка в зале.

Участники – учащиеся 10 А класса:

Евлахова Дарья,
Бурхин Дмитрий,
Оганесян Арам,
Рогова Ирина,
Коротеева Екатерина,
Гудкова Анастасия,
Кокурина Мария,
Коновалов Илья,
Гранцов Никита,
Фёдоров Артём,
Тугушев Александр

11кл.:

Гребенников Александр,
Колесова Яна.
1 кл.: Вика и Саша.

Слайд №1 Презентации

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Литературно-музыкальная гостиная вновь открыла двери для своих друзей. Не секрет, что поэзия мало интересует молодых в наше торопливое время, но те из вас, кто впустил её в сердце, – счастливые люди. Настоящая поэзия целебна для души, она лечит недоверчивых и возвышает робких. Самых ленивых и любопытных она может заставить плакать. Остальных – наслаждаться. Сегодня как раз тот счастливый случай, чтобы убедиться в этом, потому что мы встречаемся с поэзией Сергея Есенина. Нет, мы не станем рассказывать вам, когда он родился и на ком женился. Сегодня мы окунёмся в его непростое время – время революций и войн, кичливой роскоши и дикой разрухи, время передела собственности, земли и мировоззрения. И помогут нам в этом его современники – знакомые, друзья, родные. (Появляются участники). Это сестра Есенина – Екатерина Есенина, жена поэта – Анна Изряднова, друзья – Пётр Орешин и Наталья Крандиевская-Толстая, Августа Миклашевская и Анатолий Мариенгоф.

Солистка поёт из зала «Со вечера дождик». (все песни и стихи в Приложении)

Слайд №2.

На последних словах песни маленький мальчик и мал. Девочка в народных костюмах выходят, взявшись за руки, запрокинув головы, смотрят на звёздное небо.

Девочка: Серёжа, а кто это месяц на небо повесил?
Мальчик: Месяц? Это, наверное, Федосий Иваныч!
Девочка: Сергунька, а кто это – Федосий Иваныч?
Мальчик: Разве ты не знаешь Федосия  Иваныча? Вот поедем на базар, я тебе его покажу. Он всё умеет делать – и лошадок, и коровушек, он и звёзды ладит.
Девочка: И звёзды он развесил?
Мальчик: И звёзды…Видишь, как они кивают нам с неба?
Д: это он сделал ту птичку, которая умеет свистеть, как настоящая?
М: Да, да, как иволга! А ещё он сделал Жар-птицу! Пойдём, я тебе покажу! (Уходят)

Ведущий: Иногда мне кажется, что Жар-птица, озаряющая своими крыльями русские сказки, пленительные и чистые, и есть иволга. У Сергея Есенина была короткая, как праздник иволги в наших берёзовых лесах, жизнь. Но песнь его была прекрасна, душевна и необычна. Она осталась в самом воздухе бессмертного русского языка, как откровение, как запах медуницы на заливном лугу перед сенокосом…

Диск 1: «Отговорила роща золотая…» (во время песни – слайды № 3, 4, 5)

Ведущий: Мы не знаем, откуда приходят к нам великие поэты – «тайна сия велика есть». Но почему они рождаются, мы  знаем. Их рождают великие потрясения и великая жажда человеческой души ко всему прекрасному, что её окружает в бренном мире. Он просто не мог не родиться – желтоволосый мальчик с голубыми глазами – там, на Рязанщине, с её Окою, просторами и щемящею душу красотой,  выразителем которой он и призван был явиться в этот мир.

Чтец: «Край любимый! Сердцу снятся…» (слайд 6)

Чтец: «Чёрная, потом пропахшая выть!» (слайд 7)

Чтец: «Запели тёсаные дроги…» (слайд 8)

Ведущий: (слайд 9)
Я иду по деревне, каких много, где и сейчас живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями, – и волнуюсь. Я выхожу на высокий косогор, смотрю вдаль и дивлюсь: неужели об этой тёмной полоске хворостовского леса можно было так загадочно сказать: «На бору со звонами плачут глухари…»? И об этих луговых берегах Оки: «Скирды солнца в водах лонных»?

