Цели:
- Повторение и углубление знаний учащихся о баснях Крылова;
- Знакомство с понятиями “квартет”, “бас”, “альт”, “прима”, “втора”
- Взаимопроникновение музыки и литературы, взаимообогащение двух видов искусств.
Оборудование: Портрет И. Крылова, иллюстрация к басне “Квартет”, нарисованные инструменты.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Постановка темы и цели урока.
Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
И.Крылов
3. Понятие басни.
- Какие вы знаете литературные жанры?
Басня – это тоже литературный жанр.
Басни любят взрослые и дети. И я предлагаю викторину “Угадай басню”.
Вот то-то мне и духу придает,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки
(“Слон и Моська”)
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(“Ворона и Лисица”)
К несчастью, то ж бывает у людей
Как ни полезна вещь, цены не зная ей,
Невежа про неё свой толк всё к худу клонит,
А ежели невежа познатней,
Так он её и гонит
(“Мартышка и очки”)
А Васька слушает, да ест.
(“Кот и повар”)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
(“Лебедь, Щука и Рак”)
Вперед чужой беды не смейся, голубок.
(“Чиж и Голубь”)
Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.
(“Зеркало и Обезьяна”)
А воз и ныне там.
(“Лебедь, Щука и Рак”)
- Кто автор этих басен? ( Да, Иван Крылов, но басни придумал не Крылов)
5. История возникновения басни.
Басня возникла давно, когда ещё не было письменности. И первым баснописцем считают Эзопа. Эзоп жил в Древней Греции и писал свои Басни в 5 – 6 веке до н.э. В своих баснях он говорил о недостатках людей, но говорил не прямо, а иносказательно т.е. придавал животным, птицам черты человеческого характера. И до сих пор язык иносказания называют Эзоповым языком. Послушаем одну из басен Эзопа “Конь и колесо”.
К басням Эзопа обращались многие поэты Федром, Жан Лафонтен, Сумароков, Козьма Прутков и другие. Но самым известным баснописцем считается Крылов т.к. его басни легки, просты и интересны.
6. Слово о И.Крылове (мальчик в цилиндре)
Я, Иван Андреевич Крылов, родился в семье капитана. Самый большой драгоценностью в семье былт книги. Отец собирал их много и тратил на них последние гроши Очень рано он начал меня обучать грамоте, вместе со мной училась и мать т.к. она была неграмотна.
Как – то раз отец взял меня в гости к богатому помещику Львову. Там было много гостей, я декламировал стихи, играл на скрипке. Гости удивились моим способностям и говорили, что мне надо учиться. Львов предложил, чтобы я жил у него в доме и учился вместе с его детьми. А у детей помещика Львова были французы – гувернеру, к ним ходили учителя, которые обучали их разным наукам и я многому у них научился. Но немало обид и унижений пришлось мне пережить в барском доме. Здесь я впервые понял, что такое неравенство: учителя относились ко мне пренебрежительно и показывали, что учат меня из жалости, да и взрослые давали знать, что я неровня их детям. Но я упорно учился.
Когда мне исполнилось 9 лет, умер мой отец, мать бросилась искать работу, чтобы не отрывать меня от учебы.
Мне было 11 лет, когда я поступил на службу в Тверской суд, в чине подкалериста. Я переписывал бумаги, разносил пакеты, чистил гусиные перья и потихоньку читал книги, за это меня ни раз бил начальник. Постепенно я начал понимать: где правда, а где ложь, как обманывают людей, что виноват бедняк, а богач всегда прав.
Вскоре я уезжаю в Петербург, в надежде увидеть большой театр. И я его увидел.
Природа дала мне талант, я мог стать художником т.к. прекрасно рисовал почти самоучкой я научился играть на скрипке, позднее музыканты изумлялись моей игрой на инструменте, но я решил стать писателем.
В Петербурге я выпускал журналы, даже написал оперу “Илья Муромец”, которая принесла мне успех. Но в России все осталось по- старому и надо было писать так, чтобы цензура не могла придраться, а смысл произведения , чтоб был понятен всем. Меня привлекла басня. На первый взгляд это небольшой невинный рассказ, в котором легче обмануть цензуру, если герои не люди, а звери, птицы, вещи.
7. Анализ басни “Кукушка и Петух”
- Какое это произведение по объёму, по форме?
- Кто герои этой басни?
- О чём эта басня?
- Почему Петушок, Кукушка написаны с большой буквы?
- Какие недостатки людей высмеивает автор?
- Какой вывод делает автор? Почитайте этот вывод басни.
- А за что они хвалят друг друга?
Понять читателю басню помогает мораль. Мораль – вывод автора, его оценка того, что он изобразил.
- А как вы думаете, что такое басня? Попытайтесь дать определение басни.
Запишем определение в тетрадь.
Басню можно инсценировать и группа ребят приготовила небольшое выступление.
8. Инсценировка басни Крылова “Квартет”
- Что называется квартетом?
- Какие инструменты звучат в басне?
- Какие герои участвуют в басне?
Представляете какая чепуха, какая бессмыслица, какая фальшь получилась у этих горе – музыкантов? А если эти инструменты находятся в руках настоящих музыкантов, то самая разнообразная музыка = медленная и быстрая, нежная и мужественная , печальная и радостная звучит красиво, выразительно, увлекательно. Сейчас вы услышите “Второй квартет” А. Бородина – фр. из 3 частей.
- Какая музыка прозвучала?
- Сколько инструментов вы услышали? Какие?
- Так что же нужно для того, чтобы музыка звучала красиво, гармонично?
9. Обобщение.
- Кто первый баснописец?
_ Почему басни Крылова любят дети и взрослые?
- Что такое басня, мораль?
10. Домашнее задание. Наизусть басню “Квартет”.