Чтец: «Душа грустит о небесах…» (слайд 10)

Ведущий: В разговоре с соседкой по гостинице «Англетер» Елизаветой Устиновой поэт проронил: «Жизнь штука дешёвая, но необходимая. Я ведь «Божья дудка». И пояснил: «Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет. Пополнять ему нечем и неинтересно».
Это определение своего творческого дара вовсе не было для Есенина каким-то роковым озарением – он всю жизнь жил с этим сознанием, безжалостно раздаривал себя, щедро тратя свой бесценный дар.

Чтец: «Душа грустит о небесах…»

Чтец: «Разбуди меня завтра рано…» (слайд 11)

Екатерина Есенина (слайд 12): «К Рождеству на каникулы приехал брат Серёжа. Когда вошёл в избу в валенках, в поддёвке и рыжем башлыке, запорошенный снегом, он походил на девушку. Однажды мы с ним остались вдвоём, он читал, я была уже в кровати. Громкий хохот Сергея заставил меня подняться. Он хохотал до слёз, я удивлённо смотрела на него. В это время вернулась мать и немедленно приступила к допросу:
– Ты чего смеёшься-то?
– Да так, смешно.
– И часто ты так смеёшься один?
– А что?
– Вот так в Федякине дьячок один очень читать любил, всё читал и читал и до того дочитался, что сошёл с ума. А от чего? Всё книжки!

Дома он погружался в свои книги и ничего не хотел знать. Мать и добром, и ссорой просила вникнуть в хозяйство, но ничего из этого не выходило».

Ведущий: Всю свою жизнь любя Родину и крестьянский уклад, Есенин остро чувствовал, как многое отделяет его от этой жизни. Он не брезговал трудом на земле, просто никак не хотел и не мог «опростеть» сердцем и душой. Не желая опрощения, он бежал сначала в книги и песни, потом в кашинскую усадьбу, а потом поманили его Петроград и Москва…

Анна Изряднова (слайд 13): «Я, Анна Изряднова, познакомилась с Сергеем Есениным в 1913 году, когда он поступил на службу в типографию товарища Сытина. Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был. На нём был коричневый костюм, высокий накрахмаленный воротник и зелёный галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив. Окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом. Был он заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Настроение у него было угнетённое: он поэт, а никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать… Ко мне он очень привязался, читал стихи.
В конце декабря у меня родился сын. Есенину пришлось много канителиться со мной: отправлять в больницу, заботиться о квартире. Когда я вернулась, дома был образцовый порядок: везде вымыто. Печи истоплены. На ребёнка смотрел с любопытством, всё твердил: «Вот я и отец!»
В марте поехал искать счастья в Петроград. В мае вернулся другой… Потом уехал опять…»

Ведущий: Недаром французская пословица гласит: «Поэты рождаются в провинции, а умирают в столице».
Он не вернулся к Анне. ОН уже понимал, что поэзия окончательно взяла его душу в полон. И не его удел – семья, дети, уют.
Петроград 1915-1916 годов жил призрачной жизнью. Прошлое интересовало петербургскую художественную элиту куда больше, чем непонятное настоящее. Мистическая, экзальтированная любовь к России во время войны достигла своего апогея. Иконы Нестерова и Васнецова, картины Билибина и Рериха, увлечение поэтом Николаем Клюевым, новые дворцы в древнерусском стиле – всё это как бы увенчалось появлением чудесного гостя, гения из народа, который завоевал сердца пресыщенных искусством петербуржцев.
Литературная летопись не отмечала более быстрого и лёгкого вхождения в литературу. Всеобщее признание свершилось в несколько недель.

Чтец  (слайд 15): «Всё живое особой метой…»

Ведущий (слайд 14): В литературных салонах его окружали молодые поэты, равнодушные к женщинам, остроумные сплетники. Просили спеть частушки.
По-другому проходили вечера в богатых буржуазных салонах. За ним ухаживали, ему удивлялись, ахали, охали. Он сиживал на золочёных стульях, а дамы изнывали от восторга: «Как вы сказали? Ухватами? Прелестно! Махотка? Ах, это замечательно! Вы слышали, милочка? Да он настоящий поэт! И кудри! Кудри какие! Пастушок, истинный пастушок!»
Молодой Есенин улыбался, позволял себя гладить по «бархатной шерсти», воспринимал всё спокойно. Лишь иногда в глазах загорался недобрый огонёк и чувствовалось, что долго такое добродушие длиться не может.

Чтец (слайд 16): «Устал я жить в родном краю…»

Солистка: «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Ведущий (слайды 17, 18): «За каждый шаг свой рано или поздно придётся дать ответ, а шагать теперь трудно; в литературе, пожалуй, всего труднее. Я это не для прописи хочу вам сказать, а от души: сам знаю, как трудно ходить, чтоб ветер не унёс и чтоб болото не затянуло», – предупреждал Есенина Александр Блок.

Пётр Орешин (слайд 19): Было это в семнадцатом году, осенью, в Петрограде. Я сидел за самоваром, дописывал какое-то стихотворение. Входит Есенин. На нём серый, с иголочки, костюм, белый воротничок и галстук синего цвета. Спрашивает, улыбаясь:
– С Клюевым знаком?
– Нет.
– А с Городецким? А с Блоком?
– Нет.
– Вот чудак! А ведь Блок и Клюев хорошие ребята! Зря ты так, в стороне…
Засунул обе руки в карманы, прошёлся по ковру, и тут я впервые увидел «лёгкую походку» –есенинскую. Никто так не умел легко ходить, как Есенин, и в первые дни нашего знакомства мне всё казалось, что у него ноги длиннее, чем следует. Поглядел на него – хорош! От всей его стройной фигуры веяло уверенной силой, а по лицу светилась его розовая молодость.

Звучит песня «Я обманывать себя не стану…» (слайд 20)

Чтец: «Низкий дом с голубыми ставнями…» (слайд 21, 22)

Ведущий: Есенин навсегда останется вечной загадкой человеческой простоты во всей её сложности…Как будто сама музыка времени коснулась его души, и этот многообразный инструмент зазвучал в унисон всем временам откровением своего времени. Он умел видеть всё: и то, как «режет серп колосья», и как «под горло режут лебедей», и как «избы бревенчатый живот трясёт стальная лихорадка». И его сердце, его душа, отзывчивые на чужое горе, всегда кровоточили. Может, поэтому золотые крылья его пронзительной песни не выдерживали нагрузки любви и нежности..?

Звучит песня «Заметался пожар голубой…» (слайд 23)

Августа Миклашевская (слайд 24): На экземпляре «Москвы кабацкой», присланной мне, Есенин написал: «Милой Августе Миклашевской со всеми нежными чувствами, выраженными здесь». Говорят, что «Заметался пожар голубой» – самое светлое и чистое стихотворение этого цикла, потому что оно посвящено мне…Не знаю, может и так…Я познакомилась с Есениным в конце лета 1923 года. Он только что вернулся из поездки за границу и был счастлив, что снова слышит вокруг русскую речь. Во время наших встреч – они чаще всего происходили в кафе – Есенин читал мне новое стихотворение. Слова он произносил тихо и проникновенно, глядя мне в глаза, положив свою руку на мою. Некоторые строки он повторял, было видно, что они ему нравятся. Так по несколько раз читал он : «Что ж так имя твоё звенит, словно августовская прохлада…»

Чтец: «Ты такая ж простая, как все…» (слайд 24)

Ведущий (слайд 25): Жизнь Есенина превращалась в легенду. Особенно странной казалась его близость с получившей мировую известность, уже немолодой танцовщицей Айседорой Дункан.
Айседора приехала в Россию по приглашению Луначарского, которого сумела убедить, что танцы Древней Греции, гармония здорового духа и тела возможны не в дряхлой Европе, а в  молодой России.

Ведущий: Об их первой встрече ходило немало легенд. Вот одна из них. На  танцы учениц знаменитой танцовщицы Есенин смотрел равнодушно, они ничего не говорили его душе. Но вот танец начала Айсидора. Дыхание подлинного искусства прошло над притихшим залом. Есенин широко раскрыл восхищённые глаза. Он, русский человек, в эту минуту и сам почувствовал себя на счастливых берегах Древней Эллады.

Ведущий (слайд 26): По окончании танца он вскочил с места и на огромном зеркале камнем своего кольца начертил «Люблю Дункан» и поставил три восклицательных знака.

Ведущий : Дункан не владела русской речью, а Есенин не знал ни одного иностранного слова. Как они понимали друг друга – остаётся загадкой. Но они были неразлучны. И, как это всегда бывает с натурами цельными, не умеющими дробить себя, он отдался этому чувству целиком. Они улетели сперва в Берлин, потом в Париж.

Чтец: «Какая ночь! Я не могу» (слайд 28)

Чтец: «Несказанное, синее, нежное…» (слайд 29)

Песня «Мне осталась одна забава…» (слайд 30)

Песня «Не жалею, не зову, не плачу…» (слайд 31)

Ведущий: Душа поэта, с рождения тоскующая по небесам, всю жизнь молила об одном: «Явись, русское поле, тишина, простая женщина и на людское жильё похожий дом!» А гнало его с родных лугов в далёкую столицу, никак не держала родная земля. Гоняло поэта по городам, гостиницам, чужим домам и дачам – зачем?
Ах, мечтатель, сказочник, обманули его лунные ночи, оскорбили будние дни… Если бы он знал, что счастье достаётся по возрасту! А он-то помнил себя всегда ласковым доверчивым мальчиком…

Чтец: «Письмо к женщине» (слайд 32)

Песня «Клён ты мой опавший…»

Ведущий: Когда завороженно слушаешь непостижимые в своём волшебстве стихи, невольно начинаешь понимать, что не свет, не звук, не интонация определяют сущность есенинской лирики, а излучение…Невидимое излучение теплоты…
Но ничего не даётся человеку бесплатно, тем более, такой высокий дар. Намучив сердце стихом, Есенин всё более и более убеждается в том, что поэзия не только обогащает, но и разоряет душу. И тогда является «чёрный человек».

Инсценирование ст. «Чёрный человек»  (отрывок) (слайды 33, 34, 35)

Ведущий: И летели дни – невозвратимые. И уже вплотную подступало тридцатилетие, к которому он дошагал смертельно усталым. Откуда такая старческая усталость? И почему так страшно по ночам , что луна скоро будет светить всем, кроме него? И как жаль, что не хватило времени на иные песни, иные надежды…

Чтец: «До свиданья, друг мой, до свиданья…» (слайд 36)

Ведущий (слайд 37): 27 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер» трагически погиб великий русский поэт Сергей Александрович Есенин.
И сколько бы ни ломали копья исследователи его жизни в спорах, было это самоубийством или жестокой расправой, всё это с того самого дня уже по большому счёту неважно.
Закончилась короткая, небогатая счастьем жизнь; оборвалась на полуслове красивая песня, вспыхнула и погасла яркая звезда очень русской поэзии, которая прекрасна и светла, как и знакомое нам по фотографиям лицо поэта. И люди, вовлечённые в стремительные ритмы эпохи, читают строки, исполненные гармонии.

Все участники по очереди:

– Читают в сутолоке городов.
– И в тиши сельских изб.
– И в просторных университетских аудиториях.
– И с торжественной эстрады.
– В праздники и в будни.
– По поводу и из потребности в благозвучном слове.
– Его стихи поют…
– Шепчут любимым.

Ведущий: Сергей Есенин бродит среди нас, подслушивая стук сердец, подсказывая свои стихи. А сегодня нам с вами помогли это сделать… (поочерёдное представление участников).